Без машин. Как города пытаются избавиться от автомобилей и что из этого получается | Forbes.ru
сюжеты
$56.45
69.34
ММВБ2320.32
BRENT66.84
RTS1243.14
GOLD1323.77

Без машин. Как города пытаются избавиться от автомобилей и что из этого получается

читайте также
+2735 просмотров за суткиВыехали из бюджета: недорогие автомобили прибавили в цене +27 просмотров за суткиМоя улица. Стартап из Петербурга хочет изменить городскую среду +74 просмотров за суткиПоехали на рынок: продажи коммерческого транспорта в России растут +145 просмотров за суткиДорога в бизнес-класс, или Невероятная история лимузина из Тольятти +26 просмотров за суткиЭкономика города. На что региональные столицы тратят бюджетные деньги +40 просмотров за суткиВ погоне за временем. Как сверхскорости изменят нашу цивилизацию +21 просмотров за суткиЦена роста. Новый автомобиль подорожал до 1,3 млн рублей +190 просмотров за суткиДорогая, я уменьшил фабрику! Бизнесмен из США производит автомобили на 3D-принтерах +5 просмотров за суткиЦена успеха. Ford терпит убытки, но делает ставку на умный транспорт +1346 просмотров за суткиАбсурд на дорогах. Самые нелепые штрафы, выписанные автомобилистам +12 просмотров за суткиВыводите зверей: дорогие внедорожники вместо снегоуборочной техники +8 просмотров за суткиTesla в космосе: самые успешные рекламные кампании в истории автопрома +62 просмотров за суткиПотерянные города. Москва заняла первое место в Европе по пробкам +7 просмотров за суткиСезон скидок. Рекордный рост авторынка может обернуться спадом +4 просмотров за суткиРоковое кресло. На «АвтоВАЗе» вновь сменится президент BMW участников группы ABBA выставили на аукцион +9 просмотров за суткиГосуслуги на блокчейне. Как будут жить города будущего +8 просмотров за суткиИз снежного плена: какие автомобили умеют противостоять стихии +17 просмотров за сутки«Кортеж» едет на Восток. Премиальные автомобили будут экспортировать в Китай +12 просмотров за суткиГиганты индустрии и скелеты в шкафу. Что происходит в мировом автопроме +26 просмотров за суткиПредвыборные виражи. Что нужно грузовому транспорту в России

Без машин. Как города пытаются избавиться от автомобилей и что из этого получается

Мария Абакумова Forbes Contributor
Беспилотные кабины проекта Personal Rapid Transit на парковочной станции в Масдаре Фото Getty Images
Нужно ли бороться с частным автопарком в городе? Это любимая тема для дискуссий в Европе и не только

Мадрид, Париж, Брюссель устраивают дни без автомобиля и закрывают от трафика целые районы. Москва сужает проезжую часть, расширяет тротуары и строит велодорожки. Но можно ли избавиться от машин совсем?

В сложившейся городской среде это сложно. Но может, начать с чистого листа? В 2006 году на площадке в 6 кв. км рядом с аэропортом Абу-Даби с нуля началось строительство «зеленого» города Масдар. Государственная инвестиционная компания пообещала вложить $22 млрд, предполагалось, что в городе с «нулевыми» вредными выбросами в окружающую среду будут жить 50 000 человек, а 40 000 ежедневно станут приезжать сюда на работу. Одна из основных особенностей города — полный запрет на автомобили. Перевозку пассажиров и грузов должна была обеспечить, по замыслу проектировщиков, система CyberCab — ее еще называют PRT (Personal Rapid Transit). Это маленькие кабины на 3–6 человек или несколько единиц груза, гибрид трамвая и такси или подобие легкого грузовика, они ездят по выделенным путям без водителей.

Предполагалось, что в сети будет 100 станций CyberCab, однако построили только две, после чего проект был приостановлен. Оказалось, что очень дорого стоит инфраструктура, особенно барьеры, которые защищали бы пешеходов от автоматически движущихся кабинок. С грузами тоже не все просто — их неудобно доставлять от станции CyberCab до конечного потребителя. В итоге обеспечивать потребности жителей Масдара в транспорте будут электромобили и автобусы. Они обладают необходимой гибкостью и вполне укладываются в концепцию Масдара как «города без выбросов». «Пять лет назад мы действительно не осознавали, что электромобили будут развиваться с такой скоростью», — признал в интервью The Guardian главный проектировщик Масдара Крис Ван. Из-за финансового кризиса город строится медленнее, чем планировалось, окончание отложено до 2030 года.

Масдар: «зеленый» город в пустыне Абу-Даби

На другом побережье Аравийского полуострова правительство Саудовской Аравии планирует еще более масштабный проект — экологически чистый город Неом, объем инвестиций превысит $500 млрд. Неом отчасти повторяет путь Масдара, то есть здания в нем будут пассивными, энергию они будут получать только из возобновляемых источников. Однако о полном отказе от машин речи нет.

Энергичная борьба с частными автомобилями развернулась в Осло, столице «нефтяной державы» Норвегии. В 2015 году там пришли к власти сторонники «зеленого» мировоззрения. Глава администрации Раймонд Йохансен почти сразу же объявил, что власти планируют полностью избавить от машин по крайней мере центр города. Против тотального запрета на въезд выступили лоббистские организации предпринимателей и сами владельцы магазинов и кафе в центре — большую часть товаров им привозят на машинах. Тогда власти зашли с другого конца: отказавшись от идеи запрета на въезд, они стали убирать парковочные места и строить сеть велодорожек. До конца 2018 года в центре ликвидируют 700 парковочных мест, а более 20 000 машино-мест, в том числе в жилых районах, станут платными. Мэрия с гордостью демонстрирует ролики «до и после»: забитые машинами улицы Осло становятся пустыми, на них освобождается место только для общественного транспорта, велосипедов и пешеходов. Параллельно город развивает обновленную систему байк-шеринга и субсидирует покупку электрических велосипедов.

Власти Осло хотели бы пересадить горожан на велосипеды, хотя бы на электрические

Недругов у новой программы немало. Некоторые заметили, что, вводя повсеместные ограничения на парковку, чиновники сами продолжают пользоваться на работе бесплатным гаражом. В ответ мэр Йохансен объявил конкурс на лучшую идею использования гаража, рассматриваются самые разные варианты вплоть до ликвидации. В 2018 году срок полномочий «зеленой» администрации столицы Норвегии истекает, оценку ее инициативам жители дадут на выборах.

Читайте также
Широка ль страна моя родная? Сценарии развития российских городов  Каршеринг по-итальянски: как европейский сервис привился на московской почве  Воздушные тропы. Почему иногда лучше гулять не в парке, а над ним 
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться