Тени исчезают: онлайн-агрегаторам выгодно сотрудничать с властями по «обелению» фрилансеров

Фото Максима Блинова / РИА Новости
Глава Минэкономразвития делает ставку на технологические платформы «Яндекс.Такси» и YouDo в вопросе легализации самозанятых граждан. Сервисы идею поддержали

Рынок самозанятых россиян демонстрирует ежегодный рост. Только за последний год доля граждан, которые оказывают услуги без регистрации ИП (услуги няни, репетитора, водителя, фотографа и прочие), увеличилась с 10% до 18%, посчитали аналитики НАФИ. Развитие цифровых технологий и упрощение процесса регистрации и ведения бизнеса делают работу по найму менее привлекательной. «Преобладают недовольные сотрудники, не готовые рекомендовать свою компанию», — комментирует руководитель направления корпоративных исследований Ольга Стасевич.

Сегодня самозанятость воспринимается как теневой сектор экономики, но государство заинтересовано в выведении его в правовое поле. На прошлой неделе глава Минэкономразвития Максим Орешкин высказал мнение о том, что онлайн-агрегаторы типа «Яндекс.Такси» и YouDo — «это то, что может вывести этих людей [самозанятых] из тени». Напомним, что в июле 2017 года Госдума внесла поправки в так называемый «Закон о самозанятых гражданах России» Гражданского кодекса, которые предусматривают порядок налогообложения и юридический статус таких граждан.

Сами сервисы не против сотрудничества с государством и даже работают в этом направлении. «Проблема не в том, что люди не хотят платить налоги, а в том, что нынешняя система сложна, если их заработок нерегулярный. Статус самозанятых может помочь упростить ее и сделать рынок более прозрачным», — комментирует Владимир Исаев, руководитель пресс-службы «Яндекс.Такси». По оценкам агрегатора, сегодня в сфере такси задействовано около 700 000 россиян, для большинства это дополнительный источник дохода, и регистрироваться как ИП им как правило неудобно и невыгодно.

Более двух лет назад «Яндекс.Такси» заключила с департаментом транспорта Москвы соглашение об обмене открытыми данными и информационном взаимодействии. Аналогичные документы подписаны властями с Gett и Uber. Сотрудничество пока проходит лишь в 16 регионах, власти которых проявляют самую активную заинтересованность в обелении рынка в сотрудничестве с федеральными игроками (Москва, Московская область, Новосибирск, Томск, Калуга, Рязань, республика Дагестан, Самара, Белгород, Ульяновск, Краснодар, республика Удмуртия, Калининград, республика Ингушетия, Курган, Кемерово), на стадии подписания соглашения еще с несколькими областями. Преимущество всех технологических платформ для перевозки пассажиров в том, что они фиксируют все поездки и их стоимость, а значит их можно использовать для оценки налогооблагаемой базы водителей и таксопарков.

Технологические платформы способны удовлетворить потребности всех участников рынка и стать связующим звеном между ними, считает сооснователь YouDo Алексей Гидирим. Самозанятые смогут легально осуществлять свою деятельность, государство решит вопросы налогообложения, а население получит доступ к качественным услугам без посредников. Сегодня объем работ, которые самозанятые или предприниматели смогли получить через платформу YouDo, составляет около 500 млн рублей в месяц. «Чтобы вывести людей из «тени», им необходимо дать больше работы, а для этого нужны изменения в законодательстве, — рассуждает Гидирим. — Например, сегодня при расчете с физическими лицами компания удерживает 43% налогов и соцвзносов, что не дает конкурировать с «серым рынком». С тех, кто сотрудничает с самозанятыми гражданами, эта ответственность должна быть снята».

Агрегаторы способствуют правовому развитию рынка самозанятости в России, утверждает владелец компании «Юристы России» Максим Крупышев. «Собирая информацию о заказах и клиентах, такие сервисы выполняют таким образом роль налоговых агентов перед государством с обязательным отчислением фиксированного процента от дохода каждого самозанятого», — говорит юрист. Алексей Гидирим подтверждает, что у агрегаторов и государства схожие задачи: и те и другие борются с мошенничеством. «Агрегаторы уже накопили опыт взаимодействия с самозанятыми и знают о потребностях и желаниях этой аудитории. Поэтому в сложившейся ситуации лучшим решением будет налаживание эффективного сотрудничества между государством и агрегаторами», — заключает сооснователь YouDo.

Новости партнеров