К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Охотники за вакциной: как американцы создают сообщества и стартапы для борьбы с COVID

Фото Erik McGregor / LightRocket via Getty Images
Фото Erik McGregor / LightRocket via Getty Images
США пострадали от коронавируса сильнее остальных стран: за год болезнь унесла жизни более 500 000 человек. В декабре прошлого года в стране началась массовая вакцинация. Но желающих привиться оказалось слишком много, поставщики вакцин не успевают за спросом. Чтобы эффективнее распределять доступные вакцины, американцы объединяются в сетевые сообщества и создают IT-проекты

Лишние дозы

В декабре 2020 года Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США разрешило применение вакцин от коронавируса Pfizer, Moderna и Johnson & Johnson. К 10 марта правительство распределило по всем штатам около 127,9 млн доз вакцин. Старт массовой вакцинации выявил несколько серьезных проблем в американском здравоохранении.

Федеральное правительство призвало штаты в первую очередь прививать медицинских работников и жителей домов престарелых. Кто получит вакцину вслед за ними, решают сами штаты. В одних государственная система вакцинации работает эффективнее, чем в других. Например, по данным The New York Times на 10 марта, в Нью-Мексико и Коннектикуте хотя бы одну дозу вакцины получили 26% и 25% населения соответственно, а в Миннесоте — только 10%.

После старта вакцинации люди стали массово записываться на прививку онлайн. Но централизованной системы для записи в США не существует. При этом поставками вакцины занимаются государственные и местные департаменты здравоохранения, бюджеты которых, по данным Washington Post, сокращаются на протяжении многих лет.

 

В результате американцам приходится записываться на прививки через перегруженные правительственные горячие линии и наскоро сделанные сайты для онлайн-регистрации, пишет The New York Times. Чиновники здравоохранения даже обратились за помощью к площадке Eventbrite, через которую обычно продают билеты организаторы небольших мероприятий.

Вакцина от коронавируса-мутанта: зачем Центр Гамалеи разрабатывает еще один препарат от COVID-19

 

Кражи препаратов

Многие американцы записываются на прививки несколько раз и не отменяют дополнительную запись после вакцинации, из-за чего в больницах регулярно остаются лишние дозы вакцины. Препараты необходимо хранить при очень низких температурах, использовать их можно в течение всего лишь шести часов после разморозки. У врачей остается два варианта: либо быстро искать людей, которым нужна вакцина, либо просто выбрасывать ее.

Случается, что вакцины недобросовестно распределяют медицинские учреждения: вместо тех, кто находится в группе риска, их получают близкие и друзья медработников. Как пишет издание Insider, в конце декабря доктор Хасан Гокал, работая на участке вакцинации в штате Техас, украл девять доз вакцины, чтобы привить своих близких. Врача уволили и возбудили уголовное дело.

Еще один вопиющий случай произошел во Флориде в январе: после того, как власти штата начали вакцинировать граждан старше 65 лет, сотням пожилых людей пришлось ночевать в живой очереди на участке вакцинации. Несмотря на это, многие вернулись домой ни с чем. В то же время, по данным The Washington Post, руководители флоридского учреждения долгосрочного ухода MorseLife предложили членам правления и спонсорам вакцины, предназначенные для пациентов и сотрудников. Скольким людям поступило такое предложение, неизвестно.

 

Третья мировая волна: как вакцинация спровоцировала кризис в Европе

Стартап в честь деда

По оценке основателя онлайн-платформы для записи к врачу ZocDoc Сайруса Массуми, 20–30% остаточных доз вакцины достаются знакомым медработников. Чтобы распределить их более справедливо, Массуми создал стартап Dr.B — платформу, на которой жители США могут записаться на вакцинацию. Для этого достаточно зарегистрироваться на сайте, указать свой номер телефона и оставить сведения, которые дают право претендовать на приоритетное место в очереди, если они есть. Поставщики вакцины предоставляют стартапу информацию о доступных остатках препарата. Когда появляются «лишние» дозы препарата, сервис отправляет пользователям смс-оповещения: первыми их получают люди из групп риска.

По данным Dr.B, в очередь на платформе встали уже более 1 млн человек. Стартапу не платят ни пользователи, ни поставщики вакцины. Массуми не раскрывает бизнес-модель Dr.B, пишет The New York Times. По словам основателя, пока он финансирует проект из своего кармана и не рассчитывает на какой-либо доход. Он назвал стартап в честь деда, который работал врачом во время пандемии испанского гриппа в 1918–1920 годах — по словам Сайруса, его деда тогда прозвали «доктор Бубба».

Сайрус Массуми не единственный, кто пытается разрешить проблему с вакцинами в США. Даг Уорд из Колорадо хотел вакцинировать свою пожилую мать, которая в силу возраста и наличия хронических заболеваний входила в группу риска, но не смог найти для нее вакцину. В поисках решения Уорд попал на страницу сообщества NOLA Vaccine hunters в Facebook. Его создали жители Нового Орлеана, которые задались целью обеспечить доступ к остаткам вакцины для всех, кто готов приехать в медицинское учреждение, где они есть в наличии.

Уорд создал аналогичное сообщество для жителей Колорадо и сайт VaccineHunter.org. На сайте собраны ссылки на группы «охотников за вакцинами» из разных штатов. Среди них, например, сообщество NoVA Vaccine Hunters — его участники информируют друг друга о пунктах вакцинации и очередности получения вакцины в Северной Вирджинии. В группе состоят 7900 человек. В Facebook существуют подобные группы для жителей Массачусетса, Теннесси, Техаса и других штатов.

 

Уорд собирает средства на оплату домена и хостинга своего сайта через платформу Open Collective. К 11 марта он собрал $174 — половину от требуемой суммы.

«Вирус взяли в «Коммунарке»: что известно о третьей вакцине от СOVID-19

Групповая охота

Еще одно решение в начале февраля предложил 31-летний программист из Нью-Йорка Хьюдж Ма, который, как и Даг Уорд, столкнулся с трудностями, когда пытался записать на прививку свою мать. Он создал сайт TurboVax, который собирает в интернете данные о доступных дозах на пунктах вакцинации в штате Нью-Йорк, а затем отправляет информацию в Twitter в режиме реального времени. По словам Ма, на разработку сайта он потратил менее $50.

14-летний школьник из Чикаго Бенджамин Каган обратил внимание на изъяны государственной системы, когда помогал записаться на вакцинацию дедушке и бабушке, пишет ABC News. Подросток стал волонтерить в свободное от учебы в школе время и создал Google-форму, где жители Чикаго могут оставить заявку, чтобы Каган или другой волонтер помогли им найти свободное место в очереди за вакциной. Также он основал сообщество Chicago Vaccine Angels, за несколько недель к нему присоединились более 50 добровольцев.

 

Жители Нью-Йорка также ищут вакцины на площадке NYC Vaccine List, которую создали волонтеры. Система проверяет официальные правительственные порталы, сайты медучреждений и аптек. Когда где-нибудь появляется свободное место для записи, NYC Vaccine List предлагает его пользователю. Создатели сайта вдохновлялись площадкой VaccinateCA волонтеров из Калифорнии, которые ежедневно вручную обзванивают больницы и аптеки, после чего публикуют актуальную информацию о наличии вакцины и о том, как ее получить.

Еще один сайт — macovidvaccines.com — создала 28-летняя разработчица из Массачусетса Оливия Адамс, после того как свекровь рассказала ей, что с трудом поняла, как записаться на вакцинацию и куда нужно идти, чтобы сделать прививку. Площадка аккумулирует данные о доступных дозах вакцины с других сайтов. Оливия рассказала СNN, что делала сайт во время декретного отпуска. По ее словам, на разработку у нее ушло три недели и всего около 40 часов рабочего времени.

«Единственный способ — доступная и эффективная вакцина»: Билл Гейтс назвал путь преодоления последствий COVID-19

Прививка в фургоне

Dr.B, VaccineHunter.org и другие сайты и сообщества помогают добыть вакцину, работая онлайн. Тем временем, по данным Insider, около 38 млн американцев не умеют пользоваться интернетом, а 25 млн вообще не имеют доступа к сети.

 

Проект Sayre Mobile Care Unit, который создали выпускники Пенсильванского университета Джей Шах и Сантош Нори, отчасти решает проблему вакцинации для тех, у кого нет доступа в интернет. Еще в октябре 2019 года они открыли передвижную клинику в фургоне, чтобы оказывать помощь бездомным Филадельфии. Когда в США началась вакцинация, они стали использовать для нее фургон. К 20 февраля в нем привили 250 человек, у которых нет доступа к интернету в силу их социального положения. «Одно из последствий Covid-19 — усугубление неравенства между людьми, у которых есть доступ к технологиям, и теми, у кого его нет», — говорит Джей Шах.

10 миллиардеров, которые зарабатывают на препаратах и тестах для борьбы с COVID-19

10 миллиардеров, которые зарабатывают на препаратах и тестах для борьбы с COVID-19

Фотогалерея «10 миллиардеров, которые зарабатывают на препаратах и тестах для борьбы с COVID-19»
8 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости