К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Нервно мыслящий: пять антистресс-приемов для предпринимателя

Фото Ashley Cooper / Getty Images
Фото Ashley Cooper / Getty Images
Бизнесмены сталкиваются со стрессовыми ситуациями по несколько раз в день. Плохо ли это и как научиться справляться со стрессом?

Стресс — частый спутник предпринимателя на всех стадиях развития бизнеса. Сначала страхи, получится ли, а как пойдет работа, справлюсь ли я с нагрузкой, будут ли продажи? Позже — тревоги по поводу договоров, сроков поставок, отгрузок и сервиса.

Стресс полезен в меру

Средства массовой информации настаивают: стресс вредит здоровью и с ним необходимо бороться. Но так ли нужно тратить силы на борьбу со стрессом, если осознать, что благодаря ему человек приспосабливается к меняющейся действительности? В разумных количествах он нужен и даже полезен. Однако нельзя отрицать, что жизнь в постоянном напряжении тоже имеет побочные эффекты: усталость, чувство загнанности — и до вполне ощутимых физических болезней недалеко.

Насколько стресс губителен для нас, зависит ровно от того, что мы думаем по этому поводу. Психолог и профессор Стэнфордского университета Келли Макгонигал в своей книге описала, как на выборке 30 000 взрослых в США изучали влияние стресса на продолжительность жизни. Людям задавали два вопроса: «Насколько сильный̆ стресс вы испытывали в последний̆ год?» и «Считаете ли вы, что стресс вредит вашему здоровью?». Через 8 лет выяснилось, что высокий уровень стресса увеличивает риск преждевременной смерти на 43%. Но также и выяснилось, что это справедливо только для тех, кто считает стресс опасным.

 

Если научиться отслеживать и перехватывать на лету негативные привычки мышления, есть шанс превратить стресс в своего союзника. Какие же это привычки?

Записывать хорошее

Негативная фильтрация — это фокусирование только на отрицательной стороне ситуации, своего рода черные очки, через которые человек смотрит на жизнь. Например, в ходе переговоров предприниматель подписал контракт, но услышал неприятное замечание от заказчика. И затем, анализируя события дня, он как бы не замечает то хорошее, что случилось, а сосредотачивается только на критике в свой адрес.

 

Наш мозг так устроен, что помнить отрицательные события мы будем дольше и в подробностях. Негативное мышление мы приобрели в результате эволюции, ведь когда-то мы были вынуждены ждать угрозу из всевозможных источников и находились в постоянном напряжении. Времена изменились, а привычка осталась. Так вот, практика внимательности (или майдфулнес) поможет наработать новый навык позитивного мышления. Для этого достаточно завести дневник (а можно даже не заводить и делать записи прямо в рабочем ежедневнике).

Просто в конце дня записывайте три позитивных события, которые произошли с вами за день. По данным исследования Мартина Селигмана, основателя позитивной психологии, те, кто вел дневник позитива, становились на 10% счастливее.

Ловушка перфекциониста

Мы часто привыкаем мыслить противоположными категориями: черное и белое, хорошее и плохое. И предприниматель, попадая в ловушку собственного перфекционизма, старается сделать все на 5, и если на 5 не получилось, то это автоматически плохо. Как будто в мире есть только крайности и не бывает полутонов. Такое мышление очень ограничивает возможности предпринимателя и способствует нарастанию внутреннего напряжения.

 

Что делать, если вы заметили за собой такую привычку? Перестать бросаться в крайности, оценивая ту или иную ситуацию, и стараться постепенно снижать планку своего перфекционизма. Задавайте себе простой вопрос: «На сколько процентов плохо или хорошо?» Да, лучше пусть что-то будет сделано не на «отлично», но все же оно будет сделано. А это уже результат.

Никаких катастроф

Катастрофизация — привычка мышления, когда человек все время представляет себе надвигающуюся беду. А что, если случится сбой на производстве? А что, если товар не успеет доехать? Что, если это произойдет именно со мной? И когда звонит телефон, человек вздрагивает, а его воображение уже рисует самый драматичный исход. В таком состоянии очень сложно что-либо создавать и действовать продуктивно.

Поэтому важно научиться трезво и непредвзято определять вероятность события. А действительно ли это может со мной произойти? Если да, то вместо переживаний лучше своевременно принять меры. А если нет, то зачем себя накручивать? Также особо тревожным помогает довести до абсурда свой собственный страх катастрофы и задать пять раз один простой вопрос: «А что в этом страшного?» Чаще всего человека отрезвляет процесс прохождения по этой цепочке до конца.

Все под контролем

Вопрос собственного контроля над ситуацией очень важен. Если нам кажется, что кто-то извне нас контролирует, мы воспринимаем себя как беспомощное создание, жертву злого рока. Например: «Я не в силах на это повлиять, если старший партнер не выполнил свое обязательство, я тоже ни за что не отвечаю, моей вины нет». Так-то оно так, но вот ситуация от этого не улучшается.

Различают также ошибки, связанные с внутренним контролем, когда человек берет на себя ответственность за все хорошее и плохое, что происходит и с ним самим, и с бизнесом, и с партнерами, и с поставщиками, и с клиентами, и с ситуацией в стране. Бывают случаи, когда предприниматель корит себя за провалившуюся сделку, потому что именно он не так действовал, хотя не берет в расчет другие обстоятельства.

 

Важно понять, что ошибки или неудачи — это совершенно нормальное явление, и попробовать найти золотую середину между гиперответственностью и позицией жертвы, когда от вас ничего не зависит. А затем — просто действовать.

Ошибки справедливости

Обостренное чувство справедливости — еще одна тенденция, которая может причинять вред. Если мы убеждены, что живем в абсолютно справедливом мире, то склонны обвинять и раздавать ярлыки, кто «крайний», кто «заслужил». Это же касается и самообвинения. От предпринимателя часто можно услышать: почему мир так не справедлив ко мне? Что я сделал не так? Чем я хуже? Почему клиент покупает у другой компании?

И вместо возможного чувства обиды на несправедливый мир стоит взять и сделать то же самое или даже лучше, чем сделал условный конкурент. Не впадать в обиду, не заниматься самобичеванием, а использовать чувство несправедливости как точку роста собственного бизнеса, брать и делать.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+