$59.27
63.25
ММВБ2178.01
BRENT56.61
RTS1157.44
GOLD1216.76

Миллион идей почти бесплатно

читайте также
Операторы экспресс-доставки DPD и SPSR Express объявили о слиянии Вечно молодой: почему производитель презервативов решил бороться со старением кожи Китайская компания представила смартфон со встроенным молекулярным сканером Турция или Мексика? Как заработать на облигациях проблемных стран Glencore назвал кредит ВТБ «промежуточной сделкой» в приватизации «Роснефти» Россия потеряла 14 строчек в рейтинге стран с инновационной экономикой Неделовой разговор: куда движется мужская мода «Уралвагонзавод» получил госгарантии на 25,7 млрд рублей для рефинансирования долгов СМИ напомнили заявления Трампа о России до президентской гонки‍ Минтранс предложил пересчитать плату за аренду аэропортов Телевизор онлайн: что ждет видеорекламу в интернете Глава Минтруда спрогнозировал рост зарплат россиян в 2017 году Александр Мамут задумался о покупке сети кинотеатров «Синема парк» Как зять помог Дональду Трампу стать президентом Одеваться легко? Сложный путь модного стартапа СМИ назвали Аркадия Ротенберга владельцем «Москвариума» Барак Обама: незаконченный портрет Правительство запретило импорт имеющих отечественные аналоги оборонных товаров СМИ узнали об участии ВТБ в приватизации «Роснефти» Украина подала иск против России в Международный суд ООН Международный арбитраж отклонил иск компании Дерипаски к Черногории
#маркетинг 26.10.2010 14:56

Миллион идей почти бесплатно

Анна Леонова Forbes Contributor
В интернете появляется все больше ресурсов, позволяющих использовать «коллективный разум»

Задумав создать свой бизнес, семейный досуговый клуб «Все дома», выпускник РГГУ Михаил Бланк понимал, что ресурсов у него мало: на фокус-группы не хватит точно. Поэтому он решил обратиться к коллективному разуму. Разместив в своем ЖЖ несколько вариантов логотипов для клуба, Михаил попросил профессионалов оценить их. В итоге читатели блога разработали ему логотип бесплатно.  

Так называемый краудсорсинг (crowd — толпа, source — источник) пользуется все большей популярностью в интернете. Об этом свидетельствует появление многочисленных ресурсов по обмену идеями, проектов, публикующих кейсы компаний с обозначенной в них проблемой и генерирующих поток пользователей, которые предлагают свои решения за умеренное вознаграждение.

«Я считаю, что краудсорсинг эффективен, когда нужно мнение профессионалов в том вопросе, в котором ты сам не разбираешься, — говорит Михаил Бланк, — однако не думаю, что это стоящий инструмент для создания революционных идей». Поспорить с этим утверждением готовы организаторы конференций инноваторов TED, девиз  которых — «Идеи, достойные распространения». Очное участие в событиях TED платное, однако на сайте TED.com любой желающий может в свободном доступе найти видео-выступления всех участников. Часть из них переведена на 80 (!) языков мира, половина TED-talks доступны на русском. Там, кстати, можно найти немало идей, которые могут пригодиться для развития бизнеса.

В России серьезных краудсорс-проектов мало. Один из них — интерактивное творческое агентство E-Generator (входит в холдинг «Финам»), которое принимает заказы на маркетинговые и рекламные кампании. Среди клиентов E-Generator, созданного в 2001 году, компании Unilever, «Яндекс», «Лаборатория Касперского», Русская служба Би-би-си и даже политические партии. «По сути, мы были первой социальной сетью копирайтеров в России, и даже сегодня у нашего проекта на российском рынке фактически нет конкурентов», — говорит генеральный директор агентства Юрий Белоусов. По схожему принципу построен зарубежный ресурс InnoCentive, однако если InnoCentive гарантирует пользователю-победителю помимо славы денежное вознаграждение от $5000, то у российского проекта гонорары гораздо скромнее — в лучшем случае они достигают нескольких тысяч рублей. Причина невысоких гонораров работающих на проект фрилансеров (их сегодня на портале около 40 000) кроется в том, что авторы публикуют на сайте только идеи, а за их воплощение берется само агентство.

Если же вы хотите, чтобы над вашим кейсом потрудились люди не только из России, но со всего мира, можно зарегистрироваться на одном из западных ресурсов. Hypios.com и OneBillionMinds.com помогают с помощью интернет-пользователей найти идеи в любой сфере жизни — от дизайна до научной разработки; Redesignme.com генерирует дизайнерские решения; Ideabounty.com, Atizo.com, CrowdSpring.com и Spudaroo.com специализируются на маркетинге и копирайтинге. Существуют также краудсорс-сайты более узкой тематики: в области совместного предсказания движения рынков Intrade.com, для поиска дешевой и творческой рабочей силы Clickworker.com, для совместной разработки софта Topcoder.com.

Особое внимание следует обратить и на опыт крупных компаний вроде Fiat, Starbucks и Vodafon. Эти бизнес-гиганты создали собственные — и вполне успешные — коммьюнити для обмен идеями. Так, на сайте Fiat Mio с момента запуска в начале 2009 года около двух миллионов уникальных посетителей разместили более 10 000 решений и идей, которые должны превратить автомобили крупнейшего итальянского производителя в суперкары будущего (портал действует по лицензии Creative Commons). Все размещенные предложения каталогизируются и изучаются инженерами компании.

Поклонники Starbucks участвуют в разработке новых рецептов кофе: на сайте Mystarbucksidea ежедневно публикуются сотни пользовательских предложений, замечания о дизайне интерьера и так далее. Причем идеи на вооружение оттуда может взять любая сеть кафе. Такой способ удержания существующих клиентов более современен, нежели ведение книг жалоб и предложений, в которые редко кто заглядывает.

А Vodafon создал специальную лабораторию для обмена разработками в области мобильных приложений и поиска оптимальных решений для развития телекоммуникационного сектора.

Интересна также инициатива Unilever под названием «корпоративный венчур» Ideas4Unilever —  компания не столько принимает идеи от клиентов, сколько вербует других игроков рынка, занимающихся разработками в нужных ей областях, и приглашает их к сотрудничеству. Похожие проекты, подразумевающие партнерство со своими клиентами, запустили Kraft и IBM.

По словам Юрия Белоусова, сегодня большинство компаний заинтересованы уже не в одиночных продуктах (разработка логотипов, нейминг и так далее), но в прямом повышении продаж. Для этого же всегда требуется разработка грамотной маркетинговой стратегии, то есть сразу комплекса услуг. «Краудсорсинг помогает отобрать лучшие решения из всех возможных», — говорит Белоусов. 

Чем еще полезен бизнесу краудсорсинг?  Во-первых, таким образом вы привлекаете к разработке корпоративных новшеств больше людей по меньшей цене, чем если бы обращались в одну фирму, специализирующуюся на оказании таких услуг. Во-вторых, тем самым вы демонстрируете собственную прозрачность и готовность к сотрудничеству, повышая лояльность бренду. И наконец, вы почти ничем не рискуете — ведь от неудачных решений всегда можно отказаться.