К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Уберите телефон: как перезагрузиться в праздники

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Почему новогодние каникулы — самое лучшее время для цифрового детокса

Вы выходите из офиса и полностью выкидываете из головы то, что происходило на работе. Все, теперь вас никому не достать: ни начальнику, ни коллегам, ни клиентам. Ближайшие 16 часов вы проведете в полной изоляции от работы. Или по-другому. Вы опять же вышли с работы, сели за руль. Все. Вы можете спокойно побыть наедине с собой, отвлекаясь только на управление автомобилем. Можно изучить людей рядом, насладиться красотой новогоднего города, пока медленно едешь в пробке.

Добрались до дома, где лежит книга, которую вы давно планировали почитать? Вот оно — время для того, чтобы поиграть с детьми, погулять с ними, просто поболтать на кухне с любимым человеком.

Эти идиллические картинки у каждого из нас разбиваются о цифровую реальность современного общества. По данным GlobalWebIndex, среднестатистический интернет-пользователь сегодня проводит около шести часов в день, пользуясь устройствами и сервисами, работа которых зависит от подключения к интернету. С другой стороны, целая армия психологов и ученых бьет тревогу, расписывая все ужасы интернет-зависимости. Поэтому очень полезно устраивать себе цифровую «детоксикацию» по аналогии с оздоравливающими организм практиками.

 

Во-первых, когда наша рука тянется в карман за телефоном, если мы едем в метро, стоим в пробке, то мы подчиняемся тому, что в свое время немецкий социальный психолог Курт Левин назвал полевым поведением, то есть некоторой импульсивной, не вполне произвольной деятельностью, реакцией на окружающую ситуацию. Если мы видим волосок на пиджаке человека рядом с нами — нам хочется его снять. Если мы видим в окне ворон — мы можем начать их считать. Если мы оказываемся в туалетной комнате — мы можем захотеть обновить френд-ленту (неслучайно Instagram немного обидно называют «туалетным приложением», намекая на то, что въедливые data scientists уже давно вычислили, в какой точке дома люди чаще открывают те или иные приложения.

Ничего плохого в таком полевом поведении нет, вот только «залипание» в гаджетах субъективно воспринимается не как бесполезное времяпрепровождение и считание ворон. Наше сознание с удовольствием подключает к полевому поведению то, что еще Зигмунд Фрейд называл защитными механизмами — попыткой обмануть свое сознание и доказать себе, например, в данном случае всю полезность своей деятельности. Мы не просто «лайкаем фоточки» или просматриваем случайные статьи в пабликах — мы получаем и потребляем новую информацию. По крайней мере мы так себе говорим. И в этом и кроется опасность. Мы можем проводить минуты и часы за этими занятиями и не пытаться слезть с иглы этого малополезного по своей сути поведения.

 

Другая ловушка, в которую нас ловят разные интернет-приложения — это то, что я называю «эффектом семечек»: они специально созданы таким образом, что остановиться достаточно сложно. Френд-лента в популярных социальных сетях никогда не заканчивается, любимые сайты раскрываются дополнительными новостями, как только ты пролистываешь их до конца — в любом случае, остановиться сложно.

Вы, конечно, не такой. И пустому пролистыванию фотографий или лайфхаков о новогоднем отдыхе в Юго-Восточной Азии вы предпочитаете образовательные видео или аналитические тексты. Поздравляю вас! Вы поддерживаете то, что известный футуролог ХХ века Элвин Тоффлер называл клиповой культурой, когда создаваемые образы даже полезной информации мозаичны и фрагментарны, ярки, кратковременны и разрозненны.  Семиминутные лекции? Красочные инфографики? Модные популяризаторские стендапы? Плохо ли это? Конечно же, нет. Создает ли это иллюзию потребления правильного контента? Конечно же, да.

Все это — результат постоянной доступности технологий. Ежеминутной и ежесекундной. Но есть и обратная сторона медали. Помимо того, что вам доступны технологии, доступны и вы. Если бы вы работали 50 или даже 20 лет назад, вряд ли бы ваш начальник позвонил бы вам на домашний телефон или клиент с извинениями написал бы вам телеграмму на каникулах: с отсутствием технологии отсутствовала и парадигма тотальной доступности коммуникации, когда законы этики и этичного общения не успевают за развитием digital-коммуникации. Так, знакомый профессор, добавляющий в друзья студентов на Facebook, жалуется, что отсутствие стремительных ответов на их вопросы вызывает возмущение: «Ведь вы же онлайн, Иван Иванович!».

 

Гибкий график и фриланс, которые мы так ценим за свободу, могут обернуться нашим же добровольным от нее отказом, когда мы приходим домой и продолжаем решать рабочие задачи, создавая себе иллюзию, что делая это на диване в домашних тапочках, мы уделяем больше времени своей семье.

Что же является следствием бесконечной интернет-вовлеченности? Основная проблема в том, что вы эту зависимость просто не замечаете.

Полностью отказываться от смартфонов или планшетов, перестать оплачивать интернет или выбросить ноутбук из окна, наверно, выглядело бы радикальным или даже нелепым шагом. Согласитесь, именно так мы воспринимаем людей, которые на свадьбах смело заявляют нам, что они не пьют. Но люди, заботящиеся о своем здоровье, умеют контролировать свои пагубные привычки и, в конце концов, время от времени выбирают детоксикацию как средство не просто очищения организма, но и как средство пресловутого самоконтроля и осознания своей силы воли.

Впереди нас ждет восемь праздничных дней. А вам действительно нужно обновлять социальные сети, считать лайки и проверять почту каждый день?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости