К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Студенты с ирокезами: почему популярные лекции все больше похожи на шоу

Фото Manuel Velasquez / Getty Images
Фото Manuel Velasquez / Getty Images
Казалось бы, люди идут на очередной форум, конференцию, тренинг или мастер-класс с целью получить новую проверенную информацию. Однако, согласно исследованиям, большинство сухому лекционному формату предпочитают микс из контента и элементов шоу — edutainment

За последние годы существенно выросло количество бизнес-мероприятий: конференции, форумы, конгрессы, бизнес-завтраки. Если раньше «Крокус» и «Олимпийский» собирали звезды эстрады, то теперь на афишах залов-тысячников часто появляются предприниматели, бизнес-эксперты, популяризаторы науки. В центре внимания — образовательные мероприятия в формате, где спикеры прибегают к шоу и вау-эффектам. Жанр, в котором сочетается обучение (education) и развлечение (entertainment), называется edutainment. Именно он вызвал бум на рынке обучающих мероприятий.

То, что существует и процветает на Западе уже много лет, дошло до нас. Во-первых, популяризация новых образовательных форматов связана с конференциями TED. Все увидели, что выступления могут быть не только информативными, полезными, но и яркими, увлекательными. Во-вторых, в Россию стали привозить зарубежных спикеров, которые балуют публику вау-эффектами в своих выступлениях. В-третьих, организаторы бизнес-мероприятий начали понимать, что держать внимание публики без зрелищных компонентов в течение 8-10 часов просто невозможно. В-четвертых, на рынке появляются игроки, которые специализируются на edutainment — обучении, при котором контент подается с помощью ярких и нестандартных элементов. Например, мотивационная лекция может объединяться с театральной постановкой, или во время выступления устраиваются импровизированные дебаты с тысячей зрителей.

Но тут возникает ряд вопросов. Действительно ли такая подача подходит нам по ментальности? Или это просто веяние моды? Как реагируют зрители, привыкшие к скучным лекциям со студенческих времен, к использованию шоу в подаче информации? Специалисты научно-исследовательской лаборатории Business Speech Science Research изучили этот жанр и узнали, как к нему относятся в России. Результаты получились неожиданными. Ответы российской аудитории сильно отличаются от американских данных, на которые все привыкли ссылаться.

 

В исследовании, посвященном выступлениям в формате edutainment, участвовали 1000 человек. Репрезентативная выборка состоит из 44,6% женщин и 55,4% мужчин от 18 до 60 лет; 92,7% работают в коммерческой сфере. Занимаемые должности представлены в пропорции 37,6% менеджеров среднего уровня; 25,9% специалистов; 22,9% руководителей или топ-менеджеров; 12% предпринимателей или собственников бизнеса. Особенно ценно, что 46% респондентов в этом исследовании по долгу службы выступают одновременно и слушателями, и спикерами.

Зачем людям форумы и конференции

Логично было бы предположить, что люди идут на очередной форум, конференцию, тренинг или мастер-класс с целью получить новую проверенную информацию. Однако, по результатам опроса, сухому лекционному формату предпочитают микс из контента и элементов шоу (edutainment) целых 77% опрошенных. К тому же при ответе на проективные вопросы (человеку задается вопрос не о нем самом, а как бы о других людях; это делается для того, чтобы выяснить реальное субъективное мнение человека и избежать социально ожидаемых ответов) 67% говорят о том, что и содержание, и стиль подачи информации, и наличие элементов шоу в равной степени влияют на восприятие выступления.

 

Помните ажиотаж вокруг приезда Тони Роббинса в сентябре этого года? Невероятный скандал, бум в прессе и социальных сетях. Организаторы собрали в «Олимпийском» 26 000 человек, что стало рекордом и для самого американского мотивационного спикера. Стоит ли говорить, что зрители явно пришли не ради жемчужин мудрости, скупо бросаемых со сцены, а ради бурных потоков энергии и харизмы американского гуру? И несмотря на нашу ментальность, Роббинс удивительным образом смог заставить многотысячную аудиторию петь, танцевать, аплодировать и лихо кричать: «Yes, I can!». Этот пример как раз иллюстрирует то, что зрелищность для аудитории нужна и важна.

Результаты исследования показывают, что всего 5% респондентов отказываются от развлекательного компонента и предпочитают лекционный формат. И успех Тони Роббинса как раз косвенно показывает, насколько яркий формат выступлений востребован в нашей стране.

Муля, не нервируй меня

Участникам  исследования были заданы вопросы, связанные с главными раздражающими факторами. Исходя из логики, описанной выше, большинство стоп-факторов, по идее, должны быть связаны с содержательной стороной. Удивительно, но среди раздражающих факторов чаще отмечали стиль подачи информации. Например, монотонная речь, слабый голос способны усыпить слушателя, отключив внимание. Именно этот момент отметили 54,6% респондентов. Безусловно, исследование не отрицает роль содержания: так, 55,1% респондентов отмечали отсутствие структуры в  качестве раздражающего фактора. А 37,1% отвечающих были недовольны отсутствием должного числа примеров, иллюстраций и конкретики. У выступления хорошие шансы, если в нем есть целостность — наличие посыла, главной мысли (37,6%) и оригинальность контента (32,5%).

 

Про важность работы с голосом говорится абсолютно в любой книге по публичным выступлениям. Какие еще типовые ошибки описываются в литературе? Например, часто  в американской литературе говорится о другом смертном грехе оратора — быть в закрытой позе, ничего не держать перед собой в руках или закрывать руки в замок. Удивительно, но, несмотря на внимание к подаче, демонстрация оратором закрытых поз не смущает аудиторию и только 6,3% назвали их раздражающим фактором. Это противоречит общепринятым и популярным представлениям о том, что сложенные или спрятанные в карманы руки, выступления из-за трибуны вызывают недоверие и портят отношение аудитории к говорящему.

Оказывается, не того боятся ораторы. То же самое касается и самого волнения. Многие считают, что если говорить уверенно, то даже сомнительная информация вызовет доверие. Поэтому в подготовке уделяют много времени на преодоление волнения. Будущему оратору кажется, что, если волноваться и говорить сбивчиво, произведешь неприятное впечатление и никто не будет слушать. Однако результаты исследования говорят об обратном. Только 10% респондентов выбрали «волнение и сбивчивую речь» в качестве раздражающего фактора.

Россия не готова к гиперэкспреcсии

Давайте посмотрим на другие советы из американских учебников по ораторскому искусству. Еще один канонический закон — быть эмоциональным и экспрессивным. Это и понятно, ведь культура американских публичных выступлений во многом основана на традициях религиозных проповедей.

Возможно, вы видели, как американский священник шокировал королевскую семью Великобритании на свадьбе принца Гарри и Меган Маркл гротескной речью. Такое переигрывание с целью зарядить слушателя оказалось сложным для восприятия. 36% респондентов больше всего раздражает в выступлении неестественная экспрессия и гиперэмоциональность.

В некоторой степени это объясняется особенностями восприятия российской аудитории. В силу формальной и скованной ораторской традиции россиянам сложнее воспринимать экспрессивное, нарочитое и театральное поведение спикера на сцене.

 

Сторителлинг — новая норма

Сторителлинг — теперь уже никакое не преимущество, а базовый инструмент современных публичных выступлений. 57,6% респондентов считают, что в любом выступлении (даже информационном и рациональном) должны быть элементы эмоционального сторителлинга. Обратите внимание: только 4% готовы отказаться от красочных рассказов. Выступления в стиле TED укрепили в сознании зрителя потребность в личных примерах и историях. Проникновенные зарисовки вызывают у слушателя собственные ассоциации и воспоминания.

И если кто-то скажет вам, что важна только информация, ибо она правит миром, не верьте. За сотни лет ничего не изменилось, и правило, известное с античных времен, продолжает быть актуальным: народ до сих пор ждет «хлеба и зрелищ».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости