К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Спокойный молочник: как ведут дела во «ВкусВилле»

Фото Ильи Питалева / РИА Новости
Фото Ильи Питалева / РИА Новости
В середине ноября в издательстве «Альпина Паблишер» выйдет книга Евгения Щепина, одного из ключевых сотрудников «ВкусВилла» — об успехах и провалах компании. Forbes публикует несколько глав из книги «ВкусВилл. Как совершить революцию в ритейле, делая все не так»

Продуктовая сеть магазинов «ВкусВилл» и «Избенка» ворвалась на рынок здорового питания в 2009 году и совершила революцию в розничной торговле. Сейчас в компании работает более 5000 сотрудников, но в ней до сих пор нет HR-отдела, прописанных KPI и спланированного годового бюджета. О том, как жить без отдела кадров и где заканчивается доверие к сотрудникам, можно узнать из книги ключевого сотрудника компании Евгения Щепина, которая выходит в издательстве «Альпина Паблишер». Вот несколько отрывков из книги.

Правило 14

Пожалуй, ярче всех об HR-службе высказался ученый и публицист Нассим Талеб на одном из выступлений в Тбилиси. По мнению Талеба, «бог помещает HR-службу в компанию для того, чтобы та не росла. Появление HR-департамента — это божья кара». 
«ВкусВилл» настроен менее агрессивно, но HR-отдела у нас все равно нет. Подбор персонала ведется следующим образом. Поиском новых продавцов занимаются девочки-подборщицы, их заказчики — розничные управляющие. По сути, подборщики работают только на розницу, помогая комплектовать открывающиеся магазины новыми продавцами. Розничные управляющие вольны распоряжаться этим процессом так, как считают нужным. Если хотят, могут прибегнуть к помощи кадрового агентства. Или заниматься подбором сами. Или нанять новых людей. Компания полностью отдала им контроль за процессом подбора продавцов.
Все остальные подразделения ищут новых сотрудников сами.

И здесь способы тоже могут отличаться. Кому-то некомфортно писать объявление о вакансии, размещать его на сайте, назначать собеседования. В таком случае можно передать эти функции стороннему кадровому агентству. Но чаще всего сотрудники и руководители, которые озабочены поиском нового человека в команду, сами заинтересованы в участии во всех этапах подбора.

 

Специалистов по HR обычно будоражит такой подход, и они начинают сыпать профессиональными аргументами: мол, необученный человек «не в состоянии оценить компетенции соискателя и разглядеть потенциал». Мы всегда соглашаемся и объясняем, что компетенции и потенциал мы и не пытаемся оценивать и разглядывать. Нам главное — человека приличного найти, а что там у него с потенциалом — жизнь покажет.

Пожалуй, именно так формируется пресловутая корпоративная культура «ВкусВилла». Ведь человек всегда ориентируется на поиск близкого себе по духу. И по этой причине сотрудников «ВкусВилла» объединяет какая-то неуловимая черта, благодаря которой нас очень часто называют похожими друг на друга. А значит, у нас единые ценности, несмотря на то что в частностях мы очень и очень разные.

 

Есть еще один плюс такой схемы подбора новичков: сотрудник, который решает принять кого-либо на работу, берет всю ответственность на себя. Теперь он не сможет кивать в сторону HR-департамента, жалуясь на перекуре, какого плохого работника ему нашли эти чертовы подборщики. Ты сам искал, сам собеседовал, сам поверил в этого человека. Значит, или ошибся в выборе, или дело в тебе как в руководителе.

Конечно, при нашей схеме бывают ошибки. Иногда очень нелепые и даже смешные. Как-то искали сотрудника на подготовку промоакций для магазинов. Решили, что будет логично предложить кому-то из продавцов отвечать за это направление.

Откликнулась девушка по имени Лиана. На собеседовании нам очень понравилась ее жизненная позиция, отношение к «ВкусВиллу», знание ассортимента и видение развития промоакций в наших магазинах.

 

Единогласно решили, что Лиане нужно попробовать себя на этой должности. В назначенный день она пришла в офис, ей показали рабочее место. Она долго сидела, периодически поглядывая по сторонам. Когда к ней кто-то подошел и спросил, нужна ли ей помощь, Лиана скромно показала на ноутбук и попросила помочь его включить.

Ну бывает, не вопрос. Ноутбук включили, но легче от этого Лиане не стало. Только через несколько часов мы поняли, что она не умеет пользоваться компьютером. Совсем. Даже на уровне мышки. А вакансия предполагала ежедневную работу в таблицах Excel.

Можете ли вы представить себе, что мы даже не догадались спросить у молодой и современной девушки, владеет ли она компьютером и умеет ли делать сводные таблицы. В этот момент все HR-менеджеры, как правило, злостно потирают руки и говорят: «Все потому, что у вас непрофессионально организован подбор».

Мы снова соглашаемся, но продолжаем следовать исключительно этому методу поиска новых людей в команду. Потому что в девяти из десяти случаев данная схема работает в нашу пользу.

Кстати, вам интересно узнать, что дальше стало с Лианой? Мы попытались взять над ней шефство, чтобы раз и навсегда подружить ее с компьютером, но быстро поняли, что занятие это бесперспективное. Девушка не хотела мыслить на пару с искусственным интеллектом, поэтому мы предложили ей вернуться продавцом в магазин.

 

Лиана взяла двухнедельную паузу на «подумать». Возвращаться в розницу ей не хотелось, из зоны комфорта она себя уже выдернула, душа просила чего-то нового. Видимо, посовещавшись с мужем, они решили открыть собственное небольшое производство натурального майонеза, который по рецептуре и составу ингредиентов подходит для «ВкусВилла».

Они арендовали цех, наладили производственную линию, приготовили тестовые образцы, прошли все проверки, получили все необходимые документы и теперь успешно поставляют соус в наши магазины. Если в ближайшем к вам «ВкусВилле» увидите на этикетке майонеза наименование производителя — «ИП Нестерова», просто вспомните, какая невероятная история стоит за этой баночкой с продуктом. А вот был бы у нас HR-отдел, Лиана так бы и работала продавцом-консультантом!

Правило 12

Когда люди со стороны слышат, что «ВкусВилл» доверяет своим работникам, многие решают, будто мы всех, кто у нас трудится, любим и гладим по головке. Дескать, если ты попал в культуру «ВкусВилла» и прижился в ней, то дальше можно беспредельничать и тебе за это ничего не будет. На самом деле это не правда.

Мы действительно очень терпимо относимся к профессиональным поискам и ошибкам сотрудников и готовы вместе с ними переживать их кризисы, приходить на помощь при потере ориентира, закрывать глаза на материальные и имиджевые потери компании.

 

Но мы никогда не позволим злоупотреблять доверием. И уж тем более защитим честь компании, если сотрудник оказался лгуном или «великим махинатором».

Как-то мы приняли на работу технолога фруктово-овощной категории. Назовем его Олег. У Олега был солидный опыт работы закупщиком в одной торговой сети, а «ВкусВилл» манил его перспективами. Он с ходу предложил конкретные усовершенствования для фруктово-овощной категории и этим нас сразу подкупил.

Олега совсем не пугало, что «ВкусВилл» делает ставку на сезонные фрукты и овощи от российских производителей, и он понимал, что с последними ему предстоит работать напрямую. Хотя до этого все закупщики в один голос убеждали, что именно в этой категории от идеи made in Russia лучше отказаться.

Мы ударили по рукам, и Олег приступил к работе. Фруктово-овощная витрина в наших магазинах действительно начала преображаться. Олег нашел таких поставщиков, которые доселе были для нас закрыты. Около недели мы радовались быстрым переменам. Но радость была недолгой.

 

Томаты, кабачки и огурцы российского происхождения как-то подозрительно сильно по вкусу, внешнему виду и отсутствующему запаху напоминали турецкие аналоги, которые продавались во всех торговых сетях Москвы.

Олег отпираться не стал. Российскими фрукты и овощи были лишь на этикетке. Вместо того чтобы искать добросовестных отечественных поставщиков овощей, Олег нашел ушлых гастарбайтеров в Мытищах, которые за небольшую сумму сделали турецкие помидоры и огурцы кубанскими.

Это был единственный раз, когда весь офис слышал, как кричит Андрей Кривенко. Как же он был взбешен! Олег сальными глазками выглядывал из-под очков и даже пытался выкручиваться, убеждая, что кубанские производители обязательно будут, просто пока подвернулась поставка из Турции. Но Андрей его не слушал. Олегу нужно было просто уйти, забрав документы. Но он зачем-то пытался отмыть свою испорченную репутацию, чем еще больше злил Кривенко. Боссу пришлось довольно грозно сообщить, что с этой минуты Олег больше не работает во «ВкусВилле». Только после этих слов тот прекратил лживо оправдываться и тихо покинул компанию. С того момента Олег у нас не появлялся.

Бывали и другие случаи. Например, Миша из отдела развития, которому все время чего-то не хватало. Он искал помещения под новые магазины и делал это довольно профессионально, благодаря чему имел отличный процент. Казалось, что жаловаться не на что. Но Мишу сгубила жадность и банальное отсутствие внутреннего стержня. За дополнительный гонорар он пересдавал хорошие места другой розничной компании, игнорируя наши интересы.

 

Подобных эпизодов за всю историю компании случилось немного. Если очень сильно напрячься, можно вспомнить штук десять. И каждый раз, когда кто-то из наших коллег сбивался с пути и злоупотреблял доверием, мы все отчетливее понимали, что закручивать гайки после произошедшего — самое губительное, что может сделать компания по отношению к другим сотрудникам.

Наверное, по этой причине после каждого такого случая мы становились еще более открытыми. Потому что всегда понимали, что от просчета одного ни в коем случае не должны страдать остальные. А попадания неправильных людей в коллектив со временем просто перестали бояться: сломать сложившуюся культуру «ВкусВилла» они не смогут, а мелкие пакости все равно станут известны всем и едва ли сильно навредят целой компании.

И этот подход здорово экономит время, деньги и силы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+