К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Золотое место. Как найти помещение для бизнеса в столице

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Выбирать доступный вариант, куда клиенты все же дойдут, придется из худшего. Идеальных локаций в Москве почти не осталось

За 2017 год в Москве открылось больше 500 новых кафе, баров и ресторанов. Их число увеличивается ежегодно: аналитики отмечают стабильный рост на 5-7%. Кажется, что Москва большая, но облюбованный предпринимателями центр города шире не становится. Успешные точки крепко держатся за свои места. Как выбрать из доступных вариантов тот, куда клиенты точно дойдут?

Чтобы отыскать для ресторанного бизнеса подходящее помещение в столице, предпринимателю придется пройти огонь, воду и медные трубы. В буквальном смысле: понадобятся вентиляция, стабильный водопровод и положительное заключение пожарной инспекции. Правда, все коммуникации можно провести самостоятельно, нужные разрешение — рано или поздно получить. А вот адекватного собственника, парковку, отдельный вход на центральной улице недалеко от метро найти трудно. Но даже в Москве еще случаются чудеса.

Где и как искать единорога

Можно обойтись без риелтора и воспользоваться проверенными площадками: ЦИАН, «Авито» или «Яндекс.Недвижимость». Как показывает практика, услуги посредника при поиске коммерческого помещения мало кому помогают. Если впервые полистать ленту любого агрегатора, будет казаться, что «того самого» варианта просто не существует, поэтому нужно с самого начала понять, что выбирать придется из худшего: полностью подходящих вам мест в Москве уже не осталось.

 

Обычно подбор занимает от двух недель до трех-четырех месяцев. Весь поиск стоит документировать любым удобным способом: от заметок в блокноте до Google Таблиц, где вся команда сможет оставлять комментарии и отчитываться о результатах. Лучше всего составить список не менее чем из 100 помещений, подобранных по принципу «и так сойдет», а следом отсеять 60% очевидно неподходящих. Из оставшихся получится посетить только 10-20% (часть объявлений наверняка уже неактуальна). Незаметно выбор из ста площадок превратится в выбор из пяти. Записи в таблицах помогут взвесить все за и против.

Минусы помещения нужно определять, ориентируясь на специфику бизнеса. Например, шумному бару не подойдет жилой дом или школа через дорогу, а премиальному ресторану — соседство с фастфудом. Стоит избегать домов со статусом памятника архитектуры: любое действие придется согласовывать, но комиссии всегда найдут, за что выписать штраф.

 

Смотрины у собственника

Есть мнение, что на первую встречу с владельцем помещения лучше приезжать на старой машине и в неброской одежде, чтобы цену за аренду не завышали. Но это плохой совет — лучше уж выбрать такси. Невзрачный автомобиль скорее создает проблемы, чем помогает сэкономить на сделке.

Если в планах у предпринимателя высокая маржинальность и, как следствие, ремонт стоимостью несколько миллионов рублей, ни один собственник не поверит, что эти деньги у него действительно есть. Владелец или риелтор станут раскалывать арендатора, как в девяностые: «Сколько вы готовы вложить? А чем докажете?» Собственник всегда сомневается, способен ли претендент вовремя вносить арендную плату.

Если вы привлекаете деньги инвесторов и не готовы сразу предъявить владельцу площадки выписку с банковского счета, переговоры рискуют затянуться на целый месяц. К тому же собственник может запросить не только выписку, но даже смету на дизайн и ремонт — многим важно сразу понять, какие материалы для отделки помещения арендатор собирается использовать. К этим просьбам стоит отнестись с пониманием.

 

В Москве у владельца хорошего помещения нет проблем со спросом. Поэтому он может позволить себе выбрать того кандидата, чей бизнес ему действительно нравится. В таком случае помогают готовый бизнес-план, харизма и честность — три кита любой успешной сделки. Всегда заранее сообщайте владельцу, что именно планируете открыть: некоторые собственники, например, часто выступают против алкоголя на своей территории.

Подводные камни

Некоторые владельцы предпочитают заключать договор аренды в валюте. За такой выбор особенно ратуют иностранцы, которые когда-то приобрели коммерческую недвижимость в России в надежде на хороший пассивный доход, а теперь оказались зависимы от шаткого курса рубля. Конечно, российским предпринимателям это невыгодно. Если собственник не хочет менять условия и требует сумму аренды в долларах или евро, стоит поискать другой вариант. Трудно предсказать, что будет с рублем даже через полгода. А если аренда долгосрочная, на 5-10 лет?

Без помощи риелтора на этапе заключения договора тоже можно обойтись. Три основных документа арендатор может запросить у владельца и сам: подтверждение права собственности на недвижимость (выписка из ЕГРН, которую можно самостоятельно получить в Росреестре), технический паспорт помещения и согласие всех владельцев, если их у площадки несколько.

Очень важно прописать в договоре все, что касается не только размеров и сроков оплаты, но и ремонта. Если предприниматель собирается делать его за свой счет, а владелец на это соглашается, в договоре должен быть пункт о том, что собственник обязан компенсировать понесенные расходы. Таким образом получится, что чем лучше ремонт, тем труднее будет преждевременно расторгнуть договор. Арендатору, который вряд ли хочет потерять обжитую площадку, такой пункт в документах будет только на руку.

Вечное противостояние между собственниками недвижимости и теми, кто ее арендует, не закончится никогда. На этом рынке мало кому везет. Но точно известно одно: кто ищет, тот всегда находит. Если в чем-то сомневаетесь, пригласите на сделку юриста — так будет надежнее.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+