Малый бизнес и смена ценностей | Forbes.ru
сюжеты
$56.55
69.21
ММВБ2284.7
BRENT69.30
RTS1272.77
GOLD1337.24

Малый бизнес и смена ценностей

читайте также
+28 просмотров за суткиПсихология предпринимателя. Как забота о людях приводит бизнес к успеху +30 просмотров за суткиBeauty Bakerie: мать-одиночка и жертва онкологии построила косметический бренд с выручкой $5 млн +7 просмотров за суткиЛожный выбор. Стоит ли бежать из корпоративного рабства в собственный бизнес +4 просмотров за суткиГуру Дуров: зачем бизнесмену брать на себя роль проповедника +11 просмотров за суткиБедность или новые возможности: сколько женщин в мире запускают свое дело и чем они руководствуются +15 просмотров за сутки«Зачем отказываться от талантливых людей из-за того, что они рожают детей?». Вице-президент EY о карьере и предпринимательстве +2 просмотров за суткиУйти красиво. Как снизить риски при ликвидации бизнеса +10 просмотров за суткиГде вкладывать деньги: 20 лучших стран для ведения бизнеса Коммунальный бизнес: есть ли будущее у коворкингов Ничего нет нового под солнцем. Будет ли остановлена глобализация? Горькое послевкусие: как потребление сахара давит на ВВП +3 просмотров за сутки“Майами наш”: почему российские бизнесмены и бандиты селятся в башнях Трампа +1 просмотров за суткиГород для буржуа: в Москве строят внутреннюю заграницу в пределах Садового Отцы и дети: колонка Александра Мамута для Forbes Нескромное обаяние России: почему в стране так мало бизнесменов Ценности дуэлянта: как в России понимают свои права Империя или кровь: каким будет русский национализм Институт забора «Русский мир» как защита от отчаяния Торжество прокрастинации: как управляют современной Россией Символика уважения: что означает «рост влияния России в мире»

Малый бизнес и смена ценностей

Елена Евграфова Forbes Contributor
Как превратить несамостоятельного и подавленного посттоталитарного человека в активного и самодостаточного

Автор — главный редактор «Harvard Business Review — Россия» и книжного издательства United Press/«Альпина Бизнес Букс»

В предыдущей колонке я писала о ценностях соотечественников, о том, что они архаичны (здесь я не оригинальна), а потому удерживают страну в круге отсталости, несмотря на все попытки отдельных нацлидеров что-либо изменить. До тех пор, пока не переменится мировоззрение людей, не приживутся никакие перемены, что ни делай. Вопрос в том, можно ли изменить их более или менее быстро. И вообще как превратить пассивного, несамостоятельного, инфантильного, подавленного посттоталитарного человека в другого — активного, инициативного, ответственного и самодостаточного. Я могу ошибаться, но, мне кажется, самый действенный инструмент здесь — изменение условий существования. Если попытаться посмотреть на задачу изменения ценностей как на управленческий кейс и выбрать самый эффективный инструмент, то, на мой взгляд, этот инструмент — малое предпринимательство, но при определенной защищенности: если риски слишком велики, то большинство людей с нынешними ценностями туда не пойдет. Поэтому этот кейс мне кажется очень наглядным.

Когда я думаю об этом, мне неизбежно на ум приходят водители одной московской таксомоторной компании — собранные, ответственные, вежливые, аккуратные. По большому счету они ничем не отличаются от европейских, зато мало похожи на среднестатического россиянина с тем же уровнем образования и достатка. Уже на протяжении нескольких лет я пользуюсь услугами этой компании, нередко заказываю машину в аэропорт, так что волей-неволей регулярно «интервьюирую» таксистов. У меня была возможность составить их «психологический портрет» и сравнить его, скажем, с владельцем раздолбанных «жигулей», которого случается остановить на дороге, — зачастую человека с люмпенским сознанием, озлобленным на все и вся главным образом из-за того, что о нем не позаботилось государство.

Водители этой таксомоторной компании, по сути, индивидуальные предприниматели, арендующие у компании машины по фиксированной ставке. Их доходы зависят от них самих: в неудачный день водитель может оказаться в минусе, в хороший — заработать очень прилично. Таксисты сами решают, искать им клиентов самостоятельно или выполнять телефонные заказы и, значит, платить комиссионные диспетчеру, а также за аренду компьютера, на который выставляются заказы.

Для маневра у них не так уж много возможностей: нужно либо обзаводиться своей клиентурой (и водители нередко оставляют свой номер, предлагая звонить им напрямую), либо быстро соображать и хорошо рассчитывать время, чтобы максимально эффективно использовать заказы — не простаивать, но и успевать на все взятые вызовы. Разумеется, их свобода весьма ограниченна, а уровень защищенности достаточно высок (за ремонт и бензин платит компания), и тем не менее, судя по результату, даже такая самостоятельность сильно меняет отношение людей к жизни. Мне могут возразить: случай с таксистами не доказывает, что дело в условиях, вполне возможно компания изначально отбирала тех, кто склонен к самостоятельности и ответственности.

Может и так, но с другой стороны, отбор — не менее действенный инструмент воздействия. Людям свойственно оглядываться друг на друга, подражать друг другу, в социологии даже есть специальный термин для этого — мимесис. Если они видят, что инициативность, собранность, самостоятельность и ответственность вознаграждаются, они меняют свое поведение. Если «правильные» ценности востребованы обществом, они неизбежно будут распространяться.

Сейчас люди зачастую — просто винтики, исполнители, от которых ничего не зависит в силу разных причин — специфики отношений в российских компаниях (я — начальник, ты — дурак). Сколько ни работай эффективно, если менеджмент наделает ошибок, проект прогорит и ты опять виноват сам. Уходить особо некуда: рынок очень узок, везде кумовство и произвол владельцев. Много говорят о том, что власти преследуют бизнес, но что творит бизнес по отношению к людям также общеизвестно — начиная с серых зарплат, штрафов и заканчивая тренингами, во время которых над людьми зачастую просто издеваются.

Чтобы быстро изменить отношение россиян к работе и жизни, нужно поставить их в условия, когда почти все зависит от них. Изменить все сразу невозможно, необходимо выбрать инструмент, который даст существенный результат (скажем, прирост людей с «правильными» ценностями на 20-30%, что очень значимо). На мой взгляд, если много людей пройдет через собственный бизнес, это даст заметный эффект по части изменения ценностей.

Сейчас в России примерно треть экономики приходится на мелкий и средний бизнес, тогда как в приличных странах — 2/3. Широкое распространение малого бизнеса наверняка быстро и сильно повлияло бы на менталитет населения. Правда, чтобы народ пошел в малый бизнес, риски должны быть умеренными: одно дело в случае неудачи или ошибки потерять деньги и имущество, и совсем другое — крышу над головой и свободу. А если подкрепить активное распространение малого бизнеса независимым и справедливым судом, в котором можно отстоять свои права и защитить собственность, то изменения не заставят себя долго ждать.

Автор — главный редактор «Harvard Business Review — Россия» и книжного издательства United Press/«Альпина Бизнес Букс»

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться