К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Противостояние века: зачем сотрудничают стартапы и корпорации

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Некоторые большие компании боятся не выжить в гонке технологий и стараются вкладываться во внутренние R&D. Другие выбирают путь поглощения перспективных проектов. Нужно ли корпорациям взаимодействовать с перспективными командами, чтобы расширить собственные горизонты?

В ходе недавнего исследования Dell Technologies и Vanson Bourne были опрошены 4 000 руководителей средних и крупных компаний из 12 отраслей в 16 странах. Опрос показал, что крупный бизнес, в большинстве своем, не понимает, как взаимодействовать со стартапами. 78% опрошенных топ-менеджеров видят в них угрозу, 45% руководителей компаний боятся не выдержать конкуренции со стартапами в ближайшие три-пять лет.

В бизнес-среде считается, что корпорация — это что-то большое, неповоротливое, в чем нет места инновациям. Стартап же — напротив, представляется чем-то бодрым, дерзким, меняющим действительность, наполняющим мир новыми ценностями. С другой стороны – возникает вопрос стабильности, корпорация считается более стабильной структурой, которая несет ответственность перед большим числом заказчиков, дает работу тысячам сотрудников и приносит пользу государствам. Стартап же легко может оказаться чем-то нестабильным, сильно переоцененным. Страх одних перед другими, вероятно, вызван тем, что им трудно найти общий язык, видение и ценности. По моему глубокому убеждению, никакого противопоставления стартапов и корпораций на самом деле нет и не может быть. Без первых нет вторых, и наоборот. Ведь плох тот стартап, который не мечтает стать корпорацией.

Рынок требует взаимодействия

 

В сегодняшних условиях стартапам и корпорациям трудно не взаимодействовать. Более того, невозможно не взаимодействовать в целом со всеми элементами рынка, на котором работаешь. Лидировать чисто технологически в наше время совершенно нереально. Как только вы создаете какую-то новую технологию, как только вы подумали о том, как будете еемонетизировать, кто-то другой уже реализует ее по-своему.

Важно быть не только технологическим лидером, но и инновационным. Суть ведения бизнеса — в общении, взаимодействии, бизнес-моделях. Компания SAP при разработке своих решений взаимодействует с самыми разными компаниями и организациями. В первую очередь это, конечно, заказчики — все продукты создаются благодаря общению с ними. Также мы взаимодействуем с академической средой — с университетами, с учеными. Кроме того, идет постоянная коммуникация с  партнерами, которые занимаются непосредственно внедрением технологий. Общаемся с различными профессиональными сообществами. И, наконец, мы работаем с внешними разработчиками, включая стартапы. У нас существует Sapphire Ventures — венчурный фонд, созданный SAP, но действующий самостоятельно. Он в большей степени нацелен на Кремниевую долину и Западную Европу и инвестирует в стартапы на поздней стадии (с оборотом в 10 млн долларов и выше). Кроме того, у SAP появился фонд ранних инвестиций — SAP.io, который только начинает свою работу. Он тоже базируется в Кремниевой долине и нацелен на стартапы оттуда. В России и СНГ эти фонды пока инвестициями не занимаются. Основное взаимодействие со стартапами компания налаживает в сфере программных продуктов и решений в области информационных технологий, предоставляя техническую платформу и консультации.

 

Совместные инновации

Главный капитал для бизнеса – это знания и умения его создателей. Корпорация может прийти на помощь стартапу, когда этих знаний и умений не хватает, или когда не хватает денег на инфраструктуру. Мы ищем среди стартапов такие, которым можем помочь своими технологиями и знаниями в их инновационных разработках.

При этом SAP остается производителем запатентованного программного обеспечения, и нам важно разграничить права на интеллектуальную собственность и денежные вложения — наши и наших партнеров. Мы создали платформу, которая является нашей интеллектуальной собственностью. К нам приходит стартап — разработчик, который хочет реализовать свой продукт на нашей платформе. Например, приложение, для быстрой работы которого нуженмощный движок. Разработчик получает доступ к инфраструктуре, а компания помогает ему обучением, экспертными консультациями и прочим. С продаж готового продукта, который в итоге получается у стартапа, SAP получает долю.

 

Например, компания BigPoint из Германии — производитель компьютерных игр, создала на базе платформы HANA, принадлежащей SAP, собственный движок для анализа поведения игроков. Специальный алгоритм анализирует действия в процессе игры. Это происходит без участия людей и без анализа конкретной личности, поэтому права игроков не нарушаются. При этом алгоритм понимает, в какой момент времени и при каких условиях игрок будет готов купить тот или иной артефакт. В нужное время, в момент наибольшей готовности, игроку предлагают купить нужное оружие или защиту. Здесь действует принцип «дорога ложка к обеду» или, говоря современным языком, это real-time business. Игроку делается предложение, от которого ему не хочется отказываться. И эта же система позволяет провести транзакцию. Стоимость такой транзакции невелика, с деньгами расстаться легко, а в кульминационный момент это наиболее просто сделать. Сегодня на платформе HANA разработаны сотни решений, многие из них совершенно не вяжутся с образом нашей компании  — это и игровые приложения, и решения для спорта, для медицины, для аналитики и множество других.

Для российского рынка и местных стартапов мы совместно с ГИС «АСУпроект» выпустили решение для компаний нефтегазовой отрасли. Стартап пришел к нам с планами разработки своего решения, наша лаборатория предоставила команде доступ к нужным технологиям через свои серверы, сформировав под проект ландшафт для разработки. Решение прошло проверку на соответствие нашим стандартам качества, в том числе по производительности, безопасности, функциональности и стало первым российским продуктом в глобальном прайс-листе SAP. Это дало нам возможность предлагать технологию своим клиентам по всему миру, а стартап получил возможность реализовать задуманное.

Сегодня у нас есть несколько перспективных направлений для сотрудничества со стартапами – документооборот, безопасность в технологиях Интернета вещей, логистика. Так, мы начали сотрудничество с проектом VeeRoute из Санкт-Петербурга, разрабатывающем решения в области логистики. Сейчас мы уже проводим интеграцию решения VeeRoute c нашей системой управления транспортировками. Компания пришла к нам с пониманием, как и на чем зарабатывать деньги, но ей требовалась помощь в технологической составляющей. Главное для стартапов, которые приходят в корпорации – понимать, какие преимущества для себя они получат от использования тех технологий, которыми владеет корпорация.

В конечном итоге выиграют те компании, кто научится извлекать выгоду из сотрудничества. Игрокам рынка к сегодняшнему дню стало более-менее понятно, в чем заключаются сильные и слабые стороны стартапов и корпораций, и как большие и маленькие компании могут дополнить друг друга.

Именно у корпораций есть достаточно высокая устойчивость бизнеса, большое число платежеспособных заказчиков. Корпорации способны вкладываться в R&D и разрабатывать ресурсоемкие проекты. Смена технологических парадигм происходит усилиями научного и корпоративного сообществ, потому что это — сложная и долгосрочная задача. Стартапы же более мобильны, легки на подъем. Они гораздо быстрее могут применять технологические новшества, создавать инновационные решения. Синергия же появляется там, где работает сценарий win-win.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+