К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Железная логика. Как общаться с программистами

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Хотите взбесить ИТ-специалиста — проведите с ним мотивационную беседу

Руководители компаний, для которых информационные технологии не являются основной деятельностью, сталкиваются с определенными трудностями в работе с ИТ-специалистами: зачастую они не понимает, как ими эффективно управлять. Особенности мышления ИТ-специалистов и подход к делу у них отличаются от представителей многих других профессий.

Без лишних эмоций

Если для маркетолога, продажника и даже финансиста мотивационные речи интересны, они вдохновляют их и двигают вперед, то для ИТ-специалиста это необоснованная и пустая болтовня. И дело не в том, что ИТ-специалисты не могут общаться. Кто-то прилепил на них этот ярлык, и многие входят в коммуникацию с сотрудниками сверхточных профессий уже с этой первичной установкой. На самом деле ИТ-специалисты — это системные люди с очень высоким уровнем интеллекта, и они во всем хотят видеть причинно-следственную связь. Основное, на что обращает внимание ИТ-специалист в коммуникации, — количество полезного контента на единицу сказанного. Этого часто не понимают и пытаются вызвать у ИТ-специалистов вау-эффект.

Прежде чем начинать свою речь, объясните сотруднику, ради чего этот разговор: вы идете из точки А в точку Б, почему это должно быть ему интересно и что вы конкретно от него хотите. Для них очень важны конкретика и системность. Поэтому если вы хотите вызвать у такого человека гнев и внутреннее напряжение — проведите с ним длительную мотивационную «вдохновляющую» беседу.

 

Но самый легкий способ вызвать раздражение ИТ-специалиста —  выдать ему большой объем хаотичной информации, которую невозможно проанализировать. Так вы нарушаете ту информационную упорядоченность, на которой выстраивается вся деятельность этого сотрудника.

Деньги — не главное

Многие думают, что надо просто дать побольше денег, чтобы сотрудник был доволен работой. Увы, для специалистов сферы информационных технологий денежная сторона вопроса не является основополагающей. По данным исследования, для 62% программистов наиболее мотивирующим фактором является возможность экспериментировать и обучаться, а для 58% — коллектив и талантливые коллеги.

 

Для этих специалистов важно работать с увлеченными, дружелюбными и интеллектуальными людьми. Критерии квалификации и интеллекта имеют для них большое значение. Естественно, деньги важны тоже, но я лично была много раз свидетелем того, как ИТ-специалист отказывался от большей зарплаты в пользу той работы, где удовлетворялись его интеллектуальные и профессиональные способности. Вызовы и интересные задачи для него — превыше всего.

Принимая на работу ИТ-сотрудника, нужно четко оценить потенциал, который у него есть, и постараться понять, будет ли ему интересно длительное время в вашей компании. Они достаточно быстро растут в профессии, поэтому им, конечно, важно все время во всем видеть прогресс.

Долой авторитеты

Принципы «я начальник — ты дурак», «как я сказал, так и делай, потому что я так решил» для коммуникации с ИТ-сотрудником — тупиковый вариант. Это будет вызывать сильную пассивную агрессию, и он станет использовать свой ум не для того, чтобы решить задачу, а для того, чтобы доказать, что ваше предложение неэффективно. И в этом они мастера, потому что программисты — люди логики.

 

Неслучайно у мировых софтверных гигантов Google и Facebook принят очень демократичный подход. Например, у каждого сотрудника Google есть возможность обсудить волнующие его вопросы с учредителем в течение 30-минутной неформальной встречи. Стройте контакт на равных позициях. Покажите, что принимаете его экспертизу в своем деле, но для достижения результата ему нужно следовать определенным стандартам. ИТ-сотрудники часто стараются все делать вдумчиво, но в этой качественной работе они могут уделять слишком много внимания деталям и сильно терять в динамике. Разграничьте роли. Например, есть содержание продукта, где он профессионал, а есть форма, подача, от которых зависит финансовый результат всей компании, и здесь профессионал вы. Так и говорите: «Мы с вами должны работать в эффективном тандеме и поддерживать друг друга, чтобы и продукт получался качественный, и выполнялись внешние условия, при которых наш проект жизнеспособен».

Молчит не значит согласен

Важное качество, которое отличает многих ИТ-специалистов: они могут молча слушать начальника, не выражать никаких эмоций и при этом испытывать внутренний молчаливый протест. Они будут уходить в поверхностно-отвлеченное состояние, как будто обсуждаемый вопрос к ним не относится. Такое поведение сотрудника — повод обратить внимание и принять меры.

Запомните: если он молчит и слушает вас, это совсем не означает, что он с вами согласен. Если он не проявил интереса сейчас, в дальнейшем он не будет вовлечен в процесс работы. Ключевая задача управленца — спрашивать, терпеливо ждать и сделать так, чтобы сотрудник начал говорить. Велик соблазн заполнить паузу собственной репликой, но этого делать не стоит. Сотрудник может использовать ее, чтобы уйти от прямого ответа, перенести ответственность за договоренности на вас и снова замкнуться в себе. Апеллируйте к его мнению: попросите дать альтернативные конструктивные предложения, которые сделают проект лучше. Напомните ему, что он обладает экспертизой, а вы лучше разбираетесь во взаимоотношениях с конечным клиентом. Спокойно реагируйте, если он долго собирается с мыслями, прежде чем вам что-то ответить.

Не стоит преувеличивать сложность управления сотрудниками сверхточных профессий и смотреть на них как на людей из другого мира. Apple, Google, Facebook и многие другие лидеры мировой экономики стали успешны благодаря тому, что создали самое продуктивное пространство для работы. В Google признают, что большинство новшеств рождаются в те 20% рабочего времени сотрудников, когда им рекомендуется заниматься тем, что им интересно. Демократизация знаний, создание среды, где люди чувствуют себя безопасно и комфортно, — это принципы, которые не только формируют привлекательную среду для лучших специалистов, но и помогают компании создавать лучшие продукты, опережая конкурентов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+