Денег нет. Как сократить затраты на персонал без снижения мотивации
Фото Getty Images

Денег нет. Как сократить затраты на персонал без снижения мотивации

Фото Getty Images
Со временем можно полностью заменить материальные стимулы нематериальными

Все больше компаний и руководителей задумываются над тем, как сократить затраты на персонал и при этом удержать эффективность работы на прежнем уровне, а в идеале — повысить ее. Совместить эти, казалось бы, противоречащие друг другу вещи сложно, но при грамотном подходе вполне возможно.

По данным Gallup Media, разница в ключевых показателях эффективности между компаниями с высоким и низким уровнем вовлеченности может достигать 10-20% и больше. То есть личная мотивация и вовлеченность влияют на КПД сотрудников больше, чем оплата труда и другие материальные бонусы. Как же поступить, если нужно урезать затраты на сотрудников и при этом сохранить мотивацию на прежнем уровне или даже повысить ее?

Общие цели команды

Сделайте «явной» «тайную» информацию о компании. Как компания зарабатывает и теряет деньги, с какими брендами конкурирует, какую стратегию развития избрала, насколько клиенты компании удовлетворены качеством продукции и сервиса, каков уровень вовлеченности персонала и, главное, каким образом к этому всему причастен каждый сотрудник.

В этом плане отлично подходят стратегические сессии, когда глава компании озвучивает планы при всем коллективе и каждый отдел в формате рабочих групп обдумывает, как достичь поставленных целей. При этом важно показать, что получит при достижении общих планов каждый человек: новые амбициозные задачи и направления, возможность развития, обучения (что повысит его стоимость на рынке труда) или перехода в другой отдел, повышения по карьерной лестнице и так далее.

Обучение и развитие

По данным международной рекрутинговой компании Kelly Services, 34% сотрудников считают важной дополнительной мотивацией возможности для своего развития внутри компании. Таким образом, обучая и развивая своих сотрудников, вы извлекаете двойную выгоду: повышаете их мотивацию, а сотрудники узнают что-то новое и полезное для работы, внедряют новое поведение и повышают результативность. Добиться хорошего эффекта можно, если выбрать приоритетные области для развития и обучать в формате краткосрочных и мобильных программ. Весь мир уходит от громоздких, офлайновых, одинаковых по контенту и долгосрочных образовательных процессов. Всем удобно пользоваться мобильным, персонифицированным, микроформатным обучением в стиле Instagram. «Корпоративному ученику» предлагаются короткие, в несколько минут поясняющие видео с призывом сразу же применить новые знания на практике.

Благодарность и обратная связь

По результатам все тех же исследований Kelly Services, 33% сотрудников считают самым мотивирующим фактором публичное признание их успехов. Отличный эффект производят еженедельные собрания в рамках отдела, где озвучивают фамилии самых успешных и продуктивных сотрудников. Важно, чтобы это выглядело не как формальность: необходимо конкретно называть, чего они добились, какой положительный вклад внесли в развитие общего дела.

Для большинства сотрудников важна не только публичная, но и личная похвала, поэтому благодарите специалистов за качественную работу и в частных диалогах. Они будут понимать, насколько важны их задачи и насколько ценно то, что они делают. Выражайте благодарность и устно, и письменно: например, по e-mail. Чтобы обратная связь была эффективной, не забывайте про основные принципы, которых следует придерживаться. Прежде всего обратная связь обязана быть своевременной: если с момента события пройдет больше 24 часов, то давать по нему обратную связь будет не так эффективно. Но главное, она должна показывать ценность человека, его личности и его рабочих достижений, он должен осознавать, что его работа имеет важное значение. Специально обучайте топ-менеджеров этому навыку и правильному взаимодействию с подчиненными.

День вне работы

Еще одно популярное решение, пришедшее к нам с Запада, — право один день в неделю работать дома. Помимо того, что некоторых специалистов это мотивирует качественно выполнять свой труд, чтобы не тратить время на поездку в офис, таким образом можно сократить еще и затратную статью: например, сотруднику не нужно обеспечивать бесплатный обед. За счет этого достигается компромисс, ведь работодатель экономит средства, а сотрудник получает то, чего он действительно хотел.

И маленький совет напоследок: от материальных способов мотивации нужно отказываться постепенно. Если вы сразу урежете все бонусы, отмените бесплатную стоматологию, дешевые путевки на курорты и прочие материальные блага, то ваши сотрудники перестанут стараться так, как раньше. Но если вы будете последовательно повышать уровень вовлеченности, улучшите корпоративную культуру, введете обратную связь с руководством, научитесь хвалить самых продуктивных и полезных специалистов, то со временем можно будет полностью заменить материальные стимулы нематериальными.

Новости партнеров