К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Худший год топ-менеджера


В какой отрасли доходы в 2009 году упали сильнее всего? Как теперь платят бонусы? Почему президент коммерческого банка получает в два раза меньше, чем до кризиса?

Руководители российской «дочки» крупного европейского банка в начале этого года вместо бонусов получили «письма счастья», где указывалась сумма премиальных за 2008 год и график выплаты: равными долями в течение трех лет, первый транш — в июне 2010-го. Возможно, примерно по такой же схеме со следующего года бонусы будут получать топ-менеджеры крупнейших банков во всем мире. Новые рекомендации в сентябре утвердили страны «большой двадцатки»: выплата бонусов, зависящих от результатов работы, откладывается на три года, а гарантированная премия может предоставляться только на первый год, а не на несколько лет, как ранее.

Вполне гуманно, если вспомнить, какая шумиха поднялась в прессе по поводу «жирных котов» — банкиров. Казалось, что для руководителей банков, особенно инвестиционных, золотые времена прошли и компенсации в размере десятков, а то и сотен (если говорить о глобальных банках) миллионов долларов остались в прошлом. Однако никакой катастрофы для высокооплачиваемых финансистов не произошло. За 2009 год, по прогнозам хедхантеров, российские инвестбанкиры в среднем заработают на 25% меньше, чем за 2008-й. Как на Западе? По оценке Bloomberg, сотрудники крупнейших инвестбанков — Goldman Sachs, Morgan Stanley и JPMorgan Chase — по итогам 2009 года получат премиальные в размере $29,7 млрд. Это на 60% больше, чем в прошлом году, и выше рекордного 2007 года ($26,8 млрд).

В среднем годовое вознаграждение главы инвестиционного банка в России составило $910 000 — до докризисного уровня ($3 млн) еще далеко. Коммерческие банкиры, по данным хедхантеров, зарабатывают чуть больше: председатель правления банка из первой тридцатки — $940 000 (до кризиса — $1,8 млн). «Коммерческие банки получили достаточную ликвидность от государства, что позволило им  решить многие проблемы. Представителям других отраслей повезло меньше. Инвестиционные компании пострадали очень серьезно», — говорит партнер агентства Horton International Андрей Филиппов.

 

Таким образом, если в нашем прошлогоднем рейтинге сотрудники инвестиционных банков с первой позиции переместились на третью, то теперь они уже четвертые. Два года назад такая расстановка казалась немыслимой.

О происходящем на рынке труда инвестбанкиров можно судить по последним громким переходам. Один пример. В сентябре Барклайс Банк нанял руководителем инвестиционного бизнеса Боба Форесмана, который долгое время работал сначала в российском офисе Dresdner Kleinwort, а потом в «Ренессанс Капитале». По оценкам хедхантеров, компенсация Форесмана — около $2 млн. Для сравнения: в 2007-м банкиров такого уровня приглашали на гарантированные $5–7 млн в год. Сегодня руководители в инвестбанках получают фиксированную часть вознаграждения в размере $300 000–600 000 в год. И максимум еще такой же бонус, хотя ранее премиальные доходили до 300%.

 

«Вакханалия закончилась. Инвестбанкиров, которые зарабатывают в год миллион долларов, стало мало: если раньше можно было с легкостью насчитать 200–300 человек, то сейчас их не больше 20–30», — говорит старший консультант агентства Ward Howell Мария Янковская.

Самые высокие заработки, как и в прошлом году, остаются у менеджеров нефтяных и газовых компаний. Вознаграждение первого лица в секторе — в среднем $1,75 млн в год, но в отдельных случаях бывает гораздо выше. По данным старшего консультанта агентства Morgan Hunt Михаила Черепнева, по крайней мере двум менеджерам в нефтяном секторе за 2009 год заплатят $7–10 млн. «Речь идет о людях, которых приглашали на конкретные проекты и на определенный срок в качестве антикризисных менеджеров», — говорит он, не называя имен.

Консультант одного крупного агентства по найму персонала высшего звена говорит, что более $5 млн за 2009 год заработает глава входящего в «Базовый элемент» Олега Дерипаски энергетического холдинга En+ Владислав Соловьев. Он занимается объединением всех энергетических активов группы, разбирается с кредиторами и одновременно возглавил совет директоров компании «Русснефть».

 

В металлургии (второе место в рейтинге), пострадавшей от кризиса гораздо сильнее нефтянки, тоже есть руководители с компенсацией несколько миллионов долларов в год. По данным Черепнева, не менее пяти топ-менеджеров крупных индустриальных корпораций заработают по итогам 2009 года $5–10 млн. «Это многопрофильные холдинги, где необходимо принимать антикризисные меры по модернизации предприятий, упорядочить портфель активов, оптимизировать издержки», — говорит консультант.

Ситуация в страховых компаниях практически не изменилась. Страховой рынок в России до сих пор формируется, и зарплаты топ-менеджеров здесь никогда не были заоблачными. В среднем они зарабатывают почти в два раза меньше, чем банкиры, но уже больше, чем строители, доходы которых по разным позициям за год сократились еще на 10–40%. В результате страховщики поднялись с седьмого на шестое место в рейтинге.

Торговые сети, производители товаров повседневного спроса (FMCG) и фармацевтические компании в целом несильно пострадали от кризиса. Лучше всего чувствуют себя фармацевты — в этом году они даже обогнали производителей потребительских товаров. Правда, произошло это в основном из-за курсовой разницы. Вознаграждения топ-менеджеров в FMCG, как говорят хедхантеры, в подавляющем большинстве случаев фиксируются в рублях, а у фармацевтов достаточно часто в долларах или евро.

В целом ситуация на рынке труда выправляется. Психологический перелом, по оценке хедхантеров, наступил в августе, когда компании активизировали наем персонала высшего звена. Стоит учитывать, что в ближайшие годы топ-менеджеры получат отложенные бонусы. По словам Игоря Шехтермана, управляющего партнера компании RosExpert, в некоторых компаниях за такой растянутый график выплат обещают выплатить дополнительную премию. Поэтому в обозримой перспективе компенсации, скорее всего, снижаться не будут.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости