Швея широкого профиля. Какие специалисты нужны модной индустрии
Фото DR

Швея широкого профиля. Какие специалисты нужны модной индустрии

Елена Залесская Forbes Contributor
Фото DR
Российские специалисты модного бизнеса без работы не останутся. Правда, подучиться им все-таки надо

Рынок «умной» одежды сегодня в тренде, и студентам технологических колледжей лучше сразу озаботиться приобретением знаний и навыков, без которых им завтра не выжить.
Когда на одном из модных показов известная модель Дита фон Тиз появилась на публике в платье, напечатанном на 3D-принтере по эскизу дизайнера Майкла Шмидта, общественность особенно активно заговорила о новых технологиях в области моды. Стало известно, например, что такой способ производства одежды осваивают не только известные кутюрье, но даже спортивные марки — компания Nike в 2014 г. создала высокотехнологичные кроссовки Vapor Laser Talon. Новые «умные» модели из сферы фитнеса и медицины тоже поражают воображение: оказывается, одежда может измерять активность мышц, частоту пульса, скорость и длину шага... Так и кажется, что не за горами то время, когда и униформа в корпорациях будет оснащена какими-нибудь сенсорами и датчиками, способными фиксировать производительность наемных работников. То, что еще недавно казалось фантастикой, сегодня становится реальностью. Но готовы ли к таким переменам те, кто непосредственно задействован в отрасли? Что в скором времени придется делать армии конструкторов, закройщиков и портных, если завтра каждый человек сможет печатать себе одежду на домашнем принтере?

Требуются специалисты узко-широкого профиля

Что касается ассортимента производимого товара, то fashion-рынок идет по пути узкой специализации. Так, один из устойчивых трендов — пошив униформы и спецодежды. Сегодня компаниям выгоднее отшивать спецодежду, выполняя государственный или корпоративный заказ, чем разрабатывать fashion-коллекции. На специалистах (конструкторах, технологах, дизайнерах) это отражается таким образом, что без опыта в конкретном сегменте (в женской, вечерней, свадебной или верхней одежде) найти работу непросто. И только потом к кандидатам предъявляются общие требования, такие как возраст, пол, наличие детей, территория проживания и т. д.

Специалистов с опытом в узкой нише на рынке немного, но, даже найдя их, работодатель захочет, чтобы он умел совмещать несколько должностей или мог выполнять несколько функций одновременно: быть модельером и конструктором, менеджером производства и конструктором-технологом. Таким универсалам готовы платить от 80 000 до 150 000 руб. Например, компания по производству спецодежды ищет технолога, который должен организовать работу собственного швейного цеха и в то же время заниматься контролем и размещением заказов на сторонних производствах. Многие, несмотря на достойное вознаграждение, от таких предложений отказываются, так как распределять внимание между несколькими объектами непросто.

Швеи — в дефиците

Несмотря на ажиотаж вокруг 3D-одежды, спрос на швей и портных за два года увеличился почти вдвое. По данным Роструда, каждая третья вакансия в общероссийской базе вакансий «Работа в России» относится к рабочим специальностям. Самым квалифицированным специалистам работодатели готовы повышать зарплаты и предоставлять щедрые соцпакеты. Но было бы кому: вакансий швей и портных в два раза больше, чем резюме. К тому же уровень профессиональной подготовки конструкторов, закройщиков и портных оставляет желать лучшего. У многих из них нет опыта работы в профессиональных программах, они ничего не знают о современных технологиях и совершенно не представляют, как могут карьерно расти. А ведь при желании швея через пять-десять лет работы вполне может занять должность начальника производства или стать дизайнером собственного бренда.

Еще одна проблема: на рынке труда большинство опытных швей — это женщины в возрасте от 50 лет. По скорости выполнения заказов, они, к сожалению, уступают тем же китайским коллегам.

Требуются хайперы

Инновации проникают во все ниши fashion-индустрии — спортивную, спецодежду и даже в сегмент военной формы. С внедрением новых технологий появляются профессии, о которых еще 20 лет назад мы и не подозревали: например, видеохудожник по принтам или модный инженер. Достаточно востребованные позиции сейчас — модный блогер (человек, который в своем блоге публикует статьи о моде и стиле, выкладывает фото с модных показов, а также делится с подписчиками собственными обновками), шопер (имиджмейкер, психолог и консультант в одном лице), стилист, продакт-менеджер, арт-директор по упаковке, fashion-промоутер (человек, занимающийся репутацией модного бренда), влогер (блогер, который ведет блог в формате «Моя жизнь»), хайпер и многие другие. Конечно, такие навыки во время учебы в колледже или вузе не приобретешь. Но, может, стоит начать формировать их самому? Благо, в интернете информации — море.

В штат не берем

Сегодня существует масса онлайн-площадок, на которых можно найти любого недорогого работника или выставить проект за очень небольшие деньги. С 2014 года число фрилансеров настолько выросло, что они дали демпинг штатным сотрудникам. Специалисты, чья работа связана с интернет-технологиями, в основном работают как проектные менеджеры. Спрос на них, по данным нашей компании, за последние два года вырос на 40 %, доля такого сотрудничества будет расти и дальше.

С одной стороны, это дает возможность работодателям значительно экономить на ФОТ, а с другой — и сами соискатели рады поработать с несколькими компаниями сразу и разнообразить свой опыт. Работодателям вступать в «свободные» отношения с сотрудником нестрашно: мобильные приложения при помощи девайсов в облаке помогают отследить каждый шаг подчиненного.

Из минусов фриланса можно отметить то, что большинство специалистов все-таки не удовлетворены такой формой сотрудничества и рассматривают ее как промежуточный этап между наемной работой и построением собственного бренда. Для компании также есть риски: она может остаться с не доведенной до ума коллекцией. Вот почему многие компании берут в штат менеджера по работе с фрилансерами. Это человек, который отбирает и контролирует внештатных сотрудников на всех этапах сдачи проекта.

А вообще рынок фрилансеров будет развиваться. Мы это видим уже сейчас, когда российские компании, набирая проектных сотрудников, платят им только за результат. Речь идет как о руководителях низшего и среднего звена, так и топ-менеджерах.

А что потом?

Минувший год продемонстрировал позитивные предпосылки развития отечественного fashion-бизнеса. Этому способствовали и запуск государственной программы Made in Russia, и тренд на патриотизм, заданный стратегией импортозамещения, и узнаваемость российских дизайнеров на мировой арене. По данным АКИТ, количество интернет-запросов по крупнейшим российским брендам выросло в период с апреля 2016 по март 2017 года на 24%. Аналитики рынка сходятся во мнении: рост российского производства возможен благодаря увеличению количества отечественных брендов и размещению заказов внутри страны зарубежными марками. А если так — российские специалисты без работы не останутся. Правда, подучиться им все-таки надо.

Новости партнеров