К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Два континента: зачем стартапу офисы в Кремниевой долине и Петербурге

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Создав проект Datanyze в Калифорнии в 2012 году Илья Семин понял, что развивать компанию в США проблематично. Как второй офис в России помог проекту вырасти?

В команде Datanyze сейчас около 50 сотрудников, большая часть из которых работает в Кремниевой Долине. Когда проект стал быстро расти,  стало понятно, что развивать дальше компанию в Калифорнии будет сложно. Помимо очевидных факторов, таких как зарплата — в три раза выше, чем в России, есть ещё и скрытые — например, лояльность сотрудников (в Долине люди меняют работу очень часто), налоги (более 30%, а иногда и 48%) и дорогой социальный пакет (медстраховка, фитнес, проезд).

После того как компания выросла до 30 человек, мы начали думать о том, как дальше расти наиболее эффективным способом и задумались об открытии второго офиса. Мы рассматривали несколько вариантов, каждый из которых имел свои преимущества и недостатки:

Американская глубинка. В Америке, как и в России, существует ощутимая разница в зарплатах между ИТ-центрами (Сан-Франциско, Нью Йорк, Бостон) и всеми остальными городами и штатами. По нашим подсчетам, открытие такого офиса помогло бы в среднем сэкономить около 25-30%, в зависимости от региона. Другие преимущества включали в себя отсутствие проблем с языком и незначительную  разницу в часовых поясах.

 

Аутсорсинг в Индию или Филиппины. Поработав в компаниях, где именно таким образом была построена команда инженеров, я изначально был против этого варианта. Из преимуществ можно выделить только одно — существенная экономия по сравнению с зарплатами в Долине. Самым большим недостатком же, помимо уровня кадров и разницы во времени, на мой взгляд, является очень большая разница в культуре общения в Индии и США. У нас в команде никого из Индии нет, поэтому этот вариант практически не рассматривался.

Москва. Так как я сам родом из Подмосковья, территориально Москва казалась идеальным местом для открытия дочернего офиса. Но тут были и очевидные недостатки — в Москве уже сконцентрировано достаточно много иностранных компаний, в том числе и стартапов. Это привело бы к определенным сложностям в привлечении талантливых сотрудников.

 

Санкт-Петербург. По сравнению с Москвой, на мой взгляд, единственный существенный недостаток — это отсутствие такого большого количества технических кадров. С другой стороны, несмотря на то, что в Питере присутствуют несколько крупных российских IT компаний (Яндекс, ВКонтакте), количество иностранных стартапов значительно меньше, чем в Москве, цены и зарплаты в среднем на 30% ниже, чем в столице. Командировки в Питер (а также из Питера в Кремниевую долину) ничем не отличаются от Москвы — прямых рейсов из Сан Франциско нет ни в том, ни в другом случае, но можно долететь c одной пересадкой.

Немного подумав, мы остановились на последнем варианте. Довольно быстро стало ясно, что выбор мы сделали правильный. В Питере очень много талантливых людей, а если расширить географию и предложить людям из Москвы или других регионов оплатить переезд в Питер — тогда с кандидатами вообще проблем нет. Примерно через полгода в нашем питерском офисе уже было 15 человек и появились ощутимые результаты в плане продукта: некоторые сервисы, которые мы давно хотели реализовать, но не находили времени, были сделаны питерской командой.

Непростой была регистрация российского ООО удаленно, через российское консульство в Сан-Франциско. При том, что его сотрудники шли на определенные уступки, деталей в оформлении необходимых доверенностей и договоров они знать не должны. Поэтому решить вопрос мы смогли только при помощи юридической конторы, имеющей офисы и в Петербурге, и Долине. В целом процесс регистрации юрлица занял полгода и обошелся в более $20 000.

 

Очень важно было обеспечить восприятие сотрудников питерского офиса в штаб-квартире как полноценных членов семьи Datanyze. Мы постоянно говорим в Долине, что для нас этот офис является стратегическим решением, и что именно таким образом мы сможем стать еще более успешной компанией. Мы по максимуму стараемся обеспечивать сотрудникам в обоих офисах равные условия. Например, поскольку компания является прибыльной, каждый месяц часть заработанной прибыли распределяется между обеими локациями в качестве премии.

Самые большие сложности сегодня заключаются в двух вещах — разница в часовых поясах (11 или 10 часов, в зависимости от времени года) и общение на расстоянии. С первой проблемой мы решили справляться, предоставив сотрудникам в Питере очень гибкий график работы и попросив их сдвинуть свое расписание на вторую половину дня. Таким образом, есть примерно 3-4 часа «покрытия» между двумя офисами. В плане общения все немного сложнее. Несмотря на то, что мы нанимаем людей исключительно с хорошим английским, что-то все равно теряется на расстоянии и возникает недопонимание или недостаточно правильная интерпретация тех или иных деталей. Мы стараемся организовывать частые командировки в Кремниевую долину для сотрудников питерского офиса. Так они могут познакомиться с американскими коллегами лично и наладить прочную связь с теми, с кем работают регулярно.

Было непросто и установить корректную иерархию во взаимоотношениях петербуржцев и калифорнийцев. Нанимаем мы программистов, линейных сотрудников поддержки и аналитиков, и в большинстве случаев почти все заинтересованные в результатах их работы находятся в США. Это создавало ситуацию, когда управлением группы из 2-4 человек занимался менеджер, ни разу не видевший никого из них и не знающий стиль работы каждого. К тому же в российском офисе есть управляющий, который нанял всех и, конечно, всем удобнее общаться именно с ним. Получалось, что сотрудник отчитывался сразу нескольким менеджерам, и это вносило хаос. Мы решили создать автономные группы, в каждой из которых назначается администратор, распределяющий задачи и выполняющий самые сложные части проектов.

В апреле был год, как мы открыли питерский офис, и сейчас команда переезжает в более вместительное и качественное помещение в центре города. За этот год питерский офис помог компании значительно улучшить продукт и запустить несколько ключевых инициатив, при этом мы сэкономили на зарплатах более 2 млн долл. В наших планах — продолжать нанимать талантливых сотрудников, включая как программистов, так и продажников.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+