Закат дискриминации. Почему секретарей и ассистентов все реже выбирают по внешности | Forbes.ru
$58.3
69.61
ММВБ2161.17
BRENT63.51
RTS1166.09
GOLD1287.92

Закат дискриминации. Почему секретарей и ассистентов все реже выбирают по внешности

читайте также
+1264 просмотров за суткиОпасная зона: 10 признаков необходимости сменить работу +96 просмотров за суткиСцена или гардероб: как люди с аутизмом работают в сфере культуры +159 просмотров за сутки«Аэрофлот» заплатит за перевозку пассажиров разорившихся авиакомпаний +133 просмотров за суткиБез блокчейна и Big Data. Банк «ФК Открытие» покинули ключевые специалисты по инновациям +56 просмотров за суткиКрестьянская фамилия. Почему социальные лифты времен революции оказались обманом +17 просмотров за суткиЛожный выбор. Стоит ли бежать из корпоративного рабства в собственный бизнес +25 просмотров за суткиУеду жить в Портленд. Forbes составил рейтинг лучших городов для карьеры и бизнеса в США +19 просмотров за суткиКазус Мединского: нужна ли научная степень чиновнику +221 просмотров за суткиУдачно спроектированная жизнь: понять, кто вы есть на самом деле и чего хотите +7 просмотров за суткиЖенщин обижать не рекомендуется: как одна сексистская фраза погубила мужскую карьеру +19 просмотров за суткиИгра на удержание. Почему увольняются успешные сотрудники +61 просмотров за суткиМодная профессия. Как бухгалтеры стали востребованными на рынке труда +35 просмотров за суткиПрощание с иллюзиями: какие заблуждения опасны для владельцев бизнеса +30 просмотров за сутки10 крупнейших работодателей России среди частных компаний — 2017 +6 просмотров за суткиПри прочих равных. Почему не надо бояться брать на работу людей с аутизмом +4 просмотров за суткиКорпоративный прокол. Игры и рекомендации в вашей компании могут сработать против вас +4 просмотров за суткиДело молодое: HeadHunter разрешит публиковать вакансии для детей с 14 лет +8 просмотров за суткиМногорукий Шива: легко ли топ-менеджеру перейти в другую отрасль +7 просмотров за суткиРабота над ошибками: 6 самых частых промахов на собеседовании +54 просмотров за суткиВот как это делается, дамы! История одного из первых бизнес-коучей для женщин

Закат дискриминации. Почему секретарей и ассистентов все реже выбирают по внешности

Фото REUTERS / Patrick Kovarik
С одной стороны, руководитель хочет, чтобы будущий сотрудник соответствовал его субъективным представлениям о прекрасном. Но, с другой — реалии бизнеса диктуют свои условия, и уже после первых собеседований фокус смещается от внешних данных к профессиональным компетенциям

Нередко у кандидатов возникают подозрения в дискриминации или в том, что к ним предъявляются завышенные требования. Однако можно с уверенностью сказать, что дискриминация по внешним данным в России при найме сотрудников уходит в прошлое. Да, действительно, иногда при поиске сотрудников у руководителя возникает желание предъявить дискриминационные требования — это, как правило, касается нескольких конкретных позиций: секретари, личные помощники, сотрудники ресепшен, которых можно назвать лицом компании. Но по опыту рекрутеров в результате наем происходит совсем по другим основаниям — профессиональным. После нескольких собеседований руководители чаще всего осознают свою ошибку и корректирует требования.

Собственное представление об успешности

Каждый руководитель отвечает на вопрос о том, что такое успех, по-своему. При этом в обществе существуют определенные стереотипы о том, какое окружение должно быть у успешного топ-менеджера. Отсюда зачастую возникают споры о дискриминации и необъективности при выборе сотрудников на ассистентские позиции. Все привыкли видеть в качестве секретарей и бизнес-ассистентов молодых девушек модельной внешности. Поэтому в 80% случаев запросы на поиск подобных специалистов начинаются именно с таких требований. Тем не менее тенденция найма на работу секретарей только по внешним характеристикам в настоящее время уже миф. После собеседований с несколькими кандидатами топ-менеджеры, как правило, расширяют требования к будущему сотруднику и сопровождают их подробным описанием опыта, знаний и навыков, что зачастую повышает роль секретаря до настоящего доверенного лица и бизнес-партнера. В сухом остатке: при итоговом выборе руководители коммерческих структур отдают предпочтение именно профессиональным компетенциям.

Некоторое время назад наша команда вела поиск персонального ассистента для президента одной сравнительно новой компании на рынке fashion. Президент — 30-летний мужчина уделил много времени описанию внешности потенциальной кандидатки, упоминая в том числе образы женщин-секретарей из модных американских сериалов. На встречах с потенциальными кандидатами присутствовали близкий друг руководителя, его ровесник, занимающий в компании позицию финансового директора. Было ясно, что для амбициозных молодых мужчин важен драйв и ощущение значимости, которые они начали ощущать, добившись заметных результатов в бизнесе в молодом возрасте. Красивый и эффектный секретарь являлся скорее символом этой успешности, неким атрибутом.

Однако у талантливых бизнесменов стратегическое видение все-таки превалирует над эмоциями, поэтому, когда мы начали получать обратную связь по первым кандидатам, мы сразу скорректировали поиск, так как заказчик понял, что ключевым при выборе является опыт и навыки, которые помогут успешному кандидату выполнять роль настоящего бизнес-партнера, а не помощника, нужного для «украшения» офиса, — на это современные бизнесмены уже не склонны тратить деньги.

Маркетинговые задачи бизнеса

Нельзя не упомянуть и случаи, когда на первый взгляд завышенные требования связаны с непосредственным функционалом конкретного специалиста. Продавцы в бутики, менеджеры по работе с клиентами, визажисты — для таких специалистов в первичном запросе работодателя также будут доминировать определенные внешние параметры.

Обосновать такие критерии просто: каждый сотрудник, работающий непосредственно с клиентом, является лицом компании и создает определенные ассоциации с брендом. Тем не менее и здесь существуют исключения, и коммерчески ориентированные руководители всегда готовы скорректировать запрос и отказаться от первоначальных требований к внешности кандидата в пользу опыта и навыков. Просто на пересмотр взглядов зачастую уходит немало времени.   

Здесь вспоминается недавний случай со стюардессами «Аэрофлота», которые снова привлекли внимание общественности к вопросу дискриминации по внешности. Однако нельзя сказать, что в компании произошло что-то из ряда вон выходящее: стюардессы, как и секретари или менеджеры по продажам, являются лицом компании, именно на основе общения с ними складывается основное впечатление клиентов о всей компании в целом. В случае с авиакомпаниями дело обстоит еще сложнее — именно бортпроводники часто выступают в роли моделей для корпоративных фотосессий, которые используются в дальнейшем во всех маркетинговых материалах.

Ложные выводы соискателей

В формирование слухов о наличии дискриминации, на удивление, вносят свой вклад и сами соискатели. Действительно, требование работодателя, например, приложить к резюме фотографию, часто рассматривается однобоко, хотя, скорее всего, он просто хочет оценить, насколько адекватно соискатель воспринимает деловой стиль. Также нередки необоснованные обвинения среди молодых специалистов.

К сожалению, в настоящее время редкий выпускник адекватно оценивает свои возможности и финансовые запросы сразу по окончании вуза. Это во многом связано с тем, что система высшего образования в нашей стране все еще очень далека от бизнеса, а также с тем, что для повышения значимости и оправдания стоимости обучения многие вузы склонны внушать своим студентам, что наличие корочки их брендового вуза уже достаточно для того, чтобы попасть в крупнейшие западные компании со стартовой зарплатой от 80 000 рублей.

Такие выпускники приходят на свои первые собеседования, изначально неверно оценивая свои возможности, и склонны списывать отказы работодателей на дискриминацию по тем или иным признакам. Хотя истина намного ближе к реальности — у них просто нет достаточного опыта для того, чтобы претендовать на высокую заработную плату на старте. Для того чтобы понять это, молодому специалисту приходится набить ни одну шишку и получить ни один отказ от работодателя. Это занимает достаточно времени, за которое, благодаря социальным сетям и широкому кругу общения, молодежь уже успевает внести свою лепту в миф о жесткой дискриминации при приеме на работу в нашей стране.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться