Доходное зерно: как сеть кофеен превратилась в компанию с прибылью 59 млн рублей | Forbes.ru
$58.32
69.54
ММВБ2161.17
BRENT63.92
RTS1166.09
GOLD1289.06

Доходное зерно: как сеть кофеен превратилась в компанию с прибылью 59 млн рублей

читайте также
+720 просмотров за суткиДеньги на ветер. Как автоматизировать бизнес и не навредить ему +125 просмотров за суткиБизнес нового поколения лидеров. Как ускорить рост стартапов в России +174 просмотров за суткиБольшие надежды: пять принципов выживания ресторанного бизнеса +91 просмотров за суткиСтрижено или брито. Сеть региональных парикмахерских делает оборот 300 млн рублей на стрижках по 300 рублей +78 просмотров за суткиПод каблуком: как штамп в паспорте влияет на выбор модели бизнеса +75 просмотров за суткиВзрывной бой: пять принципов борьбы Там Куи, которые пригодятся в бизнесе +18 просмотров за суткиДеньги на бочке. Торговец пивными кегами запустил производство, чтобы уйти с серого рынка +211 просмотров за суткиРуки-ножницы: как создать салон красоты с прибылью на 30% выше, чем у традиционных сетей +51 просмотров за суткиКомплимент от шефа: бизнес-секреты московских рестораторов +60 просмотров за суткиПравильный ответ: как женщинам-предпринимателям побороть гендерную предвзятость инвесторов +11 просмотров за суткиКак не пойти ко дну в бизнесе? Обеспечьте себе поддержку друзей +4 просмотров за суткиКружок книголюбов: как заставить читать профлитературу поваров и официантов +2 просмотров за суткиЕдинственное и дорогое. Как оценить стоимость доменного имени +47 просмотров за суткиПочти даром: девять секретов «бомж-маркетинга» для тех, у кого нет денег +189 просмотров за суткиОперация «Преемник»: детские фантазии – на пользу предпринимательскому будущему +18 просмотров за суткиДо парадной. Издатель The St. Petersburg Times создал сервис доставки продуктов +35 просмотров за суткиПрощание с иллюзиями: какие заблуждения опасны для владельцев бизнеса +3 просмотров за суткиСажать или нет: как наказывать бизнесменов за преступления в экономике +19 просмотров за суткиУроки моря: принципы яхтенного спорта, которые помогают в жизни и бизнесе +13 просмотров за суткиСемь уроков, которые любой стартапер может извлечь из сериала «Кремниевая долина» +2 просмотров за суткиСмена курса: как изменится жизнь предпринимателей, избранных в муниципалитет

Доходное зерно: как сеть кофеен превратилась в компанию с прибылью 59 млн рублей

Фото Семена Каца для Forbes
«Лаборатория кофе» перевыполнила план обжарки кофе в шесть раз, наладив поставки в «Шоколадницу» и «Чайхону №1».

На открытии торгового центра «Океания» в октябре 2016 года мэра Москвы Сергея Собянина угостили чашкой кофе, приготовленного в «Чайхоне №1». Неделей ранее в сеть завезли тестовые образцы кофейного зерна от нового поставщика. «После мероприятия в ресторан позвонили из мэрии и сказали, что Собянину напиток понравился. В тот же день «Чайхона» сделала у нас первый крупный заказ свежеобжаренного кофе», — рассказывает Сергей Лапчевский, сооснователь и гендиректор компании «Лаборатория кофе». К тому моменту Лапчевский уже поставлял кофе в сети кофеен «Шоколадница», Surf Coffee, Coffee Like. По итогам 2016 года «Лаборатория кофе» обжарила 54 т зеленого кофе, прибыль компании составила 59 млн рублей.

Основатели «Лаборатории кофе» Сергей Лапчевский и Александра Тищенко познакомились в 2012 году в  столичном Rolling Stone Bar, где Сергей работал управляющим директором. Тищенко тогда только вернулась из Канады, где изучала английский язык, и хотела запустить свой бизнес. «В крошечной кофейне напротив института в Торонто продавали отличный кофе, за которым стояла очередь. Мне захотелось открыть такую же точку с кофе навынос в Москве — без затрат на обслуживающий персонал», — рассказывает предпринимательница. Лапчевский же параллельно с основной работой открывал бар в здании МДМ на Фрунзенской. «Пока шел ремонт, нужно было отбивать аренду и прикармливать место, — объясняет он. — С товарищем мы купили кофемашину и начали продавать кофе навынос». Через полгода после запуска партнер Лапчевского вышел из бизнеса, а предприниматель предложил новой знакомой Александре Тищенко развивать кофейный бизнес вместе, выкупив долю за 350 000 рублей. Они открыли восемь кофеен под названием «Бариста» в московских бизнес-центрах. «За рабочий день мы продавали 300–450 чашек кофе, а самые успешные заведения приносили по 1,4 млн рублей в месяц», — вспоминает Лапчевский. Тогда же к команде присоединился Сергей Степанчук — бариста с 10-летним опытом. Сегодня ему принадлежит 15%, инвестору Борису Чернозубу — 20%, Сергей Лапчевский и Александра Тищенко в равных долях владеют 65% компании.

Глава производства компании Сергей Степанчук победил в Российском чемпионате бариста и готовится к мировому чемпионату в Сеуле

Планы по развитию кофеен рухнули в 2014 году: сменился владелец бизнес-центров, где работали точки Лапчевского и Тищенко, и рядом с «Бариста» появились конкуренты. Кроме того, ставки аренды в рублях взлетели в два раза, арендаторы выезжали из дорогих офисов из-за скачков курсов валют — поток покупателей снизился. «Часть точек пришлось закрыть. Оставшиеся мы продали за 750 000 рублей, ниже себестоимости, бывшим партнерам, которые сейчас развивают свою сеть «Эль Кафе» на автозаправках «Лукойла», — говорит Тищенко.

В результате Лапчевскому и Тищенко пришлось возвращать около 10 млн рублей двум инвесторам, один из них вышел из проекта сразу после закрытия «Баристы», второй — друг отца Александры Борис Чернозуб — решил не только остаться, но и инвестировать в новый проект создателей «Бариста».

«Еще до закрытия «Бариста» ребята стали налаживать собственное производство кофе для оптимизации расходов. А когда уже закрыли сеть, стали развивать оптовый бизнес», — рассказывает Чернозуб.

По словам президента компании «Монтана Кофе» Александра Малчика, войти в кофейный бизнес не так сложно и относительно недорого. «Регистрация ИП, маленькое помещение и ростер за $10 000–20 000. И все — ты уже в деле», — говорит Малчик, который начал жарить кофе в России в 1992 году. В начале 2000-х на рынке уже работало несколько десятков компаний, сегодня, по оценке Малчика, около 600 обжарщиков, но большинство из них — локальные игроки. «Маржинальность «Монтана Кофе» составляет 12–14%, но для молодой компании показатель может быть и выше», — уточняет Малчик. В «Лаборатории кофе» маржинальность бизнеса оценивают на уровне 25%.

Новые инвестиции — 5 млн рублей, вложенные Чернозубом после закрытия «Бариста», пошли на покупку ростера, обустройство нового помещения и участие в профильной ресторанной выставке «Пир». В октябре 2015 года маленький стенд «Лаборатории кофе» привлек к себе внимание крупных кофеен: «Многие брали наши визитки, но мы не знали наверняка, конвертируются ли контакты на выставке в реальные заказы», — вспоминает Тищенко. После выставки «Пир» «Лаборатория кофе» договорилась о нескольких мелких поставках, но к концу 2015 года предпринимателей ждал провал: контракт разорвал крупнейший клиент — сеть кофеен в Махачкале (1,2 т в месяц), которая перешла на собственную обжарку. Весной 2016 года партнеры вернулись к объему 500 кг зерна, с которого начинали в 2015 году. Ситуацию спас звонок от шеф-бариста «Шоколадницы». «У «Лаборатории кофе» мы закупали моносорта для альтернативных способов заваривания, — говорит Ирина Макалева, бар-менеджер кофеен «Шоколадница». — Первая партия была небольшой, около 1 т, так как для нас была важна свежесть обжарки. Позже увеличили закупку до двух тонн в месяц». С начала 2017 года сеть перешла на собственную обжарку.

По словам Лапчевского, сотрудничество с «Шоколадницей» позволило «Лаборатории кофе» почувствовать себя более уверенно на рынке. К середине 2016 года мелкие клиенты из Новосибирска, Волгограда, Крыма, Минска заказывали по 400–500 кг ежемесячно. С осени компания жарит 10 т зерна ежемесячно для кофеен Surf Coffee, Coffee Like, «Круассан Кофе» и Konigsbacker. Сеть «Чайхона №1» после визита Сергея Собянина заказала на два ресторана партию 80 кг.

С появлением крупных клиентов предприниматели увеличили закупку зеленого зерна в три раза и по максимуму загрузили мощности. «В декабре 2016 года мы планировали обжарить месячную норму 2,5 т — это был самый оптимистичный прогноз, а в результате выполнили заказов на 15 т», — хвалится Лапчевский. В начале 2016 года «Лаборатория кофе» жарила зерно один-два раза в неделю сессиями по 10 часов. Сейчас команда из четырех обжарщиков и трех фасовщиков работает пять дней по 13–14 часов.

Недавно предприниматели решили расширить продуктовую линейку и помимо 26 сортов кофе стали поставлять чай-латте, какао и сиропы собственного производства. «Опыт развития своих небольших кофеен показал, что для маленьких точек важно иметь возможность заказать много разных ассортиментных позиций в одном месте», — говорит Тищенко.

Пропорционально росту продаж увеличивается и объем новых инвестиций, подчеркивает старший партнер Чернозуб. Сейчас предприниматели планируют перенести производство в более просторное помещение, с учетом роста компании в несколько раз. «Пока компания молодая, она будет быстро развиваться, но рынок не безграничен, и конкуренты растут быстро», — говорит Чернозуб.  Да и сама «Лаборатория кофе» вскоре запустит собственные курсы, таким образом взращивая потенциальных конкурентов.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться