«Закон Ротенберга»: нарушение основополагающих принципов налогового законодательства | Компании | Forbes.ru
$57.51
68.77
ММВБ2051.63
BRENT56.88
RTS1123.24
GOLD1297.31

«Закон Ротенберга»: нарушение основополагающих принципов налогового законодательства

читайте также
+9 просмотров за суткиКино недели: Kingsman 2 или бондиана с юмором +1285 просмотров за суткиУйти, чтобы вернуться: что делать с отношениями, переставшими приносить удовлетворение +838 просмотров за суткиЭмоциональный шторм: причины и противодействие +71 просмотров за суткиЮко Хасегава: «Искусство позволяет сохранить свободу мысли» +521 просмотров за суткиОдна вокруг света: Африка глазами блондинки +243 просмотров за сутки«Нуреев» пойдет в Большом: мировая премьера назначена на 9 декабря +487 просмотров за суткиВсе сразу: Mercury запустила ювелирно-часовой сайт +568 просмотров за суткиСмотр технологий: как Волож, Маск и Цукерберг встречались с президентами +557 просмотров за суткиПолитика в соцсети: как контроль рекламы может навредить Facebook +376 просмотров за суткиБанки или стартапы: кто заработает на малом бизнесе +308 просмотров за суткиUber в небе, Wi-Fi на борту и другие тенденции в бизнес-авиации +412 просмотров за суткиВписаться в поворот: как миллиардеры зарабатывают на «Формуле-1» +244 просмотров за суткиКонсерваторы и пессимисты. Шишханов поспорил с ЦБ о сумме на спасение Бинбанка +358 просмотров за суткиЦирк с цикадами или Лазурный Берег — это не только море +124 просмотров за суткиFacebook в Белом доме: как соцсеть помешает вмешиваться в выборы +233 просмотров за суткиОсенние настроения: чего ждать от российского рынка акций в ближайшие месяцы +1627 просмотров за суткиУмные и богатые: 10 самых молодых и величайших бизнес-умов наших дней +1896 просмотров за суткиВсе, что нужно знать о Китае и китайцах, прежде чем въезжать в Поднебесную +834 просмотров за суткиDow Jones 1 000 000 пунктов: прогноз от Уоррена Баффета +1031 просмотров за суткиВся правда об MBA: это крысиные бега со своими же одногруппниками +1227 просмотров за суткиСтоит съесть: омлет у Раппопорта, дурмек у Новикова, спинку ягненка у Ерошенко

«Закон Ротенберга»: нарушение основополагающих принципов налогового законодательства

Людмила Титова Forbes Contributor
Фото Валерия Шарифулина / ТАСС
Бизнесмены и чиновники получают существенные льготы по сравнению с другими налогоплательщиками только потому, что в отношении них применены санкции — ограничение на въезд в иностранные государства и заморозка активов

В марте этого года в России изменились правила определения налогового резидентства. 29 марта Совет Федерации одобрил закон о внесении изменений в Налоговый кодекс. 4 апреля президент РФ Владимир Путин этот закон подписал — теперь граждане, находящиеся под санкциями, смогут не платить налоги вообще.

Согласно новому закону, физлица, в отношении которых иностранными государствами или международными организациями были введены меры ограничительного характера (санкции), могут отказаться от российского налогового резидентства, если в том же налоговом периоде они также являлись налоговыми резидентами другого государства. Для этого им нужно только подать в ФНС соответствующее заявление с приложением сертификата налогового резидентства иностранного государства.

Авторы законопроекта объяснили, что попавшие под санкции физические лица платят налоги дважды: в России и за рубежом, где у них есть имущество. Минфин России согласился освободить россиян, попавших под санкции, от двойной налоговой нагрузки. При этом, по мнению депутатов и Минфина, закон не приведет к уменьшению поступлений в бюджет, поскольку те, кто воспользуется опцией отказа от резидентства, должны будут платить налоги с доходов, полученных на территории России, по ставке 30% (что значительно больше, чем стандартная ставка 13%). Так ли это на самом деле?

Двойное налогообложение

По общему правилу физлицо признается налоговым резидентом РФ, если оно фактически находилось в России не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев подряд. Такие же критерии налогового резидентства действуют, например, в Ирландии и Испании. Однако в других странах налоговое резидентство определяется иным образом. Так, в Германии и Швейцарии – это нахождение в стране постоянного жилища физлица, во Франции и Италии – наличие на территории государства центра жизненных интересов. В США налоговыми резидентами являются все граждане страны без исключения, независимо от того, живут они в стране или нет.

Поскольку критерии налогового резидентства в разных странах различаются, возможна такая ситуация, когда лицо признается резидентом одновременно в двух государствах. Эта коллизия разрешается при помощи положений Соглашений (договоров) об избежании двойного налогообложения, заключенных между разными государствами. Россия является участником более чем 80 таких соглашений. Они заключены со всеми европейскими странами и США.

Чтобы определить, резидентом какого государства является лицо, применяются дополнительные критерии, установленные международным соглашением, а именно (в порядке очередности):

  • Место нахождения постоянного жилища физического лица;
  • Центр жизненных интересов;
  • Место обычного проживания физического лица;
  • Гражданство.

Например, если человек признан налоговым резидентом и в России, и в Швейцарии и имеет жилье в обеих странах, его налоговое резидентство будет определяться исходя из центра его жизненных интересов. Если семья такого лица проживает в России, его основной бизнес, социальные и культурные связи находятся там же, то оно будет признано налоговым резидентом России. Если же нет, то такое лицо является резидентом иностранного государства.

В результате применения правил, установленных международными соглашениями, двойное налогообложение лица исключается. Никакой необходимости в изменении критериев российского налогового резиденства и принятии закона не имеется.  Принятый Госдумой акт по сути изменяет условия заключенных Россией Соглашений об избежании двойного налогообложения и дает физлицу возможность самостоятельно определять свое резидентство. Это нарушает принцип приоритета норм международного права над российским налоговым законодательством.

Как будет работать закон

Принятие закона об изменении правил налогового резидентства не приведет к увеличению налоговой нагрузки тех, кто откажется от российского резидентства. Наоборот, крупные бизнесмены (и не только), включенные в санкционные списки, смогут существенно сэкономить на налогах. У большинства из них бизнес и активы структурированы таким образом, что основные доходы аккумулируются за рубежом, в юрисдикциях с благоприятным налоговым режимом.

Получив сертификат налогового резидентства, например ОАЭ (где отсутствует налог на доходы физлиц), и отказавшись от российского резидентства, такой бизнесмен не будет платить налог на доходы ни в России, ни в ОАЭ. Более того, в случае признания нерезидентом в 2014-2015 годах он сможет вернуть излишне уплаченные суммы налога с доходов от иностранных источников (например, дивиденды иностранных компаний, проценты по займам или ценным бумагам, роялти).

Отказ от налогового резидентства поможет не раскрывать данные о своих зарубежных активах. Нерезиденты освобождены от обязанности подавать уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных организациях. В Эмиратах, Швейцарии и некоторых других государствах правила о КИК отсутствуют. Соответственно, информация об иностранных активах лиц, попавших под санкции, останется конфиденциальной и недоступной российским налоговым органам.

Льготы не для всех

Получается, что закон освобождает лиц, находящихся под санкциями, не только от двойного налогообложения, но и от налогообложения вообще. Они получают  существенные льготы по сравнению с другими налогоплательщиками только потому, что в отношении них применены санкции (ограничение на въезд в иностранные государства и заморозка активов).

Закон был принят очень быстро. Соответствующие положения были внесены не в качестве отдельного законопроекта, а в виде поправки в другой законопроект. Это позволило пропустить стадию общественного обсуждения и обойтись без подготовки финансово-экономического обоснования. В течение месяца после внесения поправки закон был принят.

Одним из основополагающих принципов российского налогового законодательства является недопустимость дифференциации налогообложения в зависимости от формы собственности, гражданства физлиц или места происхождения капитала. Однако оказывается, что в реальности этот принцип не работает и одни налогоплательщики имеют существенные преимущества перед остальными. По тому, как быстро был принят закон, мы видим, что условия налогообложения в стране могут измениться практически мгновенно. Принятый закон ставит под сомнение стабильность российской налоговой системы, что может оказать негативное влияние на инвестиционный климат и экономическую ситуацию в стране.