К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Бизнес на поток: пять советов серийного предпринимателя

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Почему не стоит искать чумовую идею, зачем рассказывать друзьям о проекте, и почему нужно начать экономить прямо сейчас

Часто бывает так, что человек загорелся идеей, вложил в нее все сбережения, а дело не пошло. Пять советов, которые помогут начать свой бизнес и не прогореть.

Тестируйте идеи  

Подстраховаться от неудач на 100% невозможно, но сократить риски реально. Для начала опишите свою идею и протестируйте ее на друзьях. Четко фиксируйте критику — если первая реакция в целом положительная, расширяйте круг «экспертов», идите в поле. Не поскупитесь на тестовый сайт, купите немного рекламы и смотрите на реакцию — приходят ли клиенты и чем они интересуются. Цена вопроса – 70 000-80 000 рублей. Но лучше потратить несколько десятков тысяч на старте, чем потом выкинуть миллионы в мусорную корзину.

 

Тестирование хорошо работает на любом этапе. Когда я строил бизнес, связанный с платежными терминалами, на рынке уже была пара игроков и все они присутствовали в крупных торговых точках. Я ломал голову: как сделать так, чтобы люди подходили именно к нашим? Стали тестировать – красили терминал в яркие цвета, писали какие-то надписи – не помогало. Решение подсказал случай — проходя мимо ресторана, я услышал зазывалу, который приглашал зайти внутрь. Мы придумали музыкальную заставку и в качестве эксперимента установили на один терминал, который веселым голосом подзывал к себе посетителей. Поток клиентов увеличился на несколько процентов, мы поняли, что решение найдено, и оснастили все наши устройства голосовым сопровождением.

Ищите продукт, который будет продаваться сегодня, а не завтра

 

Многие начинающие предприниматели так влюблены в свою идею, что пропускают все контраргументы мимо ушей. «Люди пока не понимают своего счастья, а как только я это сделаю, выстроятся в очередь», — думают они. Такое бывает, но редко. Со мной такая история случилась на старте моей карьеры. Я тогда занимался оптовой продажей продуктов питания. На основе этого бизнеса придумал новый — розничную доставку на дом. В те годы (конец 1990-х – начало 2000-х) люди еще предпочитали видеть и щупать товар, прежде чем покупать, и отклика моя идея среди знакомых не нашла. Это меня не остановило, я был уверен в успехе. Мы придумали схему, которая позволяла делать доставку очень быстрой: с момента заказа до вручения посылки покупателю проходило не более получаса. Операторы принимали заказы, курсируя с тележкой между полок и складывая в нее заказанные продукты. Все и правда работало идеально — вот только клиентов почти не было. Они так и не «дозрели», и проект пришлось закрыть. Было ужасно жалко, но еще бы 5-6 лет мы бы точно не продержались. Именно столько времени понадобилось подобного рода сервисам, чтобы стать в России массовым рынком.

Один раз обжегшись, я понял: не надо искать чумовую идею, которая когда-нибудь выстрелит, — скорее всего у вас не хватит сил и средств поддерживать бизнес в ожидании этого «когда-нибудь». Если вы придумали продукт, а рынок к нему не готов, возможно, стоит поискать альтернативу – что-то, что будет продаваться и приносить доход прямо сейчас.

Советуйтесь, просите о помощи

 

В жизни каждого есть кто-то, кто может дать легкий «пинок», подтолкнуть в нужную сторону – с кем-то познакомить, дать совет, раскрыть глаза на неучтенные риски. Несколько лет назад я искал средства на новый проект. У меня уже была протестированная идея, уверенность в успехе, готовая ринуться в бой команда. Все, кроме денег. В итоге я подробно описал идею, обозначил нужную сумму и разослал письма всем своим знакомым. Через день я получил ответ от давнего приятеля, который спрашивал, могу ли я в ближайшее время приехать в Питер познакомиться с потенциальным инвестором. Я сразу же приехал и вернулся домой с первым миллионом.

Вовремя полученный совет может оказаться бесценным для бизнеса. Когда-то я загорелся идеей написать CRM-систему. Я носился с этой идеей, выкраивал бюджет и, к счастью, решил посоветоваться с одним другом айтишником. Выслушав все мои «хотелки», он очень удивился и спросил, почему я хочу разрабатывать с нуля то, что есть в готовом виде? К тому времени на рынке было представлено несколько CRM-продуктов, которые прекрасно решали все мои проблемы, просто я об этом не знал. В итоге благодаря совету специалиста я сэкономил массу времени и денег.

Погружайтесь в детали

Одним из моих проектов была платежная система. Когда ТЗ на разработку было готово и отдано в работу, я решил взглянуть и обнаружил, что в нем не прописана очень важная вещь — условие списания денег с клиентов. По сути, это означало потенциальную «дыру», через которую мог совершить кражу любой средней руки хакер. И ее не заметили ни крутые IT-специалисты, ни опытные продуктологи. Не знаю, что могло бы случиться, если бы я не обнаружил эту ошибку.

В умных книжках пишут, что главная задача основателя бизнеса — определять вектор развития компании, организовывать процесс, давать указания и контролировать главные показатели. А операционные задачи должны решать правильно подобранные подчиненные. Не обольщайтесь – не работает. У наемных менеджеров, как бы хороши они ни были, другой тип мышления, другая мотивация, и они никогда не будут так же болеть за бизнес, как вы. Если хотите, чтобы ваш бизнес работал с минимальными сбоями, закатайте рукава и лезьте в кишки, в операционку. В бизнесе – и не только – всегда выигрывает тот, кто контролирует детали. Сначала нужно проверить, есть ли у солдат теплая шинель и еда, а потом уже давать приказ перейти через Альпы.

 

Сокращайте расходы, не ожидая кризиса

Когда случился кризис, я урезал ежемесячные расходы компании на 1 млн рублей: сократил нескольких сотрудников, поменял сервер, урезал представительские расходы. Знаете, что в итоге произошло? Ничего. Мы не почувствовали никакой разницы, никакого дискомфорта. Просто стали тратить на миллион меньше. При этом продаж меньше не стало, бизнес не пострадал, даже наоборот, приобрел некий запас прочности. Почему я не сделал этого раньше? Потому что все было хорошо. В бизнесе все как в жизни. Обычно все начинают экономить, когда перестает хватать денег. Мало кто контролирует расходы, когда все хорошо. У меня есть знакомый фрилансер-дизайнер, который сумел за пять лет скопить денег на квартиру в Москве – без ипотеки. У него семья, двое детей, и впроголодь они не жили, и отдыхать ездили за границу. Единственное, что сделал этот человек, — проанализировал свои расходы и исключил из них необязательные траты, например, утренний капучино за 200 рублей. Знаете, сколько можно сэкономить за пять лет на чашке кофе? Около 300 000 рублей. И таких статей бюджета, от которых можно легко отказаться, великое множество.

Зачем, например, мне был нужен выделенный сервер за 120 000 рублей в месяц? Теперь я пользуюсь облачным и плачу за аренду 5000 рублей в месяц. Не надо ждать кризиса, чтобы затягивать пояса и искать, от чего можно отказаться. Лучше взять за привычку регулярно делать ревизию и избавляться от лишнего, когда все хорошо.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+