«Было ощущение отчуждения: вот я и мои интересы, а вот это я делаю за деньги»

Иван Просветов Forbes Contributor
Дмитрий Троицкий фото предоставлено
Глава телеканала «Перец» (бывший ДТВ) Дмитрий Троицкий о том, как найти гармонию между личным и карьерой

Первооткрыватель Comedy Club и один из создателей «Дома-2», бывший главный продюсер СТС и ТНТ Дмитрий Троицкий запускает новый телеканал. Точнее, переделывает пока еще существующий ДТВ в принципиально иной «Перец» (канал начнет вещание в конце октября). Троицкий высоко оплачиваемый медиаменеджер, но когда-то он был андерграундным театральным режиссером, работавшим на энтузиазме. Генеральный директор «Перца» рассказал Forbes, как он нашел гармонию между личными устремлениями и карьерой .

Я никогда не считал нужным делать карьеру — и тем не менее делал карьеру. Лет до 25 я занимался не тем, что обещало хороший заработок, а чем нравилось чистым творчеством, театральными и кинопроектами. Когда стало ясно, что творчество не может прокормить и надо разворачиваться в каком-то практичном направлении, я в 1997 году нанялся в рекламное агентство United Campaigns. Это был компромисс, банальная продажа своих способностей и времени. Я совершенно не представлял, удастся ли мне в итоге прийти к какой-то гармонии интересов. От работы мне всегда хотелось получать не только деньги, но и удовольствие: если вкладывать себя, то в обмен на обратную отдачу энергии.

Из United Campaigns я перешел в группу BBDO, потом оказался на СТС и, наконец, стал генеральным продюсером ТНТ. Первые годы вполне творческой работы на телевидении все равно было ощущение отчуждения: вот я и мои интересы (артхаусное кино), а это я делаю за деньги. Продюсируя рекламные ролики и телепрограммы, я параллельно снял «Суд над Бруннером» в 1998 году и «Я люблю тебя» в 2004-м. Даже на ТНТ я не чувствовал, что полностью вкладываю себя, хотя это был очень успешный период, который мне многое дал. В итоге случился кризис.

Мне начало казаться, что больше нет смысла работать. Я успел побывать продюсером двух диаметрально противоположных проектов – артхаусной картины и «Самого лучшего фильма» (с точки зрения киноискусства он слаб, зато собрал беспрецедентную кассу в $30 млн). Ну что еще можно к этому добавить? Дальнейший карьерный рост? Моя должность была достаточно крутой. Выше даже страшно сказать кто. Какие-то деньги я скопил и в принципе могу спокойно жить. Может, устроить себе некий дауншифтинг? Например, взять и уехать в Новую Зеландию? Все-таки не в работе счастье…

Но однажды я беседовал с Петром Авеном (председатель совета директоров холдинга «СТС Медиа». — Forbes), и он пересказал мне Бунина: человека делают счастливым три вещи – любовь, возможность путешествовать и интересная работа. Все три этих элемента в равной степени важны для гармоничного существования. Я понял, что не должен останавливаться и все бросать. Я согласился на предложение «СТС Медиа» возглавить ДТВ и сделать из него совершенно новый канал. Меня привлек в этом предложении некий вызов моим способностям. В телевидении гарантировать успех невозможно, и ты настолько успешен как продюсер, насколько успешен твой последний проект.

Над переформатированием ДТВ я работал почти полгода и теперь наконец чувствую, что полностью реализую себя. Дело не в том, что у меня есть полномочия — они были и раньше. Просто у меня наконец-то возникло понимание, что работа — это не подчинение обстоятельствам, а осознанный выбор. На мой взгляд, правильная карьера — это не перемещение по должностной лестнице, а цепочка проектов. В рамках каждого ты должен развиваться как профессионал, общий смысл движения — поиск гармонии между личными интересами и рабочими задачами. У меня всегда получалось так, что мне предлагали ту позицию, которая соответствовала моему уровню. Как только я внутренне вырастал и становился готов к чему-то новому, в этом новом качестве среда меня и запрашивала.

Единственное, отношение к чему у меня не изменилось, не стоит убиваться ради карьеры. На телевидении мы каждое утро смотрим рейтинги, и у нас настроение меняется на плюс или минус. Но рейтинги по большому счету — фикция, не говоря о том, что вся система телеизмерения эфемерна и в масштабе вечности все это — полная иллюзия. Я считаю, что очень важно внутренне держать себя на некоей дистанции к происходящему. Недавно я был на похоронах продюсера, которого знал много лет и даже работал с ним не раз. Человек умер в сорок с небольшим. Какие рейтинги, какие проекты? Карьера — это всего лишь игра. Вступая в игру, приходится следовать тем правилам, какие есть. Но не надо давать себя засасывать. Надо играть до тех пор, пока можешь выиграть или же выйти из игры.

Новости партнеров