Полезно ли для дела «никогда не сдавать своих»? | Forbes.ru
$58.94
69.37
ММВБ2148.6
BRENT64.70
RTS1144.35
GOLD1242.77

Полезно ли для дела «никогда не сдавать своих»?

читайте также
Миллиардер Рональд Перельман рассказал, как обогнать конкурентов Математика в бизнесе будущего Вы банкрот. Кого достанет длинная рука закона +1004 просмотров за суткиСоучредитель Facebook стал самым богатым человеком Сингапура +22 просмотров за суткиВладелец клуба Dallas Cowboys назвал правило виртуозного ведения бизнеса +4 просмотров за суткиДетский контент. Facebook представил Messenger для пользователей до 13 лет +5 просмотров за суткиТрадиции бизнеса. Почему деловой климат в России ухудшается +1 просмотров за суткиFacebook начнет искать суицидальные посты по всему миру +5 просмотров за суткиFacebook виляет элитой: победа Трампа — лишь вершина «айсберга» +4 просмотров за суткиПример для Цукерберга: китайский мессенджер опередил Facebook по рыночной стоимости +1 просмотров за суткиFacebook и Instagram научат пользователей отличать «российскую пропаганду» +1 просмотров за суткиЖенщины более эмоциональны и страстны в бизнесе +47 просмотров за суткиПроблема на 100 млрд рублей: бизнес пожаловался Путину на Медведева из-за новых сборов +12 просмотров за суткиОпасная зона: 10 признаков необходимости сменить работу Клиентский опыт стал для бизнеса основным конкурентным преимуществом +4 просмотров за суткиБизнес нового поколения лидеров. Как ускорить рост стартапов в России +37 просмотров за суткиКрестецкая строчка пополнила президентский подарочный фонд +1 просмотров за суткиБизнес по-итальянски: путь Falconeri от банкрота до модного гиганта Facebook против мстителей. Как соцсеть будет бороться с публикацией интимных фото +99 просмотров за суткиНаш ответ «райскому досье»: как российские миллиардеры отреагировали на разоблачения +17 просмотров за суткиСыграть с поколением Z: как России заработать на киберспорте
#бизнес 07.12.2010 11:32

Полезно ли для дела «никогда не сдавать своих»?

Елена Евграфова Forbes Contributor
Выгораживание друзей может обернуться застоем или даже гибелью собственного бизнеса

Автор — главный редактор «Harvard Business Review — Россия» и книжного издательства United Press/«Альпина Бизнес Букс»

В последнее время власть вдруг решила продемонстрировать свое расположение к людям и организациям, в добропорядочности которых общество как раз усомнилось: награждены сотрудники правоохранительных органов, причастные к делу Сергея Магнитского, выражена поддержка руководителю федерального агентства по делам молодежи Василию Якименко на фоне его конфликта с избитым Олегом Кашиным... В комментариях аналитиков рефреном зазвучит фраза: «Путин никогда не сдает своих». Причем в голосах говорящих, даже весьма критически мыслящих, обычно угадывается тень одобрения. Но действительно ли это безусловная доблесть? Действительно ли всегда хорошо ни за что своих не сдавать?

В книге «Миллиардеры поневоле» Бен Мезрич рассказал, как основатель Facebook Марк Цукерберг одного за другим «своих сдавал» — отстранял таких же, как он, молодых людей, вместе с ним стоявших у истоков создания социальной сети и мультимиллиардного бизнеса. Все они вначале были очень полезны Марку: Эдуардо Саверин внес первые небольшие деньги на развитие и взял на себя начальное администрирование, Шон Паркер свел Цукерберга с настоящими инвесторами из Силиконовой долины, а кто-то просто делился идеями, как близнецы Винклвоссы. Потом большинство из тех, кого Цукерберг «предал», подали на Facebook в суд, и компания выплатила им немалые деньги, чтобы не раздувать скандала. Допустим, справедливость восторжествовала. Но можно ли осуждать Цукерберга за то, что он сделал?

В управлении как нигде важно четко расставлять приоритеты. Чтобы добиться выдающейся цели — построить компанию или, скажем, реформировать страну, — бывает, жизнь надо положить, а не то что пожертвовать репутацией хорошего товарища. Любая попытка усидеть на двух стульях снижает шансы добиться задуманного.

Своего друга Эдуардо Саверина основатель Facebook «сдал» потому, что тот был недостаточно одержим идеей. Сам Марк после первого курса бросил Гарвард, переселился в Калифорнию и полностью посвятил себя созданию компании. Эдуардо хотел окончить университет и сохранить для себя возможность другой карьеры и другой жизни на случай, если с Facebook не выгорит. Но, оставаясь студентом и живя в другом штате, он не мог быть полноценным управляющим, и Марк, к большому неудовольствию, Эдуардо отстранил его от дел.

Другой товарищ Цукерберга, Шон Паркер, оказался за бортом после того, как полиция накрыла организованную им разудалую вечеринку с травкой и прочими запретными радостями. С этого момента он стал угрозой для компании и судьба его была предрешена. Вряд ли найдется много людей, которые скажут, что Цукерберг — приятный человек, зато он в короткие сроки построил выдающуюся компанию. Иногда приходится выбирать.

Для нормального человека тяжело уволить любого человека, что уж говорить о том, с кем многое связано. Основатель «Рольфа» Сергей Петров рассказывал мне в интервью, как нелегко ему далось расставание с друзьями, которые вместе с ним создавали компанию и входили в высший менеджмент первого созыва, — людей, с которыми он работал до изнеможения, боролся за выживание компании, противостоял бандитам. Компания росла и в какой-то момент кто-то из товарищей отстал по деловым качествам, кто-то охладел к работе и расслабился. Можно было выбрать дружбу, но это обернулось бы застоем или даже гибелью бизнеса.

Разумеется, хороший начальник должен прикрывать своих людей, когда они совершают честные ошибки или действия, которые по разным причинам не нравятся вышестоящему начальству. Нормальный начальник всегда готов принять на себя удар, нацеленный на его подчиненного. Точно так же безусловное уважение вызывает тот, кто «не сдает своих», ставя на карту свое собственное благополучие.

Но вот как быть с теми случаями, когда ради «своих» человек рискует доверенным ему бизнесом? А если речь идет о благополучии целой страны? Каждый волен по-своему отвечать на поставленный вопрос, но, по моему мнению, иногда гораздо этичнее зарвавшихся «своих» все-таки «сдавать».

Автор — главный редактор «Harvard Business Review — Россия» и книжного издательства United Press/«Альпина Бизнес Букс»

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться