К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Кто такие «рывковые» люди и как с ними работать?

Фото Scott Barrow / Getty Images
Фото Scott Barrow / Getty Images
Сотрудник рывкового типа кому-то покажется обычным лентяем, который не хочет и не умеет работать. На самом же деле руководителю просто нужно знать об особенностях таких людей и уметь обернуть их на пользу бизнесу

Всех людей можно условно разделить на два типа, как это делает Кристин Кокс — профессор медицинского центра Лангон при Университете Нью-Йорка. Первая группа — это люди с линейным типом производительности. По исследованиям профессора их около 70%. Такой человек выстраивает работу простым и понятным методом: разбивает задачу на много-много маленьких кусочков и делает их по одному, шаг за шагом. Простой и понятный сотрудник, с которым легко взаимодействовать.

Вторая группа — люди с рывковым типом производительности. С точки зрения начальника 95% времени такой сотрудник не делает абсолютно ничего, а потом буквально за час решает сложную задачу «под ключ». Лучшее, что можно сделать с подобным работником, — не трогать его. Поставили задачу, ждите решения.

Но как заранее отличить человека с рывковым типом производительности от линейного лентяя? Давайте разбираться.

 

Резкое неприятие рутины

Первое, что важно понять: сотрудник рывкового типа чем-то напоминает лентяя, который не хочет и не любит работать. На самом деле он нацелен прежде всего на результат, а «работать» в его понимании — это подходить к решению задачи так же, как это делают сотрудники линейного типа. То есть сесть за стол и постепенно, шаг за шагом, идти к этому результату. Проблема в том, что такой подход противоречит самой психологической природе «рывкового сотрудника» — ему в буквальном смысле становится плохо от подобной работы.

Это подтверждается и исследованиями: профессор Университета Ватерлоо Джеймс Данкерт доказал, что одни люди склонны к отверганию рутины сильнее, чем другие, — как правило, это как раз люди рывкового типа. Чтобы решить задачу, такому человеку нужно отвлечься от нее, запустить процессы на подсознании и дождаться озарения, или, как сейчас модно говорить, инсайта. Потом останется только оформить само собой пришедшее в голову решение — вот тогда и пора садиться за стол.

 

Соответственно, если видите, что человек может решить задачу, но явно не хочет работать «как все» — отвлекается на совещаниях, «считает ворон» в офисе и т. д. — попробуйте ему не препятствовать. Возможно, такое решение здорово повысит производительность сотрудника.

Быстро теряет интерес к задаче

Часто бывает так, что сотруднику рывкового типа какая-то задача интересна только до того самого инсайта. Как только решение приходит в голову (а это далеко не конец работы), его еще нужно принять и оформить, сотрудник переключается на что-то ещё. У него же уже есть понимание, задача решена, зачем ей дальше внимание уделять?

С проблемой можно справиться несколькими путями. Первый и наиболее простой — приучите сотрудника обсуждать с вами решение сразу же после того, как оно пришло ему в голову. Вы получите результат, пусть и в сыром виде, и сможете тут же поставить новую задачу. Соответственно, и работник не простаивает, и вы не теряете времени.

 

Второй вариант: поставьте к рывковому сотруднику в пару линейного — пусть первый генерирует идеи, а второй их обрабатывает и доводит до ума. При грамотно выстроенном рабочем процессе это, пожалуй, оптимальный вариант.

Любит поболтать

Чтобы добиться инсайта — того самого озарения — рывковому сотруднику критически необходимо отвлечься от задачи на что-то постороннее. Этот механизм подробно описан в научном журнале NeuroLeadership: авторы убедительно доказывают, что с точки зрения биологии для озарения просто необходимо переключить мозг на что-то новое. Беседа с коллегой, как правило, подходит лучше всего: разговор на отвлеченную тему запускает в мозге как раз ту активность, которая помогает фоновым мыслительным процессам.

Затруднение в том, что такие разговоры отвлекают от работы сотрудников линейного типа: они тоже с удовольствием потратят время на ничего не значащий треп, но если «рывковый» в это время движется к решению задачи, то «линейный» просто выпадает из рабочего настроения и ритма. Это явно пагубно сказывается на коэффициенте полезного действия всего коллектива в целом.

Есть несколько решений проблемы: можно жестко ограничить зону для разговоров курилкой, можно объединить в одну группу несколько «рывковых» сотрудников, спасая от них «линейный» персонал, можно аккуратно переключить общение на чаты. В любом случае не забывайте: со стороны кажется, что человек ничего не делает, но на самом деле он идет к результату.

Не любит большие коллективы

Чем больше вокруг «рывкового» работника людей, тем хуже он себя чувствует. Это связано с тем, что почти вся корпоративная культура и мораль современного общества в целом рассчитаны на людей линейного типа. Из-за этого даже сам «рывковый» сотрудник, находясь в окружении «линейщиков», чувствует себя бездельником. Это очень плохо влияет на его работоспособность, а бывает и так, что он начинает пробовать подстроиться под всех — и из прекрасного сотрудника фирма получает в лучшем случае среднего работника.

 

Идеальная группа для человека рывкового типа — это 2-3 сотрудника. Их достаточно для того, чтобы не чувствовать себя оторванным от коллектива, но не так много, чтобы нарушить концентрацию или повлиять на самооценку. При этом работать в одиночестве многие «рывковые» люди не любят: нет социального фактора, меньше частей мозга задействовано, хуже с инсайтами.

Выдает результат

Это главная особенность, позволяющая провести черту между прокрастинирующим «линейщиком» и активно работающим «рывковым» человеком. Сотрудник рывкового типа всегда выдает результат — кто-то чуть быстрее, кто-то чуть медленнее, но в целом темп решения задач будет тем же, что у не отлынивающих от работы «линейных» людей, или даже чуть выше. Прокрастинатор никакого результата не даст никогда: ему некогда, он прокрастинирует.

Так что если у вас в коллективе появился человек, который любит отвлечься от работы, дайте ему задачу и понаблюдайте за результатами. Если они есть, все в порядке — просто выстройте рабочий процесс по советам из этой статьи. Если результатов нет, перед вами обычный лентяй, с которым можно взаимодействовать обычными мотиваторами: штрафами, выговорами и т. д.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+