«Ты лучший!» Как мотивировать сотрудников приносить прибыль
Фото Getty Images

«Ты лучший!» Как мотивировать сотрудников приносить прибыль

Forbes
Аминат Кобелева Forbes Contributor, Андрей Туманов Forbes Contributor
Фото Getty Images
Ролевые игры, лотерейные билеты и другие приемы, которые помогут вашим сотрудникам достигать успехов в компании

Каждый руководитель стремится к увеличению прибыли, но не все для этой цели используют мотивацию сотрудников. Самое сложное здесь — построить такую систему мотивации, которая одновременно позволит подчиненным зарабатывать и развиваться, а компании добиваться успеха. Делимся советами, как сформировать профессиональный и развивающийся коллектив и получать от этого выгоду.

Конкурсы

Конкурсы с денежными вознаграждениями — одна из лучших форм мотивации для персонала. Но даже в этом случае помните: если хотите, чтобы поставленная задача была правильно выполнена, переведите ее на понятный язык. Объяснять правила лучше перед самым стартом конкурса на общем собрании, чтобы информация дошла сразу до всех и своевременно, а не через «испорченный телефон». Сложные понятия нужно заменять доступными словами, часто начальство общается с подчиненными «на разных языках». Например, в ресторанном бизнесе «увеличение продаж на 40%» означает, что нужно продать определенные категории товаров примерно на каждый второй стол. 

Проверить, все ли поняли правила, можно простым «школьным методом»: попросите одного из сотрудников пересказать услышанное. Если человек запинается или ошибается, то его поправляют коллеги. В самом офисе или кабинете на время проведения конкурса повесьте красочный плакат с условиями акции и суммой выигрыша, ставьте четкие и понятные цели на день, проводите ежедневный мониторинг достижений и отмечайте лидеров. Не упускайте из виду возможности социальных сетей. Если у вас есть корпоративная группа, публикуйте там правила конкурса, напоминания о сроках и выигрыше, при этом сотрудники смогут задавать возникающие вопросы в комментариях к постам. Благодаря такому подходу персонал всегда будет точно знать, как действовать, а дополнительная прибыль от продаж гарантированно вырастет.

Креатив

Чтобы заинтересовать и замотивировать молодых амбициозных ребят, не хватит формальных правил и ежедневных собраний. Поможет креативный подход. Например, на видном месте (в комнате для персонала, в отделе, в общем холле офиса) можно повесить информационную доску с «карточками признания»: листочки с индивидуальными комплиментами вроде «Ты лучший консультант. Так держать!» или «Ты лучше всех продаешь десерты. Ты наш самый сладкий!». Когда показатели меняются, обновляются и комплименты.

Еще один способ мотивации — карточки bingo, которые можно использовать как инструмент ежедневной постановки целей. Для ресторана, например, в карточке можно обозначить количество каждого вида блюд, которые необходимо продать за день, для магазина — конкретные группы товаров, а для call-центра — категории вопросов (жалобы, помощь клиенту, консультации по продуктам компании) и т. д. Сотрудник будет отмечать для себя нужную графу и как будто заполнять лотерейный билет. Если собрал все — выполнил цель на день. Bingo добавляет игровой и соревновательный моменты в обыденный рабочий процесс, а также повышает самоконтроль персонала.

Обучение

Обучение повышает лояльность сотрудников к компании и уверенность в собственных силах. Поэтому так важно иметь систему обучения персонала или даже корпоративный университет. Рассказывайте подчиненным не только о стандартных схемах работы, но и о секретах успешных продаж. Например, в ресторанах есть такая уловка: официант проносит мимо столика красивый ароматный десерт и через несколько минут подходит к гостям, чтобы уточнить, не хотят ли они что-нибудь из сладкого. После такой «аппетитной рекламы» вероятность согласия гораздо выше.

Отрабатывать навыки хорошо в ходе ролевых игр, ведь если сотрудник смог продать товар, услугу или «обслужить» своего директора, то он справится с любой ситуацией на практике. Кроме того, сотрудники любого бизнеса, которые взаимодействуют с клиентами, должны знать не только стандарты компании, но и обладать навыками коммуникации: способностями поддержать беседу, поднять настроение. Эти умения эффективно прорабатываются на корпоративных тренингах.

Доверие и инициатива

Доверие руководителя — одна из лучших мотиваций для персонала. Сейчас почти в каждом коллективе есть свои чаты в мессенджерах. Конечно, директор может и не состоять в этих группах, но глупо не использовать такую возможность. Чаты позволяют не просто больше знать о том, что происходит в компании, но и дают возможность сотрудникам проявить инициативу. Ведь молодые люди часто мыслят более креативно и масштабно, чем бывалые руководители, поэтому в корпоративном чате они могут предложить свои идеи, а вы будете выбирать лучшие и реализовывать. 

Допустим, сотрудники нередко предлагают новые акции для покупателей, способы повышения эффективности работы фирмы или сокращения времени для производства и доставки продукции. Готовность руководителя выслушать коллектив может стать ценным источником креативных идей. 

Похвала

Получать похвалу всегда приятно. Хотя это один из главных ключей к эффективной мотивации, многие руководители забывают об этом или не находят времени на несколько добрых слов для своих сотрудников. И для этого необязательно лично беседовать с работником, «лидеров» прошедшего дня удобно отмечать в общих чатах, также там можно публиковать благодарности и положительные отзывы клиентов. Конечно, надо указывать и на недоработки, но акцент всегда следует делать на позитиве. Правильная похвала воодушевляет и настраивает на новые достижения. 

Новости партнеров