Правда или фейк. Как фальшивые новости влияют на бизнес? | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54

Правда или фейк. Как фальшивые новости влияют на бизнес?

читайте также
+2772 просмотров за суткиВиртуальное безделье. Работодатели расплачиваются за интернет-серфинг сотрудников +1582 просмотров за суткиЧто-то новенькое. Даже самая успешная бизнес-модель нуждается в изменениях +263 просмотров за суткиМеханический продавец: как сохранить человечность в онлайн-торговле +128 просмотров за суткиВиртуальная реальность стимулирует к покупке новой квартиры и повышает квалификацию хирурга +161 просмотров за суткиИдеи из воздуха. Выходцы из «Студии Артемия Лебедева» создали агентство веб-дизайна для онлайн-ретейлеров +129 просмотров за суткиСила слова: как превратить недовольного клиента в преданного поклонника +44 просмотров за суткиНемецкий характер. Как глава люксовой марки Laurèl выстоял в тяжелые времена +151 просмотров за суткиЛестница успеха. Почему деньги не делают нас счастливыми +81 просмотров за суткиСмерть от порезов: ваш бизнес в Китае не выживет без связей и блата +28 просмотров за суткиДеньги на ветер. Как автоматизировать бизнес и не навредить ему +12 просмотров за суткиБольшие надежды: пять принципов выживания ресторанного бизнеса +22 просмотров за суткиСтрижено или брито. Сеть региональных парикмахерских делает оборот 300 млн рублей на стрижках по 300 рублей +70 просмотров за суткиПод каблуком: как штамп в паспорте влияет на выбор модели бизнеса +18 просмотров за суткиВзрывной бой: пять принципов борьбы Там Куи, которые пригодятся в бизнесе +12 просмотров за суткиДетектор лжи: как критически интерпретировать публикуемую статистику +11 просмотров за суткиРуки-ножницы: как создать салон красоты с прибылью на 30% выше, чем у традиционных сетей Комплимент от шефа: бизнес-секреты московских рестораторов Кружок книголюбов: как заставить читать профлитературу поваров и официантов +7 просмотров за суткиЕдинственное и дорогое. Как оценить стоимость доменного имени +149 просмотров за суткиПочти даром: девять секретов «бомж-маркетинга» для тех, у кого нет денег +6 просмотров за суткиДо парадной. Издатель The St. Petersburg Times создал сервис доставки продуктов

Правда или фейк. Как фальшивые новости влияют на бизнес?

Серафима Гурова Forbes Contributor
Фото DR
Тема влияния ложных сообщений на бизнес оказалась в центре внимания в 2016–2017 годах. Почему новости, не соответствующие действительности, могут нанести урон бизнесу?

«Я думаю, что Дональд Трамп оказался в Белом доме благодаря мне», — материал с таким заголовком однажды привлёк моё внимание в Washington Post. Он был посвящён Полу Хорнеру, которого прозвали «импресарио империи фейковых новостей в Facebook» и самым влиятельным автором фальшивых новостей, в которые поверил весь мир.

Ведущие мировые СМИ успели обсудить тему фейковых новостей — заведомо ложных информационных материалов, распространяемых в СМИ и соцсетях с целью получения выгоды. При этом большинство авторов делает акцент именно на политических последствиях этого явления. Но даже если ваш бизнес далёк от политики, этот феномен стоит того, чтобы обратить на него внимание и сделать кое-какие выводы.

Как фейки захватывают мир

Типичная схема распространения фальшивой новости выглядит следующим образом. Источник, которым может быть как серьезный политический пропагандист, так и просто тролль, действующий «по приколу», размещает информацию на сайте, который выглядит как известное СМИ. При этом часто URL-адрес такого сайта совсем незначительно отличается от оригинального: cnn.com.de, nbc.com.co или abcnews.com.co — примерно так выглядят ссылки на подобные ресурсы.

Возможность анонимно зарегистрировать сайт, статьи, опубликованные без подписи или под псевдонимом, и молниеносное их распространение — всё это сильно осложняет законное преследование таких источников за дезинформацию или клевету.

Затем новость «подхватывается» энным количеством ботов в социальных сетях, а дальнейшее её распространение обеспечивается уже живыми пользователями, которые верят сенсационной цитате или провокационному заголовку и спешат поделиться ссылкой с друзьями. Волна растёт, алгоритм Facebook позволяет такому материалу выйти в топ.

Почему они выстреливают

На конец 2016 года в Facebook было зарегистрировано 1,86 млрд пользователей. Согласно недавнему исследованию международной группы учёных, 63% пользователей используют эту социальную сеть как источник новостей. Темы, набирающие большое количество лайков и репостов, автоматически попадают в раздел «в тренде» (trending topics).

Кроме того, нельзя забывать о таком явлении, как «социальный пузырь», когда пользователям показывают только информацию, которая согласуется с его предпочтениями, высказанными ранее. С каждым новым действием пользователя его лента Facebook наполняется всё более и более персонифицированными результатами. Он получает все меньше противоречащей своей точке зрения информации и становится интеллектуально изолированным в своём собственном информационном пузыре.

Таким образом, новостная лента Facebook превращается в эффективное средство распространения фальшивых материалов. При этом всё чаще и чаще у людей не находится времени внимательно ознакомиться с текстами, и картина дня в их представлении оказывается сформированной из одних лишь новостных заголовков. Чтобы противостоять фальшивым новостям, Facebook даже нанял независимых фактчекеров, которые помечают непроверенные сообщения для предупреждения пользователей, но пока сервис работает не во всех регионах.

При чем тут бизнес?

На первый взгляд кажется, что это явление касается только политики, но на самом деле это не так. Во многих случаях основной целью распространителей поддельных новостей становятся не политические очки, а доходы от рекламы, которые формируются в зависимости от количества просмотров и не зависят от достоверности опубликованных новостей. Да, политические темы при этом подхватываются нужными группами пользователей особенно охотно, но кто сказал, что мишенью не может стать бизнес?

Один из моих любимых примеров фейковых новостей — история о том, как сайт онлайн-отзывов Yelp якобы подал 10-миллионный иск к создателям сериала South Park за сатирическое упоминание сервиса в одном из эпизодов сериала. Стоит отметить, что представители Yelp отреагировали на новость блестящим образом, разместив в корпоративном твиттер-аккаунте опровержение: «Как сказал Абрахам Линкольн, нельзя верить всему, что ты видишь в интернете». Но согласитесь, что фальшивая новость может оказаться и менее безобидной, и тогда шутливым постом в твиттере компании не обойтись.

После победы Дональда Трампа на выборах в США по социальным сетям разлетелось утверждение о том, что New Balance — это якобы «официальный бренд революции Трампа». Говорят, что узнав об этом, некоторые владельцы обуви этой марки сожгли свои кроссовки. Поводом для фальшивой новости стал положительный комментарий представителя New Balance о Транстихоокеанском партнерстве, который был интерпретирован как заявление в поддержку Трампа.

Ещё один известный кейс — бойкот компании PepsiCo, инициированный сторонниками Трампа, против которых якобы высказалась председатель совета директоров и CEO компании Индра Нуйи. PepsiCo пострадала от фейковой новости сразу на нескольких уровнях. Показатель потребительского восприятия (sentiment trend) упал в день появления новости, 13 ноября, на 35% относительно среднеквартального показателя по Америке. Аналогичный глобальный показатель опустился на 20%, цена акций компании на бирже также упала и смогла восстановиться лишь спустя месяц. Таким образом, фальшивая новость стала для Pepsi худшим событием 2016 года.

Кстати, хотя тема влияния ложных сообщений на бизнес оказалась в центре внимания в 2016-2017 годах, можно назвать и гораздо более давние примеры манипуляции со стоимостью акций на бирже с помощью этого «инструмента». Например, в 2009 году сообщение о смерти CEO AT&T Рэндэлла Стивенсона привело к резкому падению акций и абсолютной дезориентации ключевых стейкхолдеров компании.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться