Плохое слово. Как научиться выступать публично
Фото Getty Images

Плохое слово. Как научиться выступать публично

Александр Сычев Forbes Contributor
Фото Getty Images
Российские управленцы, не впитавшие культуру small talks с детства, на курсах по риторике учатся даже эффектно листать слайды

Топ-менеджеры, как правило, очень уверенные в себе люди, с высоким уровнем эмоционального интеллекта и хорошо развитой спонтанной речью. Однако часто они совершенно не умеют выступать на публике или общаться в формате панельной дискуссии.

Как в помятом костюме

Неудачные публичные выступления топ-менеджеры воспринимают болезненно, сравнивая плохой спич с помятым костюмом. «Я вышел с речью, но никто ничего не понял», «Боюсь выступать» — вот наиболее частые причины обращения к экспертам по коммуникациям, но бывают и другие. Один из моих учеников, старший вице-президент крупной госкомпании, выступать умел, но хотел, чтобы публичные выступления перестали быть для него неприятной обязанностью. Это высокий статный мужчина, очень экспрессивный, с громким командным голосом, у которого в подчинении находилась не одна сотня людей. Свое желание заниматься ораторским искусством он объяснял так: «Я много выступаю, но не получаю от этого никакого удовольствия. Для меня это повинность, которой я пытаюсь всеми способами избежать или отсрочить ее — отменить, перенести и т. д. Хочу научиться получать от выступлений удовольствие, а не умирать от мысли, что надо сделать очередную презентацию на совещании».

Тренинги по искусству презентации, обучение топ-менеджеров коммуникативным навыкам заказывают как крупные частные, так и государственные компании, и в особенности digital-компании, которые ориентированы на Запад и понимают, что отстают: рынку нужна способность гибко и критически мыслить, легко общаться. Наши партнеры за границей, работающие в этой же области, отмечают, что в США и Европе потребность в курсах риторики не меньше, а гораздо больше, чем в России: умение говорить — большое конкурентное преимущество в современном бизнесе.

Повлиять на гендиректора

Обычно высокопоставленные клиенты обращаются к бизнес-тренерам по коммуникациям не потому, что хотят успешно выступать на международных форумах (они случаются не так уж и часто), а чтобы быть убедительными на более обыденных мероприятиях: советах директоров, заседаниях членов правления, переговорах с партнерами и даже обычных совещаниях с подчиненными. Минимальная и максимальная продолжительность курса подготовки к выступлению зависит от того, что топ-менеджер уже умеет. Обучение может длиться от трех недель до полугода и даже несколько лет, что уже больше похоже на сопровождение. Чему же обучают мастера ораторского искусства? Обычно в шорт-лист входят психология поведения на сцене, управление собственным психологическим состоянием, настрой на выступление, выразительные жесты, визуальный контакт с публикой, запоминание тезисов выступления, управление аудиторией, даже умение непринужденно листать слайды.

Не так давно мы готовили конференцию для крупной госкомпании. Семь руководителей подразделений должны были выступить перед генеральным директором с докладами о результатах работы за год. От их речи зависели годовые премии нескольких сотен сотрудников. Мы учили менеджеров взаимодействовать с аудиторией, делать правильные акценты в речи, а параллельно — некоторым способам передачи невербальной информации: объясняли, как правильно переключать слайды; как управлять руками, чтобы не прятать их в карманы, а мягко жестикулировать; как держать микрофон и стоять за трибуной. Репетировали все, вплоть до жеста с поправлением очков. И хотя состояние дел не во всех подразделениях было на высоте, на гендиректора выступающие произвели позитивное впечатление — сотрудники получили премии, а с их руководителями в спокойной, доверительной обстановке обсудили дальнейшие планы развития компании. Возьму на себя смелость утверждать: выступи менеджеры вяло и скучно, то и при хороших финансовых результатах им вряд ли бы удалось повлиять на гендиректора и получить для подчиненных вознаграждение — возможно, хорошую работу сотрудников восприняли бы как должное.

Учитесь непринужденности

Голос не дает покоя многим выступающим: одним не нравится его тональность, другим — диапазон, третьим — интонация и громкость. Но если все эти недостатки легко могут исправить профессиональные актеры и радиоведущие (они ставят дыхание, объясняют, как происходит звукоизвлечение, учат говорить на опоре, а не на связках), то выстроить интересную яркую речь удается немногим, поскольку успех в этом деле наполовину зависит от самого человека — его эрудиции, образованности, начитанности. Первые несколько слов для большинства людей — самые сложные, и все потому, что большинство из нас в школе не обучали навыкам непринужденной беседы (small talk). К слову сказать, в Англии без этого умения невозможен карьерный рост: чтобы претендовать на повышение, одного профессионализма мало, нужно также быть открытым, легким в общении и вызывать доверие окружающих.

То же касается публичных выступлений: если хотите овладеть вниманием публики, не начинайте речь с громких цифр. Постарайтесь избежать этого искушения, даже если вы вывели компанию из кризиса или добились кратного роста продаж. Цифры, отчеты и прочий официальный материал при всей своей безусловной полезности лишь сильнее отдалит вас от слушателей. Не надо быть формальным настолько, насколько это требует наш менталитет и советское прошлое. Разрешите себе быть по-западному раскованным. Произнесите несколько слов о погоде, футбольном матче, просто пошутите. Чаще всего звездные спикеры выбирают «корпоративные» шутки, то есть с юмором комментируют какую-либо всем известную ситуацию на работе. Что это дает? Как только кураж пойман, выступающий может смело жонглировать вниманием публики, вести интерактивное общение. Ему уже не страшно уйти далеко от темы и даже начать отвечать на неудобные вопросы.

Ищите метафоры

Если говорящий не умеет пояснить какую-либо мысль, используя простые, понятные образы и сравнения, его вряд ли ждет успех. Во время общения с аудиторией топ-менеджеры должны уметь подбирать метафоры. На тренингах их просят использовать образные сравнения всегда — к месту или не к месту, удачно или неудачно. И не случайно. Практиковать этот навык нужно всегда и везде. Вспоминаю пример из практики известного российского холдинга, его совет директоров как-то обсуждал будущую рекламную кампанию, целиком основанную на социологических исследованиях покупателей. Один из директоров как бы невзначай, как анекдот и курьез, вспомнил историю о том, как в молодости, работая в одной госкомпании, он по просьбе начальника сам и вполне убедительно почти «с чистого листа» нарисовал нужную социологию для отправки «наверх». А в заключение речи сравнил себя с «великим комбинатором». Естественно, совет директоров, услышав такую историю из уст коллеги, вернул рекламную кампанию на доработку. Как потом выяснилось, не напрасно — проанализировав ответы покупателей еще раз, сотрудники компании нашли много недочетов, выводы пришлось скорректировать.

Говорят, образная речь — хороший инструмент в руках маркетологов и менеджеров по продажам, с ее помощью можно в чем-то убедить, что-то продать, объяснить необъяснимое. Но, как показывает пример, в руках руководителя она еще и хороший управленческий инструмент. И об этом тоже не стоит забывать. Тем более что выступать перед подчиненными приходится куда чаще, чем перед партнерами и клиентами.

Новости партнеров