Не бойтесь увольняться! | Forbes.ru
сюжеты
$58.77
69.14
ММВБ2143.99
BRENT63.26
RTS1148.27
GOLD1256.54

Не бойтесь увольняться!

читайте также
+2327 просмотров за суткиВиртуальное безделье. Работодатели расплачиваются за интернет-серфинг сотрудников +1488 просмотров за суткиЧто-то новенькое. Даже самая успешная бизнес-модель нуждается в изменениях +254 просмотров за суткиМеханический продавец: как сохранить человечность в онлайн-торговле +143 просмотров за суткиСпасти автопром. Как будут работать новые правила господдержки автоконцернов +1123 просмотров за сутки«Большой брат» против лодырей и диверсантов: как выявить сотрудников, вредящих бизнесу +463 просмотров за суткиSollers и НАМИ создадут предприятие для продажи автомобилей «Кортеж» +114 просмотров за суткиВиртуальная реальность стимулирует к покупке новой квартиры и повышает квалификацию хирурга +140 просмотров за суткиИдеи из воздуха. Выходцы из «Студии Артемия Лебедева» создали агентство веб-дизайна для онлайн-ретейлеров +117 просмотров за суткиСила слова: как превратить недовольного клиента в преданного поклонника +39 просмотров за суткиНемецкий характер. Как глава люксовой марки Laurèl выстоял в тяжелые времена +131 просмотров за суткиЛестница успеха. Почему деньги не делают нас счастливыми +121 просмотров за суткиКрестный отец Кремля. Как Борис Березовский построил свою империю +70 просмотров за суткиСмерть от порезов: ваш бизнес в Китае не выживет без связей и блата +26 просмотров за суткиДеньги на ветер. Как автоматизировать бизнес и не навредить ему Битва машин: 15 работодателей, которые борются за специалистов в сфере искусственного интеллекта +138 просмотров за суткиОпасная зона: 10 признаков необходимости сменить работу +10 просмотров за суткиБольшие надежды: пять принципов выживания ресторанного бизнеса +19 просмотров за суткиСтрижено или брито. Сеть региональных парикмахерских делает оборот 300 млн рублей на стрижках по 300 рублей +64 просмотров за суткиПод каблуком: как штамп в паспорте влияет на выбор модели бизнеса +13 просмотров за суткиВзрывной бой: пять принципов борьбы Там Куи, которые пригодятся в бизнесе +74 просмотров за суткиВеликолепная десятка: любимые автомобили россиян в этом году
#рабочие 17.11.2009 14:02

Не бойтесь увольняться!

Олег Кашин Forbes Contributor
Урок сотрудникам «АвтоВАЗа»: как сокращенные работники Ижевского автозавода ушли в бизнес

Что делать с рабочими «АвтоВАЗа», которых компания хочет уволить, не обсуждает только ленивый. Миноритарный акционер, группа СОК, предлагает оставить всех, включая «высококвалифицированных пенсионеров». Консалтинговая компания Strategy Partners уверяет, что тысячи рабочих пригодятся в Калужской области, где собирает автомобили Volkswagen, а скоро открывают свои производства Peugeot и Mitsubishi. Сами рабочие, похоже, находятся в прострации.

Между тем, у тольяттинцев есть пример для подражания — в 2005 году «Иж-Авто», переживавший падение спроса на автомобили «Иж», сократил 6000 человек (половину всех работников). Ижевский автозавод ждал волнений, но уволенные не стали бунтовать. Самые активные из них переквалифицировались в коммерсанты. Forbes нашел бывших работников «Иж-Авто», начавших свой бизнес, и попросил их поделиться опытом с коллегами из Тольятти.

Альберт Санников работал инженером по планированию производства на заводе «Иж-Авто». То, против чего митинговали в октябре рабочие и инженеры «АвтоВАЗа», Санников пережил четыре года назад. Его уволили в 2005-м. Теперь он даже не может объяснить, почему тогда в Ижевске никто не вышел протестовать. «У нас боятся всех этих митингов, даже если тебя увольняют и терять нечего», — вздыхает Санников.

Оставшись без работы, вместе с братом, которого тоже сократили, он зарегистрировал  фирму «Бик-строй». Взял в банке кредит 50 000 рублей и начал торговать стройматериалами. Сфокусировался на природном камне (Cанников обижается, когда говорят «тротуарная плитка», — не плитка, именно камень, настоящий) и речной гальке.

Как говорит Санников, он даже не отдавал себе отчета в том, что переживает превращение из наемного работника в бизнесмена. Страха, что не получится, тоже не было. Была проблема: чтобы содержать семьи, нужны деньги. И они с братом эту проблему решали. Сначала арендовали склад, сами возили туда добытый камень. Потом наняли рабочих, а сами занялись сбытом. Дали объявление в бесплатную газету, повесили табличку с телефоном на столбе у строительного рынка, ездили по дачным и коттеджным поселкам, предлагая свои отделочные материалы. В планах — открыть небольшой магазин.

«Без завода я бы и камнем не смог заниматься, — говорит бизнесмен. — Завод мне дал сильный толчок. Например, приучил не опаздывать на работу». Оставшимся на «Иж-Авто» бывший инженер искренне сочувствует и признается, что может и сам бы вернулся, но пока не верит в конкурентоспособность российского автопрома. «Кто любит себя, кто уважает, тот уходит сам», — резюмирует Санников.

Инженер-энергетик «Иж-Авто» Андрей Киселёв никого ни в чем не обвиняет. Оставшись без работы, он переехал в деревню к родителям жены и занялся пчеловодством. «Когда производство [на заводе] упало, я не захотел сидеть и ждать, оставаться на месте, — говорит 32-летний Киселёв. — На заводе у меня осталось много знакомых. Не могу сказать, что я им завидовал». Жена, которая была инициатором переезда, вначале помогала в поисках покупателей, но потом Андрей понял, что справляется и сам. Путешествуя по медовым ярмаркам окрестных регионов (и не только окрестных — раз в год бывает в Москве) на собственной «ГАЗели», Киселёв внимательно следит за пульсом жизни. Бывшему энергетику есть что улучшать — медовым бизнесом он пока не очень доволен.

Пасека у Киселёва небольшая, в год дает 3 т меда на 0,5 млн рублей. Жизнь в деревне почти бесплатная, но это не повод чувствовать себя успешным. Поэтому энергетик-пчеловод строит новые улья, чтобы увеличить поставки своего продукта на точки, торгующие медом в крупных городах. «Когда въезжаешь в Москву, надо угощать гаишников, я для них отдельную пластиковую бутылку с собой беру, — рассказывает Киселёв об особенностях фермерского бизнеса. — А проситься обратно на завод не пойду. Когда сам по себе — легче».

Директор фирмы «Новые технологии и техника» 50-летний Сергей Феденёв уволился с автозавода в 2005 году, не дожидаясь массовых сокращений. У знакомых разрастался бизнес, связанный с укладкой кровли на промышленных объектах. Феденёв взвесил «за» и «против», вспомнил опыт, приобретенный во время службы в стройбате, и согласился. Так же, как Санников и Киселёв, он рад, что решился уйти в бизнес. «Делай все сам, и Бог тебе поможет», — говорит Феденёв.

Оптимизм Феденёва тем удивительнее, что кризис пошатнул «Новые технологии и технику». Работники монтируют кровлю на строящемся нефтехимическом заводе в Нижнекамске, но хозяин предприятия («Татнефть») под разными предлогами тянет с расчетом. Работы до сих пор не оплачены, однако Феденёв надеется на лучшее. «На себя работать приятно, — признается кровельщик. — Но, конечно, приятнее, когда и на себя, и на государство». Его фирма выполняет сразу несколько заказов и потому остается на плаву. Тех, кто до сих пор работает на автозаводе, Феденёву ничуть не жаль. «Езжу по стране и вижу, что людей везде не хватает — тех, которые хотят и могут работать, — констатирует бизнесмен. — Поэтому те, кто до сих пор цепляется за завод, сами виноваты».

Автор - журналист ИД «Коммерсант»

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться