Лучшее лекарство: что мешает развиваться онлайн-аптекам в России | Карьера и свой бизнес | Forbes.ru
$58.07
69.17
ММВБ2059.17
BRENT56.16
RTS1117.43
GOLD1294.44

Лучшее лекарство: что мешает развиваться онлайн-аптекам в России

читайте также
«Как в России в 1990-х»: Йордан и Сачер вложились в производство марихуаны в США Математический алгоритм: возможно ли создать новые лекарства путем их компьютерного моделирования +4 просмотров за суткиНервные времена: как тревожность превратилась в диагноз, и что под ней понимают психологи +1 просмотров за сутки$730 млн на модных советах: как технологии развивают рынок шопинг-консультантов Китайский ритейлер инвестировал в Farfetch $397 млн В Китае — новый богатейший. Состояние Джека Ма увеличилось на $2,3 млрд за сутки +1 просмотров за суткиРынок на $40 млрд: как фармгиганты инвестируют в лекарства от цирроза печени Кассовый разрыв: кто монополизировал рынок оборудования для онлайн-касс Как разрозненность российского рынка мешает «Фарме-2020» Руководитель eBay в России: о налогах, мормышках и «Почте России» +1 просмотров за суткиОбязательная маркировка лекарств: какого стоит ожидать эффекта? +1 просмотров за сутки5 шагов к революции ботов. Когда чатботы захватят ретейл и что им для этого нужно? Проверка на подлинность: подорожают ли лекарства из-за эксперимента по маркировке Кассовые сборы: что на самом деле значит ФЗ-54 для онлайн-торговли в России Продавцы на дронах: пять трендов, которые изменят рынок коммерции Брайн Дови: "Телемедицина – менее выгодный объект для инвестиций, чем лекарства" «Просто потому, что можем»: чем занимаются профессиональные химики в теневой науке Лекарство от жадности: почему крупнейшая фармацевтическая компания США оказалась на грани банкротства Лекарства для миллионов: почему новые препараты в Египте доступнее, чем в России Третий лишний: какие лекарства рискуют выпасть из лидеров госзакупок

Лучшее лекарство: что мешает развиваться онлайн-аптекам в России

Фото Getty Images
В России продажа лекарств через интернет до сих пор официально запрещена. Как развенчать три мифа о доставке медикаментов онлайн?

Последние несколько лет рынок российской интернет-торговли активно развивается. По данным АКИТ, только за первый квартал 2017 года он вырос на 14%, до 240 млрд рублей (по сравнению с аналогичным периодом 2016-го). Причем онлайн можно купить одежду, продукты питания, технику — все, кроме лекарств. И хотя практика торговли медикаментами успешно развивается за рубежом, в России дистанционная продажа препаратов до сих пор официально запрещена.

В октябре 2017 году в Правительстве РФ  планируют рассмотреть законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом». Однако даже после легализации торговли через интернет останутся ограничения для развитие онлайн-аптек.

Сейчас аптеки размещают на своих сайтах перечень товаров с ценами, а покупатель формирует свою корзину и забирает заказ в удобном пункте сети. Новый законопроект разрешит дистанционную продажу только аптекам с лицензией на фармацевтическую деятельность, с обученным персоналом и условиями для хранения лекарств, а доставка должна будет осуществляться только курьером с фармацевтическим образованием или же провизором. Документ ставит своей целью защитить покупателя от контрафакта. Реально ли это сделать при помощи предлагаемых мер?

Миф 1. Доставить лекарство может только человек с фармацевтическим образованием

Механизм заказа любого товара онлайн всегда один и тот же: вы выбираете товар на сайте, изучаете его свойства, оцениваете, подходит ли он вам, задаете вопросы по горячей линии, если что-то не понятно. Процесс покупки лекарственных препаратов аналогичен. Предварительно можно ознакомиться с инструкцией, связаться со специалистом аптеки по телефону, а затем — купить. Получается, что в консультации курьера нет никакого смысла. Это ограничение играет роль в случае с узкоспециализированными препаратами по назначению, но это всегда совместная работа аптеки и курьерской компании — прописывание алгоритмов и скриптов работы, обучение курьеров и т. д. Если это требование сохраняется, то аптеки, вероятнее всего, будут вынуждены нанимать фармацевтов как курьеров и в какой-то момент просто не смогут справиться с потоком входящих заявок.

Миф 2. Курьерская доставка будет способствовать увеличению процента контрафакта и кражи лекарств

По оценкам разных экспертов, в настоящий момент доля контрафактных лекарств в России составляет от 20% до 60% рынка, что немало само по себе. Для того чтобы начать торговлю лекарствами дистанционным способом, для начала нужно ввести ряд жестких мер, которые  помогут бороться с существующим контрафактом.  Среди них — блокировка нелегальных сайтов, крупные штрафы, приостановка деятельности юридических лиц до нескольких месяцев. В этом случае необходима единая база рецептов, которые выдают врачи, а также единый регистр препаратов, которые находятся в обороте. В противном случае границы получатся размытыми.

Безусловно, риск подмены или кражи остается, но есть ряд мер для контроля. Например, аптека может поставить условие доставки — вскрытие только после оплаты. Со своей стороны, клиент всегда может внимательно осмотреть упаковку и отказаться от покупки, если увидел следы порчи или вскрытия. В случае отказа, порчи, утраты заказа всегда 100%-ную ответственность несет оператор доставки, и здесь продавец защищен от финансовых потерь.

Миф 3. Курьерская служба не сможет обеспечить доставку препаратов со специальными условиями хранения

Если обратиться к зарубежному опыту, то, как правило, там предлагаются БАДы и препараты широкого спектра действия (различные назальные капли, лекарства от кашля, простуды, температуры). Если же онлайн-аптека продает товары, требующие специальных условий хранения, то, как правило, это отдельный проект с курьерской службой. Мы, например, для одного проекта выполняли доставку стволовых клеток и плазмы. Заказчик предоставлял нам собственные возвратные контейнеры, которые позволяли соблюдать температурный режим. Все курьеры, которые выполняли доставку, прошли инструктаж. Перевозчик также может самостоятельно или совместно с заказчиком купить термотару под проект. Хотя если человек идет в обычную аптеку сам, то он обязан обеспечить надлежащие условия для транспортировки лекарства (часто покупатели используют сумку и аккумулятор холода).

Сегодня очевидно, что онлайн-торговля лекарственными средствами — это удобная услуга, которая абсолютно точно будет востребована в России, причем не только у маломобильных категорий граждан, но и, например, у матерей с маленькими детьми или у тех, кого болезнь застала врасплох. Если мы не говорим о препаратах, требующих особых условий транспортировки, то перевозка аптечных средств ничем не отличается от перевозки одежды или игрушек. Чтобы наладить систему интернет-продажи лекарств, необходимо ограничить ассортимент продукции, которая продается онлайн, предусмотреть штрафные санкции для недобросовестных продавцов и меры контроля за онлайн-аптеками, ответственность перевозчика в каждом конкретном случае. Если этого не сделать, легализация продаж через интернет будет формальной и не принесет желаемого результата. Выиграть борьбу за покупателя смогут только крупные сети, а мелкие продавцы будут вынуждены закрыться, не выполнив всех требований нового законопроекта.