К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Причуды российского корпоративного управления

Причуды российского корпоративного управления
Почему зарубежные инвесторы нам не доверяют

Недавно проведенный Bloomberg опрос показал, что многообещающим привлекательным рынком 29% американских инвесторов считают Бразилию, 28% готовы вкладывать в Китай, 27% — в Индию. И только 6% — в Россию. Другое исследование (McKinsey) показывает, что инвесторы готовы платить за акции компаний, обладающих высоким уровнем качества корпоративного управления, на 30-40% больше и предпочитают отказываться от инвестиций в компании с низким уровнем.

Российские компании участвуют в IPO, активно формируют советы директоров и привлекают независимых директоров, создают системы внутреннего контроля и управления рисками, готовят отчетность по МСФО — но частные инвесторы не верят в то, что их права и интересы будут в полной мере защищены и по-прежнему опасаются вкладывать средства в российский бизнес. Их осторожность оправданна. Большинство российских компаний управляется крупным акционером «в ручном режиме», а совет директоров выступает формальным органом и не обеспечивает управление компанией в интересах всех акционеров.

Одна из причин такой ситуации — российское законодательство. Согласно последнему, подбор и номинация членов совета, в том числе независимых директоров, осуществляется крупными акционерами. В результате, такие «независимые» заведомо имеют высокий уровень лояльности к тем группам, которые их номинировали, и думают об их  интересах в первую очередь. Часто советы директоров  российских компаний являются живой иллюстрацией к басне «Лебедь, Щука и Рак»:  в них отсутствует необходимый баланс различных взглядов для принятия взвешенных решений в интересах бизнеса, а уровень профессиональной экспертизы директоров оставляет желать лучшего.

 

Дополнительное ограничение накладывает отсутствие четкого, закрепленного на законодательном уровне определения «независимого директора». В российских компаниях «независимыми» директорами могут считать представителей миноритарных акционеров, сотрудников управляющей компании, контрагентов и других аффилированных лиц. Все это оказывает негативное влияние на доверие частных инвесторов к способности российских компаний качественно управлять «чужими» деньгами и создавать дополнительную стоимость для всех акционеров. По мнению многих экспертов, акции российских компаний существенно недооценены, что ограничивает возможности по привлечению капитала через IPO.

Какова же международная практика? Подбор и номинация членов совета, в том числе независимых директоров, осуществляется советом директоров через комитет по номинациям. Затем акционеры голосуют за предложенных кандидатов. Некоторые международные финансовые центры обязывают эмитентов иметь большинство независимых директоров в совете, а в случае, если среди владельцев бумаг компании есть крупный акционер, — независимого председателя совета директоров. Как следствие советы директоров в международных компаниях более сбалансированны, конкурентоспособны, а компании более привлекательны для инвесторов.

 

В большинстве развитых стран критерии независимости четко описаны и закреплены в национальных регулирующих документах, что препятствует профанации идеи и исключает риски злоупотреблений. Независимые директора как внешние агенты привносят профессиональную экспертизу и принимают решения в интересах всех стейкхолдеров, гарантируя миноритарным акционерам, в том числе инвесторам, защиту их прав.

Вторая причина недоверия инвесторов связана с российской бизнес-культурой, в рамках которой компании нередко пренебрегают существующими нормами, регулирующими корпоративные отношения. Ситуация, складывающаяся на российских биржевых площадках, лучшая тому иллюстрация. Так, с 2006 года Правила листинга ФБ ММВБ включают основные положения национального Кодекса корпоративного поведения для соблюдения публичными компаниями (уровень А, А1, В) — при этом только 15 из 180 эмитентов полностью отвечают требованиям Кодекса. А самым популярным является обращение ценных бумаг «вне списка», где отсутствуют какие-либо требования к корпоративному управлению (193 бумаги, 150 эмитентов).

И хотя в рамках программы формирования международного финансового центра в России сейчас идет активная работа по доработке законодательной базы, подготовленные совместными усилиями ФСФР и Минэкономразвития РФ проекты федеральных законов (в части привлечения к ответственности членов органов управления хозяйственных обществ и в части создания условий для избрания независимых директоров) пока далеки от совершенства и не снимают описанных выше проблем. Разработанный же в 2002 году Кодекс корпоративного поведения РФ с тех пор ни разу не пересматривался и морально устарел.

 

Резюмируя, ситуацию можно описать так: российский бизнес провел «реставрацию фасада», но инвесторов смущает тот факт, что обновленная конструкция «стоит на песке».

Автор — председатель наблюдательного совета Ассоциации независимых директоров

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+