К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Кварцевание, строительные маски и иглоукалывание: как российские компании спасают сотрудников от коронавируса

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Китайский вирус, которым, по последним данным, заразились более 28 000 человек в 28 странах мира, массово до России пока не добрался. Тем не менее многие работодатели бьют тревогу и изобретают собственные средства для защиты сотрудников. Forbes разобрался, какие из антивирусных мер разумны, а какие — бесполезны и даже вредны

Каждые полтора часа сотрудники маркетингового агентства Statura встают с рабочих мест и принудительно выходят «подышать». В это время в офисе происходит процедура кварцевания жесткими ультрафиолетовыми лампами. Чтобы не парализовать работу, сотрудников выводят порционно. Похоже на кадры из фильма-катастрофы, но на самом деле это всего лишь меры по защите работников от вирусов, говорит соосновательница агентства Алена Кошель. «Как известно, вирусы гриппа, а также коронавирусы погибают в свете таких ламп в течение 15 минут», — верит она.

Идея с ультрафиолетом не просто бесполезна, а потенциально вредна для здоровья сотрудников, остужает пыл работодателя врач-токсиколог, научный журналист Алексей Водовозов: «Даже в медицинских учреждениях нет такого жесткого режима обработки. А регулярно дышать озоном, который образуется в результате ультрафиолетового кварцевания, не очень полезно для здоровья. К тому же процедура вызывает характерный запах, который может мешать концентрации на рабочих задачах». Как в погоне за безопасностью не впасть в паранойю и что реально помогает защититься от вирусов в опенспейсе?

Почему для мировой экономики коронавирус опаснее атипичной пневмонии

 

Сопли под запретом

В России зафиксировано всего два случая заболевания коронавирусом, но работодатели всерьез озабочены защитой сотрудников — если не от китайской эпидемии, то от стандартного гриппа, который по традиции бушует в Москве в осенне-зимний период. Так, основатели Statura не ограничились кварцеванием и закупили антибактериальное мыло взамен обычного, одноразовые бумажные полотенца вместо многоразовых текстильных, а всю посуду дополнительно дезинфицируют средством «Жавельон» (обычно используется для дезинфекции медицинских изделий и чистки бассейнов). «На прошлой неделе в ожидании появления коронавируса в Москве мы провели в офисе беседы по гигиене и инструктаж по обработке рук хлоргексидином. Приобрели бесконтактный термометр, позволяющий измерять температуру сотрудников при приходе на работу. При повышении температуры больше 37 отправляем домой», — продолжает перечислять Кошель. Почти все это — бесполезные с медицинской точки зрения действия, которые могут разве что породить эффект плацебо, скептичен Водовозов. «[Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов] FDA в США уже запретило использовать триклозан в мыле (ингредиент большинства антибактериальных мыльных средств. — Forbes), слишком весомый вклад он в итоге вносит в формирование антибиотикоустойчивости у бактерий», — поясняет он. А вот идея отправлять домой сотрудников с признаками болезни, чтобы те не заражали окружающих, правильная, добавляет врач.

«Прийти на работу с кашлем или соплями — это социально неодобряемое поведение»

Последний пункт практикуют почти все опрошенные Forbes компании, правда, до принудительного измерения температуры при входе, кроме Statura, не дошел никто. «У нас никому не выгодно болеть. И дело не в потере денег, а в том, что у большинства наших девочек дома маленькие дети, которые обычно болеют вслед за родителями. Поэтому прийти на работу с кашлем или соплями — это социально неодобряемое поведение», — рассказывает Дарья Невская, партнер в юридической фирме FTL Advisers.

 

Если работа не предполагает обязательного нахождения в офисе, многие работодатели разрешают сотрудникам не брать больничный и при недомогании работать из дома. «У нас просто запрещено выходить на работу с малейшими признаками заболевания, и не только сейчас, а вообще всегда. Из зарплаты эти дни не вычитаем, сотрудники спокойно работают из дома. Зато не болеем потом по очереди всем офисом», — говорит Невская. Такое же «железное правило» работает в онлайн-медицинском сервисе BestDoctor и российском офисе SAP. А издательство корпоративных медиа «Дорогая редакция» на фоне вирусной опасности рекомендует не ходить в офис даже без признаков болезни, чтобы не взаимодействовать с толпами людей в общественном транспорте по дороге на работу.

Продажи противовирусных препаратов в России выросли почти в три раза на фоне китайского коронавируса

Китайская стена

Что в России рекомендации, то в Китае, с которого началось распространение коронавируса, закон. Международные компании, у которых есть китайские представительства, запрещают сотрудникам выбираться в офис. Так поступает, например, китайское подразделение SAP, говорит директор по персоналу российского SAP CIS Вера Соломатина.

 

Все опрошенные Forbes работодатели отказались от командировок в Китай. Гендиректор Viber Джамел Агауа на одном из глобальных онлайн-митапов порекомендовал сотрудникам отложить поездки в эту страну, рассказывает Яна Рожкова, пиар-директор Viber в СНГ. А в IT-компании Softline введен мораторий на командировки во все страны Юго-Восточной Азии — Китай, Гонконг, Таиланд, Вьетнам, Японию, Южную Корею, Сингапур. «Кроме того, мы запретили перелеты сотрудников в зонах с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, в том числе внутри региона APAC (Малайзия, Камбоджа, Вьетнам, Лаос. — Forbes)», — рассказывает Марина Швоева, вице-президент по работе с персоналом Softline International. Компания уже отменила четыре запланированные командировки и будет придерживаться этого принципа «до стабилизации эпидемиологической ситуации».

Если поездка жизненно важна для компании и отменить ее не получается, сотрудник сразу же по возвращении должен явиться к врачу и пройти 14-дневный карантин, рассказывает о распространенном среди российских компаний правиле директор по корпоративным отношениям лесопромышленного концерна UPM Наталия Малашенко. Такая практика применяется не только в случае коронавируса: в 2009 году один из сотрудников PR-агентства «Идеи & Решения» вернулся из командировки в Шотландию, когда в стране было зафиксировано несколько подтвержденных случаев свиного гриппа, прошел карантин, обследование и только после этого вернулся в офис, вспоминает Наталья Ильичева, директор по развитию компании. Правило карантина и похода к врачу по приезде вполне оправданно, поддерживает работодателей Алексей Водовозов.

Беззащитная маска

Но и без поездок в Китай жизнь офисных сотрудников в России на фоне новостей об эпидемии заметно изменилась. Во многих компаниях работникам раздают медицинские маски, которые нужно носить или в случае болезни, или постоянно — для профилактики. Так делают, например, в BestDoctor, Statura, «Идеи & Решения», FTL Advisers. Заболевший сотрудник действительно обязан пользоваться маской, чтобы защитить окружающих, а вот здоровому человеку маска ни к чему, говорит Владимир Котов, президент Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (АРИПСИЗ). «То, что можно защититься от вируса при помощи обычной медицинской маски из аптек, — маркетинговый миф», — уверяет он. Если маску носит больной сотрудник, ее необходимо менять минимум раз в два часа — иначе она становится влажной и только помогает в передаче вирусов коллегам, предупреждает сооснователь BestDoctor Михаил Беляндинов.

«То, что можно защититься от вируса при помощи обычной медицинской маски из аптек, — маркетинговый миф»

Здоровым коллегам Владимир Котов из АРИПСИЗ советует носить не маски, а строительные респираторы и специальные средства для защиты слизистых глаз, через которые вирус тоже может проникать в организм. По этой схеме работают в  рекрутинговой компании b.lab business: часть из 11 сотрудников по рекомендации работодателя надевают на время работы в офисе строительные защитные маски. Эксперты из медицинской сферы считают этот способ бесполезным. «В респираторах просто тяжело дышать. Руководство само пробовало отработать полный рабочий день в таком устройстве? — риторически восклицает Алексей Водовозов. — Да, оно реально защищает, но исключительно в общественных местах при недлительных передвижениях. а в помещении его снимают». С ним солидарен директор по развитию аналитической компании в сфере фармакологии RNC Pharma Николай Беспалов: «Во-первых, это комично, во-вторых, за счет ограничения функции дыхания, наоборот, может спровоцировать заболевания».

«Шоу должно продолжаться»: коронавирус вынудил Китай начать «самый масштабный тест работы из дома»

 

Антибактериальная паранойя

Почти так же, как защитные маски, среди опрошенных компаний популярны дополнительные антисептические средства. В московском офисе SAP они теперь развешаны на всех этажах, в рекрутинговой b.lab business сотрудники обеспечены медицинским гелем для стерилизации рук, а в представительстве Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) вообще пользуются только специальным антисептиком с йодом. «Это полумыльная жидкость желтого цвета, которая имеет специфический запах чистого йода. Там минимум ароматизаторов и максимум полезности: в составе спирт, йод и мыло, таким образом, каждое вещество оказывает действие на отдельную группу бактерий. Нам его любезно подарили филиппинские коллеги», — рассказывает президент РАСПП Виталий Манкевич.

Специалисты этот вид защиты также относят к признакам паранойи и использовать не советуют. «Кроме риска возникновения аллергических реакций у персонала, в том числе тяжелых, это никакой практической пользы не принесет. Обычных моющих средств будет более чем достаточно», — говорит Николай Беспалов из RNC Pharma.

В качестве базовых мер защиты многие проветривают помещения (в РАСПП — раз в час), а b.lab business, кроме этого, используют увлажнитель с функцией мойки воздуха, «потому что в здании отчаянно топят», и израильский антибактериальный освежитель воздуха. Увлажняют воздух и в BestDoctor, потому что, по словам Михаила Беляндинова, пересохшие от отопления слизистые оболочки хуже защищены от проникновения вируса.

В офисе сервиса печати netPrint каждую пятницу с помощью специально установленного воздухоочистителя проводится процедура озонирования. «Чистый воздух и эффект «после дождя» повышают настроение и улучшают самочувствие», — уверен гендиректор компании Станислав Биров. Проветривание — отличная идея, а вот все остальное — излишества, которые негативно влияют на иммунитет и могут вызвать аллергию, предупреждают Водовозов и Беспалов.

 

Лучше гор только горы с начальством

Когда идеи по медицинским мерам защиты от вирусов исчерпаны, в ход идут народные средства. На кухне сервиса бронирования билетов «Туту.ру» всегда лежит порезанный лимон и имбирь, на столах стоит мед — с ними сотрудникам рекомендуется пить чай несколько раз в день. В netPrint ассортимент богаче: яблоки трех сортов, апельсины, ананасы и бананы, которые обрабатываются специальным дезинфицирующим бальзамом, зимой — облепиха, брусника и лимоны. «По нашим подсчетам, в среднем на каждого сотрудника приходится по 2,5 этого полезного цитруса в неделю», — приводит внутреннюю статистику Станислав Биров. Врач-токсиколог Алексей Водовозов ничего против этих мер (за исключением дезинфицирующего бальзама на фруктах) не имеет: «Если мы говорим о защите от вирусов, то пользы особой не будет, но и вреда тоже. Пить чай и есть фрукты как минимум вкусно».

Некоторые работодатели в качестве профилактики предоставляют сотрудникам возможность заниматься фитнесом в обеденный перерыв, ходить на массаж или организованно выезжать на природу. В офис FTL Advisers массажист приезжает каждую неделю, а команда IT-компании AWG несколько раз в год полным составом выезжает в горы и на море. «Активности «горыработы» на Красной Поляне и «мореработы» в Крыму стали уже традиционными за последние пять лет», — говорит исполнительный директор AWG Никита Шабашкевич. «Фитнес и поездки в горы — отличное решение в целом, не только для коронавируса, — хвалит инициативу работодателей Водовозов. — Это действительно благотворно влияет на иммунитет, как и любая физическая активность и отдых, опять же, активный».

«Остеопаты, гомеопаты, предсказатели судьбы и специалисты по аюрведе — это здорово, но отношения к коронавирусу не имеет»

В SAP решили подтянуть еще и матчасть: проводят теоретические «недели здоровья», в рамках которых организуют встречи сотрудников с врачами-иммунологами и психологами. На таких встречах обычно обсуждают, как действовать в ситуациях массовых заболеваний, в том числе эпидемии коронавируса. «Лекции — тоже неплохо, но очень сильно зависит от качества контента. Если там рассказывают научно обоснованные вещи — хорошо. А если про иммуномодуляторы, фиточаи, гомеопатию, БАДы и прочие чудеса из параллельной вселенной — плохо», — говорит Алексей Водовозов.

Gucci заразился коронавирусом: какой удар по люксовым брендам нанесет новая болезнь

 

Опаснее некачественной теории может быть самовольная медицинская практика, предупреждает врач. Например, в офис РАСПП недавно пригласили специалиста по иглоукалыванию и остеопата, которые бесплатно проводили сеансы всем желающим. За отказ санкций не было, но, по словам Виталия Манкевича, процедуры прошли все сотрудники — «либо остеопатию, либо иглоукалывание, кому что нужнее». «Иглоукалывание помогает восстановить силы на уровне нейронов, тем самым укрепляя иммунную систему. Остеопаты помогают избежать защемлений в позвоночнике и других частях тела, что может повлиять как на умственную деятельность, так и на иммунитет», — рассуждает глава РАСПП.

Все это помогает, но только тем, кто ставит иглы и проводит остеопатические манипуляции, саркастично замечает Водовозов. «Для них польза, безусловно, будет — финансовая. А для работников в офисе это в лучшем случае лишний перерыв для получения новых ощущений. И не факт, что приятных», — считает врач. Он призывает не искать альтернативных способов защиты от коронавируса и в целом не создавать искусственного ажиотажа вокруг заболевания. «В России сейчас куда более актуальны грипп, корь и ВИЧ. И защищаться неплохо было бы в первую очередь от них. От гриппа и кори — по той же схеме, от ВИЧ — совсем по другой, тоже всем известной», — резюмирует Водовозов.

Как правильно защищаться от вирусов в опенспейсе?

Советы директора по развитию аналитической компании в сфере фармакологии RNC Pharma Николая Беспалова.

  • Ограничить командировки в очаги возникновения заболеваний — в случае с коронавирусом в Китай. Если их нельзя избежать, хотя бы формулировать правила поведения — правильно носить маски, есть термически обработанные продукты, отказаться от экзотики жареных летучих мышей пробовать не стоит.

  • Заболел бери больничный или работай удаленно. Если необходимо присутствовать в офисе, больной обязательно должен использовать маску, меняя ее каждые 2-3 часа.

  • Соблюдать нормы гигиены: мыть руки перед едой обычным мылом, не есть на рабочем месте.

  • Проводить влажную уборку помещений, а в период инфекционной опасности увеличивать частоту таких уборок.

  • Регулярно проветривать помещения, не забывать о техническом обслуживании и мойке кондиционеров.

  • Если решили установить очиститель, увлажнитель воздуха или бактериальный облучатель, не делать это самостоятельно, а пригласить профессионала. Он сможет грамотно рассчитать места установки и количество приборов, достаточное для конкретных помещений.  

  • Пополнить офисную аптечку оксолиновой мазью и средствами гигиены полости носа, например спреями на основе морской воды.

  • Обеспечить возможность добровольной вакцинации от гриппа прямо в офисе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+