Несчастные люди: как стресс сотрудников приводит к миллиардным потерям
Фото Getty Images

Несчастные люди: как стресс сотрудников приводит к миллиардным потерям

Олег Коновалов Forbes Contributor
Фото Getty Images
В российских реалиях «корпоративная культура» стала ругательным словосочетанием. Под этим термином часто понимают бессмысленные тренинги и трату денег на ненужные мероприятия. Тем временем успешные компании Европы и США активно внедряют корпоративную культуру — и даже зарабатывают на этом. Разница кроется в отношении к работе

Капитализация Microsoft выросла с $315 млрд в 2014 году до $775 млрд в начале 2018 года. Одной из причин этого стал метод управления, который избрал исполнительный директор компании Сатья Наделла. Он возглавил IT-гиганта в 2014 году и сразу же сделал ставку на усиление корпоративной культуры.

«Для того чтобы компания стала успешной, вы должны придавать чрезвычайное значение правильной культуре, которая, в свою очередь, позволит вам культивировать новые компетенции и создавать новые концепции. Для нас было важно сделать культуру такой, чтобы она позволила открыть себя и свои возможности вновь, придумать новые подходы», —рассказывал Наделла.

Microsoft — не исключение, а один из примеров глобальной тенденции по развитию продуктивной культуры среди компаний, по-настоящему стремящихся к успеху. В растущий список входят такие компании, как Jaguar, Nordstrom, 7-Eleven, Starbucks, Amgenи многие другие. Кстати, Boeing 787 Dreamliner, проект, грозивший катастрофическим провалом, взлетел благодаря своевременно предпринятым мерам по усилению корпоративной культуры на производстве в Сиэтле, где создавался самолет.

Как сделать бизнес эффективным

Бизнес уже давно вступил в эру знаний — то есть время переосмысления роли людей и их ценностей, понимание того, что каждый человек играет свою роль в построении будущего. Это время, когда конкурируют не процессы, а корпоративные культуры. В 2018 году именно они определяют внутреннюю силу и эффективность бизнеса. Компании переходят к использованию совсем других измерений деятельности, чем те, что использовались в последние несколько десятилетий.

В индустриальную эпоху культуру определяли через то, что сотрудники делают в организации. Она была статической составляющей, не дающей ни жизни, ни движения. Времена изменились: теперь корпоративную культуру рассматривают как психологическую энергию компании.

Этот параметр объединяет таланты, компетенции, нравственные ценности и взгляды людей для достижения организационных целей. Получается абсолютно живая динамическая сила, стимулирующую каждого на развитие и рост. Предприниматели и управленцы увидели в корпоративной культуре мощный и управляемый ресурс, без которого немыслим долгосрочный успех.

Корпоративную культуру можно назвать душой компании, влияющей на человеческие действия, видение, устремления и развитие. Объединяя лучшие психологические качества сотрудников, давая им чувство принадлежности к чему-то важному, стимулируя лояльность и усиливая взаимодействие людей, культура напрямую влияет на увеличение продуктивности и постоянный рост бизнеса. В том числе благодаря тому, что компаниям с сильной культурой гораздо легче привлекать и удерживать лучшие таланты: при прочих равных работники выберут того работодателя, который предоставит им более уютные и психологически комфортные условия.

В современном мире объектами управленческих сражений стали инновационность, доверие, профессионализм и вовлеченность сотрудников в работу.

Что произойдет, если забыть о культуре

Сотрудники вкладывают свое время, человеческие способности, качества и таланты в организацию через вовлеченность, которая напрямую влияет на производительность. Люди вовлекаются в работу и жизнь компании, только если они уверены в том, что результат их работы влияет на их собственный успех, а цели каждого работника совпадают с целями компании. Согласно отчету Gallup за 2017 год, работники становятся в 3,5 раза эффективнее, если считают, что их цели и цели компании совпадают.

При этом корпоративная культура — это не результат, а процесс. Стоит перестать о нем заботиться хотя бы на короткий срок, как это приводит к мгновенному снижению эффективности. Результаты исследований, опубликованные в отчете Gallup в 2017 году, показали, что в среднем по миру только 15% людей по-настоящему вовлечены в работу.

Получается, что 85% людей работают ниже своего потенциала. То есть просто приходят за зарплатой и демонстрируют некие усилия. Видимо, старая русская присказка «один с сошкой, семеро с ложкой» по-прежнему актуальна. Другими словами, сотрудник, который не вовлечен в работу, обходится слишком дорого — он получает 100%-ную зарплату, но его отдача гораздо ниже.

В денежном выражении низкая вовлеченность людей в работу обходится мировой экономике примерно в $4,7 трлн — это утроенный ВВП России. Это видимая часть, посчитанная без учета налоговых потерь, повышенного спроса на господдержку, дефицит бюджета и массу других негативных последствий экономического, социального и политического характера.

На примере США можно увидеть. что недостаточная вовлеченность сотрудников в работу обходится экономике страны примерно в $450-550 млрд в год. Как ни странно, это позитивный пример: показатель вовлеченности в Соединенных Штатах самый высокий в мире — 33%. Экономика Германии недосчитывается примерно $185 млрд при 15%-ном уровне вовлеченности. Великобритания теряет около $110 млрд, лишь 17% британцев активно вовлечены в работу. На этом фоне Россия показала достойный результат в 19%.

Еще один серьезный фактор, который стали учитывать относительно недавно, — это стресс и депрессия, полученные в результате работы в компании с негативной культурой. Это напрямую влияет на продуктивность.

Из-за приобретенной депрессии сотрудников экономика США теряет около $100 млрд в год. В целом по миру экономика недосчитывается примерно $1 трлн ежегодно.

Повышенные расходы на управленческие и транзакционные издержки сложно рассчитать и можно лишь представить чудовищный масштаб таких потерь, выраженный в обанкротившихся компаниях, замедленном развитии и упущенных возможностях.

Шесть приоритетов успешной компании

Вовлеченность определяет степень участия каждого сотрудника в работе компании, но это лишь видимая часть того, о чем должен волноваться бизнес. Основная цель компании. стремящейся к росту, — это рост так называемых метафизических ресурсов. То есть ресурсов, формирующих внутреннюю энергию и силу компании, способность достигать бизнес-целей: доверие, профессионализм, командная работа, инновационость, разделенное видение и ответственность за свои действия.

Все эти ресурсы напрямую влияют на качество продукта, его себестоимость и динамику организационной жизни. Без перечисленных ингредиентов невозможно добиться высокой продуктивности. Стоит убрать один из них, как о полноценном развитии будет сложно говорить.

Ключевые ресурсы формируются из положительного вклада и усилий каждого работника включая руководителей. Эти шесть качеств имеют самое сильное влияние на поведение и производительность сотрудников и определяют, чего может достичь организация. Именно на развитие и эффективное использование этих ресурсов сейчас делают ставку передовые компании Запада.

Что мешает развитию

Успех в бизнесе определяется способностью разглядеть и эффективно использовать имеющиеся ресурсы — особенно те, что генерируются внутри компании и позволяют увеличить эффективность, не требуя особых вложений. Но нужно учесть, что эффективное управление культурой считается вершиной управленческого искусства и требует особых знаний и компетенций. Менеджерам зачастую не хватает релевантного опыта.

Что мешает использовать корпоративную культуру в качестве уникального инструмента развития? Есть три основные причины. Во-первых, простое игнорирование культуры как чего-то, что не дает результат на следующее утро. Многие компании только учатся управлять культурой и ее ресурсами. Это непросто.

Достижения в этой области невозможно показать в балансовом отчете. В результате вопросы построения продуктивной культуры зачастую не стоят в списке приоритетов. Менеджеры предпочитают управлять тем, что можем пощупать — даже если это не дает нужного результата.

Во-вторых, в людях еще сильна ментальность ХХ века. В мире часто говорят о развитии и уникальности, забывая, что подлинная уникальность заключена не в зданиях, кредитах или природных ресурсах, а в людях, их качествах и роли, которую они играют каждый день в жизни компании.

До сих пор ставка на процессы и забота об отчетах преобладает над всем остальным. Такой подход привел к проблемам низкой эффективности. Как известно, невозможно решить проблемы теми же способами, которыми они были созданы.

В-третьих, стратегическая близорукость. Краткосрочная ментальность ограничивает понимание того, к чему быть готовым и чему нужно научиться сегодня. Будущее закладывается сегодня и подразумевает не только слова, но и действия. Если не учиться управлять культурой как одном из критических факторов успеха прямо сейчас, то в дальнейшем будет очень сложно говорить о конкурентоспособности и росте бизнеса.

Будущее наступило. Заметили не все

Мир вступает в эпоху V2V (values-to-values/ценности-ценностям). Это время передачи ценностей от людей в компании своим потребителям. B2B (business-to-business / компании-компаниям) и B2C (business-to-business / компании-клиентам) уже недостаточно удовлетворяют потребительские требования.

В современном мире речь идет о совместимости культурных ценностей сотрудников и клиентов, что позволяет достичь синергии в отношениях и вовлечь потребителей в создание продукта. Успешные бизнес-проекты, среди которых Uber и Amazon, уже делают это через различные онлайн-услуги и социальные медиа.

Результативные международные корпорации показали: завтрашние достижения строятся на ежедневном улучшении компетенций и качеств сотрудников.

Логика очень проста: компания не может двигаться дальше, чем умения работников; стратегическое развитие ограничивается развитием людей и их культурных ценностей. Следовательно, организационный рост требует инвестиций в людей и ежедневной заботы о них. В конечном итоге в центре бизнеса всегда стоит человек.

Новости партнеров
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться