Продавцы счастья. Как компании рекламируют себя на рынке труда

Ольга Чехунова Forbes Contributor
Сотрудники офиса IТ-компании "Яндекс" Фото Руслана Шамукова / ТАСС
Компании «упаковывают» и продвигают вакансии как продукт на рынке товаров и услуг

Масштабные маркетинговые кампании раньше ассоциировались только с рынками товаров и услуг, где бизнес конкурировал за спрос и лояльность покупателей. Но сегодня популярность набирает маркетинг персонала. Компании начинают «упаковывать» и продвигать вакансии как продукт, а профессионалы становятся потребителями предложений о сотрудничестве, ориентируясь на их преимущества.

Маркетинг на рынке персонала — такая же важная часть стратегии развития, как продвижение товаров и услуг. Его ценность особенно высока там, где конкуренция за лучших профессионалов — это условие выживания бизнеса. Например, в консалтинге, наукоемких производствах, медицине и, конечно, в IT.

Кандидаты, которым вы пытаетесь «продать» вакансию, хотят получить не просто качественный «продукт» и сопутствующий сервис. Профессионалы как потребители «испорчены» маркетингом современных товаров и услуг, поэтому предъявляют такие же высокие требования к работодателю. Им нужно больше, чем достойная зарплата, бонусы, ДМС и уютный офис в центре.

Так что же бизнес на самом деле продает кандидатам и сотрудникам?

Причастность

Покупая последнюю модель iPhone, вы получаете ощущение причастности к кругу первопроходцев, пользующихся последними достижениями технологического прогресса. Если этого недостаточно, то у бренда для вас есть ряд «миссионерских» историй. Например, вы защищаете экологию, пользуясь ресурсами ЦОДов Apple, которые работают на энергии ветра и солнца. Особый статус и поддержка глобальных идей продают ваш продукт в разы дороже.

Обладание бейджиком с логотипом вашей компании должно давать профессионалу чувство причастности к чему-то большему, чем просто место работы. Нанимая людей, вы предлагаете им стать частью «большой истории». Так, сотрудники Amazon не просто развивают крупные доткомы — их работа определяет будущее ретейла и формирует новую культуру потребления. Люди, работающие в Boeing Corporation, не просто разрабатывают и собирают узлы и агрегаты для самолетов, а формируют облик современной аэрокосмической отрасли в мировом масштабе.

Лайфстайл

Еще один прием, который используют маркетологи на массовых рынках, — продажа потребителю чувства собственной исключительности. Например, автомобили разных марок практически одинаковы с технической точки зрения. Но все же выбирая Volvo, вы покупаете основательность и заботу о безопасности, а вот Mini дарит радость самовыражения людям творческим и экстравагантным. Бренды подчеркивают определенный образ жизни, идентичность, которые так нужны человеку в хаотичном и перегруженном информацией мире.

И сотрудник больше не приходит «отбывать срок» в офисе. Он живет в ритме компании, ее экосистеме. Например, «ВкусВилл», который успешно внедряет «бирюзовые» ценности, доказывает, что инициатива сотрудников, самоорганизация внутри коллектива и «хозяйское» отношение к своему участку работы позволяют выстроить демократичную компанию без громких лозунгов и эшелонированного менеджмента. Такая корпоративная ценность, как экологичность, у этого ретейлера находит воплощение не только в продуктах, но и в отношении сотрудников к своей работе и жизни.

Комьюнити

Лояльные бренду потребители формируют сообщества по всему миру, обмениваются опытом и делятся идеями. Вспомните, как сплотилось сообщество пользователей Telegram после его блокировки: проблема объединила айтишников, журналистов, контент-менеджеров и простых пользователей. Еще один пример мощного комьюнити — обладатели автомобилей Subaru, у которых есть автосервисы и магазины запчастей «для своих», тусовки и спортивные ивенты, а на дорогах «субаристы» приветствуют «одноклубников» и всегда готовы прийти на помощь.

Здорово, когда для сотрудника компания — еще и открытое профессиональное сообщество, сеть дружественных комьюнити. В IT, например, вообще распространены открытые сообщества без разделения по принадлежности к брендам, на которые работают профи. Цифровые гиганты — Mail.Ru, «Яндекс», «Тинькофф» — «хостят» на своих площадках встречи по технологиям, образовательные курсы, поддерживают разработку проектов open source и создание внутренних стартапов. Это упрощает компаниям доступ к профессионалам, а сотрудникам дает возможность быстро наращивать новые компетенции и делиться опытом. Даже небольшой компании под силу организовать внутри сообщества по интересам, провести хакатон или митап с представителями профессиональных комьюнити, чтобы развивать свой социальный капитал.

Время

Сегодня жизнь человека перегружена информацией и перенасыщена событиями. Время стало дефицитным ресурсом. Вызывая специалистов Uber Clean или заказывая еду в Delivery Club, вы покупаете не столько услугу, сколько драгоценное время на себя и близких. Также и потенциальный сотрудник хочет эффективно расходовать время при построении карьеры: как быстро он приобретет новые компетенции и повысит свою стоимость на рынке?

Чем больше компетенций и опыта приобретает сотрудник за период работы в проекте, тем эффективнее с профессиональной точки зрения он проводит время в вашей компании. Не давайте сотрудникам долго засиживаться на одной позиции: развивайте механизмы ротации между проектами и поощряйте попытки освоить новые специализации. Например, при запуске новых бизнес-тем собирайте пилотные команды из опытных специалистов, позволяя им пробовать себя в смежных предметных областях и новых проектных ролях. Сотрудники не будут напрашиваться на очередные обучающие курсы для галочки в резюме, предпочитая им получение опыта в живых, реальных проектах.

Попробуйте пересмотреть свое ценностное предложение для рынка труда и «переупаковать» такой продукт, как вакансия, в категории маркетинга 3.0. Это возможность изменить угол зрения на текущие процессы работы с персоналом и позиционирование HR-бренда. Такой взгляд поможет вам поставить себе на службу тренды новой экономики и заручиться лояльностью широкого круга потенциальных сотрудников.

Новости партнеров