Разделяй и пользуйся: шеринг-экономика растет, но россияне к этому не готовы | Forbes.ru
сюжеты
$56.45
69.34
ММВБ2320.32
BRENT66.84
RTS1243.14
GOLD1323.77

Разделяй и пользуйся: шеринг-экономика растет, но россияне к этому не готовы

читайте также
+1120 просмотров за суткиТоксичный долг. Сможет ли Рустам Тарико договориться с держателями дефолтных бондов +1389 просмотров за суткиДеньги революции: криптовалюта Венесуэлы может похоронить режим Мадуро +2944 просмотров за суткиПутин пообещал миллиардеру Мордашову стабильный госзаказ +2006 просмотров за суткиСемейное дело. Молодая мама придумала новый формат чтения для детей +8173 просмотров за суткиМарат Кабаев рассказал Forbes о связях с Хуснуллиным, бизнесе и отношениях с дочерью +1821 просмотров за суткиПхенчхан-2018. Почему биатлонисты зарабатывают больше лыжников +5902 просмотров за суткиДругой мир: изменит ли рынок игра World of Tanks для виртуальной реальности +662 просмотров за суткиБез суда и следствия. Минкульт предлагает упростить блокировку пиратских сайтов +930 просмотров за суткиВыбери меня: как найти идеального бизнес-тренера +504 просмотров за суткиНефтяной регулятор. Смогут ли участники сделки ОПЕК+ диктовать свою волю рынку +128 просмотров за суткиБудущее на батарейках: в России создают сеть каршеринга электромобилей +18 просмотров за суткиДоверие к незнакомцам: рынок шеринг-сервисов в России достиг 230 млрд рублей +7 просмотров за суткиСкорость напрокат. Кто будет владеть автомобилями в эпоху каршеринга Компьютер в аренду. Как заработать на поиске внеземной цивилизации +13 просмотров за суткиНа «Драйве». «Яндекс» запустит сервис каршеринга в 2018 году Главный рулевой: смогут ли каршеринг-сервисы заменить автолизинг +3 просмотров за суткиЗаскочить на минутку: истоки популярности шеринговых сервисов +12 просмотров за суткиКаршеринг: простой способ получить 25% годовых или очередная ловушка? +22 просмотров за суткиКак «совместное потребление» меняет нашу жизнь и можно ли на этом заработать +5 просмотров за суткиУмный каршеринг: как технология поменяет городской облик Купить нельзя – арендовать: сработают ли сервисы совместного потребления только для дорогостоящего имущества?

Разделяй и пользуйся: шеринг-экономика растет, но россияне к этому не готовы

Фото шеринг-сервис SOK
Российскому рынку шеринг-сервисов сулят +20-30% каждый год. Однако есть причины, которые могут затормозить бурный рост сегмента, например, менталитет россиян

Объем российского рынка шеринг-экономики составил 230 млрд рублей в 2017 году, подсчитали аналитики. По данным исследования РАЭК и PBN Hill+Knowlton Strategies, которое имеется в распоряжении Forbes, показатель вырос на 20% по сравнению с 2016-м, и в ближайшей перспективе развитие сегмента ускорится. «При существующем (20-30%) ежегодном росте шеринг-сервисам в России потребуется менее полутора лет, чтобы показать объем рынка 300 млрд», — говорит вице-президент PBN Антон Губницын.

Причем, значение сектора не ограничивается прямым финансовым вкладом в ВВП страны. Из 520 млрд рублей бюджета госпрограммы «Цифровая экономика РФ» около 300 млрд планируется привлечь от бизнеса. Осенью прошлого года бизнесмен-участник списка Forbes Игорь Рыбаков инвестировал 1,2 млрд рублей в шеринг-сервис SOK. С помощью платформы небольшие компании могут быстро арендовать офис, а девелоперы сдать пустующие площади. Рыбаков отметил устойчивый мировой тренд — движение в сторону sharing economy: «Когда активы разделяются между группой людей и используются совместно, это делает их использование более удобным и эффективным».

Основная причина быстрого роста шеринга связана с тем, что в России на развитии подобных сервисов сконцентрировались позже, чем за рубежом. «Москва стала одним из последних европейских городов, где появился каршеринг, несмотря все предпосылки к этому, — считает Лориана Сардар, сооснователь BelkaCar. — Потому сейчас мы догоняем весь мир». За два года существования автопарк BelkaCar вырос почти в десять раз со 100 до 950 автомобилей.

Эффект низкой базы стимулирует предпринимателей создавать проекты для разных сфер: фудшеринг, обмен одеждой и игрушками, совместные жилье и путешествия и другое. Пять лет на рынке действует российский сервис аренды вещей (от спортивных коньков до нижнего белья) Rentmania.com. Проект Foodsharingrussia.ru начиная с 2015 года занимается вывозом нереализованных продуктов из кафе и магазинов. Чтобы спасти остатки еды от выбрасывания, основатели сервиса привлекают сотни волонтеров-фудсейверов, с помощью которых распределяют продукты среди нуждающихся. Еще одна российская платформа — краудфандинговая Boomstarter — призвана помочь музыкантам в привлечении спонсоров на запись новых альбомов. Так, именно здесь создатели фильма «28 панфиловцев» собрали бюджет на съемки.

Большое внимание шеринг-сервисам и С2С-коммерции уделяют и корпорации типа «Яндекс» и Mail.ru Group. Последняя в 2017 году запустила онлайн-сервис поиска попутчиков в автомобильных поездках (райдшеринг) BeepCar. Годом ранее — доску объявлений от частных лиц с геолокацией «Юла», которая сейчас насчитывает около 22 млн пользователей ежемесячно. В феврале состоится запуск каршеринга «Яндекс.Драйв».

Один из ключевых факторов популярности шеринг-платформ — возможность сэкономить. Услуги сервисов совместного пользования ощутимо дешевле, чем те, что предоставляет традиционный бизнес. «Шеринговая модель соответствует российскому менталитету, — уверена Лориана Сардар из BelkaCar. — Мы исторически привыкли к экономному потреблению, и это накладывается на уже сформированную базу». Хотя относительно российского менталитета мнения разнятся.

Осенью 2017-го экс-глава российского офиса Gett Виталий Крылов объявил о запуске сервиса по подбору работы PapaJobs. Каталог заказов для «синих воротничков» (продавцы, официанты, повара, таксисты), — это по сути и есть шеринг человеческих ресурсов. Сегодня число пользователей приложением достигло почти 100 000 соискателей. Однако не все россияне пока готовы чем-то «делиться». Показательный пример — многие американские и британские бары, рестораны и магазины практикуют краткосрочный найм персонала в момент пиковой загрузки (вечер пятницы и субботы, праздники) — всего на пару дней. «Российские ретейлеры и рестораторы на такое пока не идут. Они держат людей в штате и на фултайме, несут высокие расходы, но не соглашаются работать с незнакомцем, пусть и высококлассным», — объясняет Крылов.

Вторая, вытекающая из первой, проблема, мешающая развитию шеринг-экономики в России, — это безопасность. Найм официанта на один вечер грозит разбитой дорогой бутылкой вина, а, например, повара — испорченным импортным оборудованием. «Саморегулирование качества услуг — важная черта таких шеринг-сервисов. Отзывы, оценки, рейтинги очень важны здесь, — подтверждает Антон Губницын. — Недобросовестный исполнитель не только рискует остаться без клиентов, но и вообще быть исключенным из шеринг-сообщества». Однако, по словам Крылова, проблема решается страхованием ответственности. Подобная практика уже есть в сегменте такси и аренды жилья: Arnbn страхует акты аренды, а «Яндекс.Такси» поездки, совершенные после 00:00 по местному времени.

Читайте также
На «Драйве». «Яндекс» запустит сервис каршеринга в 2018 году Как «совместное потребление» меняет нашу жизнь и можно ли на этом заработать
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться