Смена курса: как изменится жизнь предпринимателей, избранных в муниципалитет

Фото Chris Ratcliffe / Bloomberg via Getty Images
Чем предпринимательский опыт будет полезен на посту депутата, почему работа в муниципалитете мотивирует больше, чем свой бизнес, и как совмещать общественную деятельность с управлением компанией

10 сентября 2017 года в Москве прошли выборы муниципальных депутатов. Победителями в 124 районах города и одном городском округе стали 1502 человека. Интересно, что в этом году количество людей из бизнеса среди кандидатов было значительно больше, чем в прошлые. По подсчетам РБК, доля индивидуальных предпринимателей выросла вдвое по сравнению с выборами 2012 года и составила 3,28%. Наемных менеджеров среди кандидатов было 16,87%, это больше, чем бюджетников, у которых было самое большое представительство на выборах в предыдущие годы. Forbes пообщался с двумя победителями — предпринимателями, занимающимися операционным управлением в своих компаниях, чтобы выяснить, как новая деятельность впишется в их и без того плотный рабочий график.

Ефим Колодкин, муниципальный депутат района Арбат, генеральный директор и сооснователь BASH Today

О том, как совмещать пост генерального директора с обязанностями депутата, я задумывался с самого начала. Муниципальный депутат должен минимум раз в месяц вести прием граждан. И если есть желание, проводить собственные инициативы, работы по контролю расхода бюджетных средств, благоустройству и так далее. Сейчас нам предстоит выбрать председателя, идут обсуждения. Решение всех этих вопросов занимает у меня примерно треть рабочего времени. В дальнейшем я рассчитываю, что на исполнение обязанностей депутата у меня будет уходить около 20% времени. Вероятнее всего, первую половину дня, может быть до 11, я буду дистанционно работать с бумагами и обращениями. Раз в неделю — встречаться с жителями. В выходные и по вечерам я планирую визуально контролировать проходящие в районе работы, а воскресенье отдам на встречи с подрядчиками. На собственные деньги наша команда собирается нанять общего помощника юриста, который поможет писать обращения.

Предпринимательство дает ценные навыки, которые пригодятся на посту депутата. Во-первых, организаторские навыки. Потому что нужно координировать работу нескольких групп людей. Во-вторых, умение работать в команде, слушать как оппонентов, так и сторонников твоих решений, у которых, в свою очередь, тоже могут быть разные взгляды. В нашей компании переодически приходится беседовать с каждым сотрудником лично, разбираться в сути их переживаний, проблем на работе и личных, которые влияют на работу. Будучи муниципальным депутатом, нужно учитывать интересы всех групп, делать выводы, принимать взвешенные решения — это похоже на работу в компании. Плюс к этому совет депутатов контролирует бюджет, который управа выделяет на те или иные цели. Финансовое планирование, контроль издержек, рациональность — все это навыки и черты предпринимателя и руководителя.

Павел Ярилин, муниципальный депутат района Аэропорт, директор и учредитель компании «Простые технологии»

Изначально я просто шел в депутаты, думал, что буду совмещать с работой в компании. Но во время избирательной кампании я стал координатором проекта по району и увидел, что у меня хорошая квалификация и мне интересна эта задача. Тогда я решил попробовать себя в роли главы муниципалитета.

В отличие от работы депутата, этот пост подразумевает полную занятость, и поэтому, по законодательству, глава не имеет права заниматься предпринимательством. Мне бы не хотелось продавать компанию, но нужно пристально рассмотреть юридический вопрос, чтобы не подставлять ни себя, ни своих коллег. Пока мне трудно понять, как будет устроена моя жизнь и позволит ли зарплата главы муниципалитета мне вообще существовать.

Я наверняка буду скучать по работе в компании. Но что интересно — по законам Москвы муниципалитет обладает очень маленьким бюджетом, зато имеет право создавать муниципальные предприятия и зарабатывать. Недавно Илон Маск сказал, что 80% рабочего времени в бизнесе тратится на борьбу с проблемами того, что уже есть, — и это правда. Даже наемному менеджеру, на мой взгляд, мотивационно проще работать, чем собственнику. В малом бизнесе очень сложно ставить себе вызовы, когда ты сам создаешь задачу, сам ее выполняешь, сам контролируешь. В этом определенный недостаток малого бизнеса, и в большей степени причина того, что маленькие компании редко вырастает в большие. Здесь же с меня будут требовать не только избиратели, но и очень замотивированные коллеги. Это большой драйвер.

Большое количество бизнес-компетенций, связанных с маркетингом и продвижением продуктов, мне наверняка в новой должности не пригодится. Мне понадобится умение выстраивать организационную структуру, знание менеджмента, как текущего, так и стратегического, переговорные навыки.

Новости партнеров