Мотивация за $1: ресторанная сеть разработала свою систему стимуляции персонала | Карьера и свой бизнес | Forbes.ru
$57.51
68.77
ММВБ2051.63
BRENT56.88
RTS1123.24
GOLD1297.31

Мотивация за $1: ресторанная сеть разработала свою систему стимуляции персонала

читайте также
Почти даром: способы нематериальной мотивации в крупной компании +22 просмотров за суткиТонкое искусство пофигизма: 7 правил счастливого человека По способностям: как правильно давать премии +3 просмотров за суткиПоложение обязывает: почему так сложно открыть кондитерскую в Москве +1 просмотров за сутки Экспаты на кухне: чем выгодны иностранные шеф-повара для ресторанного бизнеса +1 просмотров за суткиКультурный шот: как управлять персоналом бара Смелый и умелый: как раскрыть потенциал своих сотрудников +1 просмотров за суткиАндрей Шаронов: Хочешь изменить свою компанию? Меняйся сам +3 просмотров за суткиДело хозяйское: почему фермеры упускают возможность работать с топовыми ресторанами +2 просмотров за суткиДеловой подход: как работает общепит в бизнес-центрах Москвы +3 просмотров за суткиМиллиардер Геннадий Тимченко станет ресторатором +2 просмотров за суткиОбразное мышление: как научить персонал кафе запомнить 70 блюд меню +2 просмотров за суткиАльянс по расчету. Зачем Александру Мамуту разработчик софта для ресторанов +10 просмотров за сутки«Овощной бульон и чай из трав крымской яйлы будут бесплатно, в разделе меню halyava» Застольное предложение: как работает сервис онлайн-бронирования Gettable Работа на результат: пять советов, как добиться успеха в любом деле Рабочий подвиг: как мотивировать трудиться много и с удовольствием Школа молодого миллиардера: пять ошибок руководителя-новичка Едим не дома: какие рестораны открывают знаменитости Как воронежский бизнесмен построил сеть фастфуда с оборотом 1,7 млрд рублей

Мотивация за $1: ресторанная сеть разработала свою систему стимуляции персонала

Надежда Пак Forbes Contributor
Фото Oleksandr Rupeta / NurPhoto via Getty Images
Благодаря гибридной методологии SCRUM и привычкам российского менеджмента сотрудники кафе выполняют рабочие задачи за один доллар.

Управлять бизнесом значит управлять людьми, которые в нем задействованы. Любому предпринимателю хочется видеть у себя в команде замотивированных сотрудников. Когда в своей ресторанной сети мы запускаем что-то новое — фишку в сервисе, PR-акцию или маркетинговое предложение, мы применяем практику «1 бакс». В основе этой системы мотивации лежит методология SCRUM — очень актуальная в IT-компаниях, но мало востребованная вне этой сферы, в России в частности.

Типичная проблема российского менеджмента — руководитель сразу не формулирует задание для сотрудника четко и понятно. Например, перед дизайнером стоит задача разработать новый макет стаканчика для кофе. Как правило, начальник забывает перечислить критерии выполнения, в результате работа выполнена, но вышло не то. С одной стороны, исполнителя нельзя ни хвалить за неудовлетворительный результат, ни ругать, поскольку он старался.

Чтобы создать собственную эффективную команду, нам пришлось тестировать множество методик: ставили цели по SMART, использовали мегаплан и методику проектного менеджмента. Однако персонал все равно не получал достаточной мотивации. У нас сложилась ситуация, когда все сотрудники погрязли в рутине, не видели результата своей работы, а мы не могли оценить реальную продуктивность людей.

Методология SCRUM позволяет нам буквально «есть слона по кусочкам»: пул задач мы дробим на этапы таким образом, чтобы результат был реально осуществим ровно за конкретный промежуток времени. Если речь идет о внедрении нового проекта, то мы можем разбить процесс разработки и внедрения на части, поставить неделю на выполнение. По результатам такого недельного спринта мы объявляем порицания или бонусы (один бакс = один бумажный доллар). Вернемся к примеру с выпуском новых стаканчиков для кофе: мы прекрасно понимаем, что задача состоит из нескольких подзадач и исходя их объема за неделю мы не успеем запустить стаканы в производство. При этом макет мы точно сделаем. Таким образом, большую задачу мы дробим до тех пор, пока не поймем, что реально можем выполнить заявленный объем работ за отведенный временной отрезок, и это программа минимум.

Сейчас наша сеть состоит из пяти ресторанов, где работают около 120 человек. В компании семь топ-менеджеров, каждый из которых налаживают работу в своей зоне ответственности. На встречах с топовым составом мы обсуждаем круг задач и объем, которые они должны выполнить за определенный промежуток времени, например за неделю. Спустя семь дней в то же время мы вновь собираемся, включаем большой проектор, выводим на него список задач каждого исполнителя и обсуждаем, кто что успел сделать.

Менеджеры тоже  собирают каждый свою команду и делегируют задания по такому объему, чтобы их можно было выполнить за недельный спринт с раздачей призовых баксов. На собрание должен явиться каждый с четкой формулировкой выполненной задачи. Если это цифровой результат, то мы выводим его на проектор, если дизайн или другой результат, то исполнитель демонстрирует его коллегам сам. При успешном выполнении сотрудник получает один бакс. Получается, что человек сам подтверждает свою готовность выполнить задание в установленный срок без какой-либо существенной материальной мотивации.

Весь процесс проходит с аплодисментами и поддержкой всех участников собрания. На собственном опыте могу сказать: это достаточно эффективная форма нематериальной мотивации, которая гарантированно поднимает настроение человеку, который выполнил свой спринт, и портит настроение тому, кто провалил задание. Если вся команда выполняет спринт, то каждый получает по пять баксов. Таким образом, мы добиваемся не только наглядной результативности работы, но и заинтересованности, морального удовлетворения сотрудников от рабочего процесса.

Система мотивации «1 бакс» обладает важными плюсами. Во-первых, это мощный инструмент управления всеми сотрудниками. Кроме того, вы видите темпы и инициативность каждого человека, сразу ясно, кто хорошо работает, а кто плохо. Во-вторых, система помогает воспитать ответственность сотрудников, которые видят свой реальный вклад в компанию и получают заряд мотивации работать лучше. Еще один немаловажный пункт — внедрение системы «за бакс» проходит в дружеской обстановке. С помощью этой системы мотивации нам удалось сделать самый быстрый и экономный ремонт в нашей практике и открыть новый ресторан на «Правде» в срок. По инициативе мотивированных сотрудников мы ввели новую традицию приветственных посланий для гостей — дружеские комплименты для посетителей подписывают лично владельцы сети.