К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Дело тренировки. Как ставить бизнес-цели, чтобы они работали

Фото katerinalengold.com
Фото katerinalengold.com
В 14 лет можно поступить в университет, в 20 основать свой стартап, а в 23 года продать его одному из лидеров американского рынка. Достичь такого результата можно с помощью agile-планирования

Самый молодой вице-президент в мировой аэрокосмической индустрии и предприниматель Катерина Ленгольд в своей новой книге «Просто космос. Практикум по Agile-жизни, наполненной смыслом и энергией», которая вышла в издательстве «Манн, Иванов, Фербер», рассказывает, как с помощью методологии Agile и 9-недельных спринтов научилась достигать глобальных целей как в жизни, так и в бизнесе, сформировала полезные привычки, которые помогают ей эффективно управлять компанией, а также перестала прокрастинировать. 

Долгосрочные цели не работают, поэтому расписывать планы на далекое будущее не стоит. Вы почти гарантированно промахнетесь с масштабом и направлением. В результате вы либо разочаруетесь в себе, не достигнув запланированных высот, либо создадите искусственный потолок для роста, поставив планку слишком низко. Значит ли это, что нужно просто плыть по течению и ждать, к какому берегу тебя прибьет? Конечно, нет. Двигаться вперед без компаса — не самая хорошая идея. Велика вероятность, что вы будете блуждать по кругу. Так что же делать? Мой подход — применить методологию Agile к личным целям. Для меня жизнь — это серия экспериментов. Вместо разработки глобального плана на двадцать лет вперед я ставлю небольшие цели на девятинедельные спринты.

Жизнь как серия экспериментов

В отличие от «мечты» и «предназначения» такие цели на спринты конкретны и понятны. К ним не страшно подступиться. Каждую цель я разбиваю на этапы, чтобы отслеживать прогресс. В конце каждого девятинедельного эксперимента, проанализировав полученный опыт, я решаю, стоит ли мне двигаться дальше или сменить вектор развития. Такой цикл обратной связи — гарантия, что я не потрачу свои лучшие годы на погоню за мечтой, которая на самом деле мне совершенно не подходит. Вот как это выглядит на практике. Предположим, вы мечтаете стать успешным технологическим предпринимателем. Это огромная и весьма размытая цель, и если вы никогда не руководили бизнесом, то наверняка смутно представляете, что это вообще значит с точки зрения повседневных задач и необходимых навыков. В качестве эксперимента на ближайший девятинедельный спринт можете поставить себе следующую цель.

 

Цель №1: Попробовать предпринимательство на вкус

Этап 1: Узнать о преимуществах и недостатках карьеры из первых рук

 

Составить список 100+ предпринимателей, получивших финансирование

Найти их профили в соцсетях (Facebook, Linkedin)

Списаться/созвониться с 10+ и расспросить их о плюсах и минусах карьеры.

 

Этап 2: Начать изучение предметной области

Пройти курс по стартапам на coursera/edx

Прочитать Zero to One, Disciplined Entrepreneurship

Подписаться на 5+ блогов успешных западных предпринимателей

Этап 3: Влиться в предпринимательскую тусовку

 

Составить список мероприятий для стартапа на два месяца

Присоединиться к 5+ групп Facebook для начинающих предпринимателей

Посетить 5+ конференций/питч-сессий

Уже через девять недель у вас будет более предметное понимание, что такое стартапы и с чем их едят. Не исключено, что вы разочаруетесь, осознав, что в предпринимательстве слишком много рисков, что оно не для вас. Или, напротив, новые знания вдохновят вас продолжить, и в следующем спринте вы попытаетесь сформулировать идею собственного стартапа. Может быть, вы решитесь выступить на первой питч-сессии перед инвесторами, найдете единомышленников для своей команды. Убедитесь, что вы предельно четко сформулировали цели. Они должны быть предельно конкретными и легко измеримыми. Например: «Составить список 100+ предпринимателей, которые недавно привлекли венчурное финансирование», а не «Поискать контакты успешных бизнесменов». Возьмите хороший ежедневник, с которым приятно и удобно работать, зафиксируйте планы в «твердой форме». Поставьте дату и подпись. Пишите ручкой, а не карандашом. Это важно. Такой простой ритуал дает сигнал мозгу, что назад дороги нет. Подписавшись под своими планами, вы сделаете их более реальными.

 

Как выбрать свою цель

Многие гении, с которыми я знакома, как автомобили «Формулы-1», ставят рекорды на трассе, но совершенно непригодны для повседневной жизни. Каждый день мы наблюдаем сцены «красивой жизни» в прессе, ТВ и соцсетях: отфотошопленный образ богатых и успешных, идеальных людей с прекрасной жизнью. За этой картинкой может стоять миллион проблем, но их не увидеть невооруженным глазом. Так что нет ничего удивительного, что мы начинаем искать способ соответствовать образу из глянца. Нам хочется доказать себе и окружающим, что мы тоже чего-то стоим и вообще не «твари дрожащие, а право имеем». Проблема в том, что в погоне за иллюзией, за инсценированным счастьем можно растратить всю энергию, прийти к финишу первым... но оказаться проигравшим. Стремясь к одной цели, мы неизбежно жертвуем другой. Поэтому так важно научиться отличать свои цели от чужих, навязанных внешней средой. У меня есть несколько знакомых, которые допустили в этом ошибку. Они отдавались карьере на 110%, опьяненные стремлением к «статусу» и «красивой жизни». Отказывали себе в отдыхе, рушили отношения с семьей и друзьями, только чтобы понять, что заработанные миллионы и «Бентли» не приносят радости, когда в душе бардак, работа не вдохновляет, тебе не с кем ни посмеяться, ни поплакать.

Преимущества коротких спринтов в том, что цена ошибки невелика. В худшем случае вы потратите пару месяцев на то, чтобы понять, что это не ваше. Каждый такой эксперимент — повод откалибровать компас ценностей, чтобы приблизиться к тому, что для вас по-настоящему имеет значение. Выбирая цели для спринта, я всегда задаю себе вопрос: «Почему это для меня важно?» и стараюсь ответить на него (письменно!) с предельной честностью. Это не всегда просто, и на этот случай у меня есть полезный прием. Эта простая, но очень действенная техника помогает зрить в корень любой проблемы. Нужно спросить себя «почему» пять раз подряд. Этот подход к поиску сути придумали и внедрили в Toyota Motor Corporation в 1950-е годы.

Не всегда причина, толкающая нас к какой-то цели, лежит на поверхности, и чтобы разобраться, что же в действительности кроется за ответом на первое «почему», приходится покопаться в себе.

Не все дедлайны одинаково полезны

Во всем мире под Новый год принято давать себе грандиозные обещания на следующий год: похудеть на десять килограммов, привести в порядок здоровье, восстановить отношения с родственниками, добиться повышения на работе. Идея отличная, но с реализацией зачастую возникают проблемы: по статистике, 80% этих новогодних обещаний с треском проваливаются уже к концу февраля. Почему так происходит?

 

Мозгу сложно фокусироваться на больших и отдаленных целях. Дедлайн так далеко, что мы можем беспрепятственно откладывать действия на потом. В марте скажем себе, что спортом можно начать заниматься ближе к апрелю, а в апреле перенести старт тренировок на май. В конце концов, до Нового года еще куча времени! В результате к ноябрю мы вынуждены себе признаться, что так и не взялись за дело, но теперь уже поздно, до конца года точно не успеть достичь запланированного, так что можно и не начинать. Чтобы дедлайн стал «волшебным пинком», мотивирующим к действию здесь и сейчас, его следует ставить на короткий срок. Важно, чтобы мы чувствовали его давление. Давление дедлайна — это когда у вас есть достаточно времени, чтобы достичь поставленной цели (без режима «аврал»), но при этом вы понимаете, что, если будете бездельничать несколько дней подряд, успех проекта окажется под угрозой. Дедлайн должен держать в тонусе. Обычно личные цели менее структурированы и требуют больше времени, чем задачи по разработке программного обеспечения, поэтому дробить их на одно-двухнедельные блоки, привычные для традиционного Agile, неудобно. После ряда экспериментов (на себе и окружающих) я выбрала оптимальный интервал для личного планирования — девять недель. Это приблизительно два месяца, то есть за год можно выполнить шесть спринтов. Девяти недель обычно достаточно, чтобы провести весьма крупный эксперимент, при этом временной диапазон хорошо чувствуется: прокрастинировать некогда, потому что дедлайн буквально за углом.

Награда за успех

Существует не очень приличная, но весьма точная фраза, объясняющая то, как можно мотивировать себя и окружающих: «Есть два способа мотивации: морковка спереди и морковка сзади». Обе морковки хороши по-своему. Морковка сзади — это когда мы двигаемся вперед, опасаясь негативных последствий. Дедлайн — один из вариантов такой мотивации. Избегая чувства вины от невыполненных обещаний, данных себе и окружающим, мы прекращаем плевать в потолок и беремся за дело. Морковка спереди, напротив, — позитивная мотивация. Мы обещаем себе награду за успех, и желание заполучить ее мотивирует на великие свершения. Комбинация двух морковок работает на ура. Синергетический эффект получается десятикратный. Награда, как и цели, должна быть конкретной. Потратьте пять-десять минут, чтобы детально описать вашу вкусную «морковку». Последние пару лет я стараюсь не тратить «морковки» на накопление барахла. Вместо вещей я дарю себе впечатления. Типичный пример моей «морковки» — это поездка на выходные с друзьями за город на природу. Но здесь выбор за вами: наградой может быть и заветная пара туфелек, и очередной очень нужный гаджет. Главное — чтобы «морковка» была желанной. Когда люди узнают, что я в 14 лет уже училась в университете, а в 23 года занималась развитием бизнеса в аэрокосмической компании, нередко наблюдаю следующую реакцию.

—  Вариант №1. Врет она все. Нечего ее слушать.

—  Вариант №2. Она гений. У нее мозг особенный. Нечего ее слушать.

 

Слово «врет» я обычно даже не комментирую. Раз вру, так вру. Но вторая реакция меня весьма огорчает. Потому что я не гений. Не вундеркинд. Я не кокетничаю сейчас. Я училась и работала с гениями и знаю, что это такое. Это не мой случай. Есть немало исследований факторов, которые влияют на успех в учебе, карьере, науке, спорте, отношениях, наконец. Способности определяют не более 30% успеха. 30%, Карл! Что влияет больше всего? Упертость! Жизнь — это не стометровка. Это марафон. Вперед на длинной дистанции выходят не самые способные, а те, кто готов двигаться дальше, несмотря на неудачи и «сложившиеся обстоятельства». Я не самая талантливая. Я просто очень упертая. Я не сдаюсь. Набиваю шишки, учусь на них и лечу (бегу/ползу) дальше. Упертость — это не то же самое, что упрямство. Упрямство в моем понимании — это продолжать бездумно биться головой о стену, чтобы попасть в соседнюю комнату, когда здравый смысл подсказывает, что стена тверже головы. Упертость — это когда, набив шишку, вы не сдаетесь и решаете поискать дверь, окно или на крайний случай динамит. Упертость можно и нужно тренировать. Чем больше ею пользуешься, тем она выносливее. Каждый раз, когда вы превозмогаете свое «не хочу», она становится сильнее. Только так. Каждый день. Даже когда «муза не пришла» и дела хочется перенести на завтра. Шаг за шагом. Падение за падением. Спринт за спринтом.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+