Две вселенные: чему российским стартаперам можно научиться у западных коллег | Карьера и свой бизнес | Forbes.ru
$57.91
69.11
ММВБ2060.24
BRENT56.48
RTS1120.13
GOLD1291.91

Две вселенные: чему российским стартаперам можно научиться у западных коллег

читайте также
+3 просмотров за суткиРеакция на стресс: три типа поведения бизнесменов, когда к ним приходят с проверкой Илон Маск Вельского уезда: что сделал бывший торговец нелегальной водкой из маленького города +9 просмотров за суткиНа старт, внимание: простые правила, которые помогут запустить бизнес +5 просмотров за суткиЦифры, планы и бумаги: как просить деньги у инвестора +1 просмотров за суткиВ рабстве у девелопера: как открыть бизнес в торговом центре и не разориться +1 просмотров за суткиХороший сервис в большой компании. Это реально? Обувной гардероб: как продавать обувь ручной работы в кризис +4 просмотров за суткиДвойная игра: что делать, если ваш контрагент оказался мошенником +2 просмотров за суткиКак грамотность и этикет переписки влияют на бизнес +2 просмотров за суткиMission impossible: зачем стартапу придумывать себе миссию и ценности +1 просмотров за суткиБренд и бизнес: как бренд может повлиять на финансовые результаты компании +2 просмотров за суткиНесладкая жизнь: почему важно не сдать позиции при нарастающем количестве конкурентов Свой среди чужих: как и зачем брать на работу сотрудника из другой сферы Общее место: шесть мифов о работе в коворкингах Обещания как валюта: как создать продукт, если нет ни времени, ни денег Владеть или управлять: как ведут себя собственники семейного бизнеса в России +1 просмотров за суткиСекрет партнерства: как маленькой компании заинтересовать крупный бренд Налоговая оттепель: чего стоит опасаться предпринимателям +2 просмотров за суткиИз рук в руки: как запустить курьерскую службу доставки +5 просмотров за суткиНачать свое дело и не разрушить семью. 6 рецептов от владелицы сети кафе «ДвижОК» +2 просмотров за суткиДвое в лодке: стоит ли строить бизнес с партнером и как правильно его выбрать?

Две вселенные: чему российским стартаперам можно научиться у западных коллег

Фото Getty Images
Успех российских стартапов на западном рынке — явление редкое. Что мешает отечественным предпринимателям выходить на зарубежные рынки, поднимать инвестиции в иностранных фондах и завоевывать сердца пользователей?

Мне повезло стать продуктом двух культур — российской и американской. Я выросла в Москве и к 20 годам успела поучиться в МИФИ, Высшей школе экономики, Сколтехе. Когда мне представилась возможность продолжить образование в США в знаменитом Массачусетском технологическом институте (MIT), я не раздумывая собрала чемоданы и вылетела в Бостон.  

Мое знакомство с американской предпринимательской экосистемой началось в первое же утро. После бессонной ночи (джетлаг — штука суровая, особенно с непривычки) я отправилась в ближайший «Старбакс» за порцией кофеина. В ожидании заказа стоящий рядом в очереди парень без лишних церемоний начал… презентовать мне свой проект. Вот прямо так: «Привет, Я Том, у меня есть классная идея стартапа, хочешь расскажу?»

Я была обескуражена. По натуре я человек очень коммуникабельный, в детстве без приглашения залезала на табуретку и читала стихи гостям, но вот с ходу незнакомому человеку выдать питч! Этот курьез стал моим первым открытием в американской культуре предпринимательства — умение и желание говорить о своей идее всем и каждому. Говорить вкусно, заразительно, эмоционально. Вот такая любовь с первого питча.

В воздухе над Kendall Square (это местечко рядом с кампусом MIT имеет самую высокую концентрацию стартапов на Восточном побережье) «вирус предпринимательства» превышает все допустимые пределы. Я заразилась быстро. Уже через полгода после приезда я основала свою первую компанию — маркетплейс спутниковых данных ImageAiry, который в 2015 году купила калифорнийская аэрокосмическая компания Astro Digital.

За время обучения в бизнес-школе MIT Sloan и последующей карьеры в роли основателя высокотехнологичной компании я познакомилась с десятками предпринимателей как местных, так и российских. Невольно замечая различия в их подходе к бизнесу, я примеряла на себя собранные наблюдения, тестировала их на практике и старалась понять, что работает, а что нет.

Больше общения!

Наблюдение: Американские предприниматели отлично умеют презентовать свои идеи. Причина не в их особенных способностях к публичным выступлениям. Дело в том, что они делают это очень часто. Формат короткой беседы, small talk, столь популярный в США и не прижившийся в России, — отличный способ не только познакомиться с клиентами и завязать партнерские отношения, но и шанс рассказать случайно встреченному в лифте инвестору историю о том, как ты собираешься менять мир. Говорить о своей идее всем и всегда, без стеснения и страха, что ее немедленно украдут, — вот что стало моим первым уроком.

Рекомендации:

  1. Общайтесь. Общайтесь с разными людьми, с теми, кто не похож на вас, кто работает в другой индустрии и живет в другой культуре. Рассказывайте этим людям о своих идеях и внимательно слушайте. Нет ничего полезнее обратной связи от человека, который смотрит на вещи иначе, чем вы.

  2. Учитесь слушать. Большинство людей слушают, чтобы ответить, а не чтобы понять. Для многих нетворкинг — это эфирное пространство, где ключевая задача  — прорекламировать себя и всех поразить. Не тратьте на это время.

  3. Ищите способ быть полезным окружающим. Это не альтруизм, а долгосрочная инвестиция.

Больше простоты!

Все американские предприниматели, с которыми мне довелось сталкиваться, отличались высшей степенью прямолинейности. Берут и говорят как есть: «Нет, эту функцию мы реализовать не сможем. Наша команда недостаточно разбирается в технологии». Сначала мне это казалось странным и даже непрофессиональным. На практике же подобный подход сильно упрощает ведение деловых переговоров — когда стороны открыто и прямо говорят о своих целях и возможностях гораздо проще прийти к взаимовыгодному результату.

Рекомендации:

  1. Будьте откровенны с вашими бизнес-партнерами (и не только). В краткосрочной перспективе обман может сработать, но кумулятивный эффект от надежного долгосрочного партнерства куда ценнее.  

  2. Превосходите ожидания (и не обещайте невозможное!). Если вы пообещаете Х, а сделаете Х-1, то партнерство пострадает. Если вы пообещаете Х и сделаете Х, то это воспримут как должное. Никаких оваций вас не ждет. Если же вы пообещаете Х, а сделаете X+1, то вы — герой. Почему бы изначально не поставить планку ожиданий на уровне X-1 и с легкостью их превзойти?

Больше неудач!

В Америке совершенно иное отношение к неудачами. Тут их как будто вообще не бывает: ты либо победил, либо получил опыт — одно из двух. Почему это важно? В стартапах ошибки неизбежны — когда ты создаешь новый продукт, приходится делать массу предположений касательно бизнес-модели, рынка, каналов продвижения. Эти гипотезы надо проверять, и нередко результаты приводят к серьезному переосмыслению концепции продукта. И это хорошо. Вся суть стартапа заключается в последовательном совершении ряда ошибок, которые в итоге приводят к появлению масштабируемого продукта, у которого сходится юнит-экономика. А вот желание сделать идеально с первого раза и страх потерпеть неудачу — прямой путь к полному и безоговорочному провалу для любого стартапа.

Рекомендации:  

  1. Не пытайтесь сделать «правильно» с первого раза. Если вы создаете что-то новое, то ошибки неизбежны, и ключевую роль играет скорость проверки гипотез. Вместо того чтобы полировать до блеска и пытаться продумать все детали проекта, сделайте несколько итераций. Если вам не стыдно за то, как выглядит первая версия продукта, то вы ее выпустили слишком поздно.

  2. Будьте открыты к критике. Чем более честную обратную связь вы получите, тем легче вам будет понять и исправить ошибки. Комплименты бесполезны, а вот жесткая конструктивная критика способна творить чудеса.