«Закон Ротенберга»: нарушение основополагающих принципов налогового законодательства - Компании
$56.77
63.68
ММВБ1934.71
BRENT51.81
RTS1073.67
GOLD1262.57

«Закон Ротенберга»: нарушение основополагающих принципов налогового законодательства

читайте также
Алексей Федоров, РКЦ: «Можно запустить межбанковскую квантовую сеть и отслеживать финансовые транзакции» VR-«железо» в бизнесе: не шлемом единым +5 просмотров за сутки«Безобидный инцидент»: Трамп отпихнул премьера Черногории на саммите НАТО +491 просмотров за суткиОщущение неловкости: почему в России не развивается экспорт? +393 просмотров за суткиЕсть варианты: Трамп пока не определился с санкциями против России +2876 просмотров за суткиСколько в России надо зарабатывать для «нормальной» жизни? Свежие данные от социологов +1094 просмотров за суткиЗолотой парашют: как топ-менеджеру получить вознаграждение при увольнении +2208 просмотров за суткиНет денег и желания: лишь 3% россиян планируют в ближайшее время открыть свой бизнес +396 просмотров за суткиУгроза импичмента: как скандалы в США и Бразилии повлияют на российских инвесторов? +1394 просмотров за сутки«Притворяйся, пока это не станет правдой»: как CEO компании 1-Page вывела ее на биржу, а потом лишилась работы +1590 просмотров за суткиIPO Aramco и американский «сланец»: что стоит за решением ОПЕК сохранить ограничения в добыче? +1951 просмотров за суткиДоходный дом: как открыть собственный хостел и заработать на нем +1473 просмотров за сутки«Действительно лучше»: Медведев предложил заменить футболистов сборной роботами +466 просмотров за суткиКанны-2017: Всей станицей идем на Лозницу +3003 просмотров за суткиЗампред Сбербанка: «Традиционно в России недоверчивые инвесторы и в целом население» +967 просмотров за суткиИз рук в руки: владельцам капиталов нужно «думать о седьмом поколении» наследников по примеру ирокезов +2279 просмотров за суткиТочный инструмент: как аспирант из Рязани стал владельцем собственного завода +333 просмотров за суткиКоманда ИТМО из России в седьмой раз выиграла чемпионат мира по программированию +668 просмотров за суткиТренд на стабилизацию: ОПЕК продлевает соглашение о сокращении добычи нефти +490 просмотров за суткиНовый матриархат: первая леди Дома Dior +269 просмотров за суткиЧетверо из ИГ: ФСБ сообщила о задержании группы, готовившей теракт в Москве

«Закон Ротенберга»: нарушение основополагающих принципов налогового законодательства

Людмила Титова Forbes Contributor
Фото Валерия Шарифулина / ТАСС
Бизнесмены и чиновники получают существенные льготы по сравнению с другими налогоплательщиками только потому, что в отношении них применены санкции — ограничение на въезд в иностранные государства и заморозка активов

В марте этого года в России изменились правила определения налогового резидентства. 29 марта Совет Федерации одобрил закон о внесении изменений в Налоговый кодекс. 4 апреля президент РФ Владимир Путин этот закон подписал — теперь граждане, находящиеся под санкциями, смогут не платить налоги вообще.

Согласно новому закону, физлица, в отношении которых иностранными государствами или международными организациями были введены меры ограничительного характера (санкции), могут отказаться от российского налогового резидентства, если в том же налоговом периоде они также являлись налоговыми резидентами другого государства. Для этого им нужно только подать в ФНС соответствующее заявление с приложением сертификата налогового резидентства иностранного государства.

Авторы законопроекта объяснили, что попавшие под санкции физические лица платят налоги дважды: в России и за рубежом, где у них есть имущество. Минфин России согласился освободить россиян, попавших под санкции, от двойной налоговой нагрузки. При этом, по мнению депутатов и Минфина, закон не приведет к уменьшению поступлений в бюджет, поскольку те, кто воспользуется опцией отказа от резидентства, должны будут платить налоги с доходов, полученных на территории России, по ставке 30% (что значительно больше, чем стандартная ставка 13%). Так ли это на самом деле?

Двойное налогообложение

По общему правилу физлицо признается налоговым резидентом РФ, если оно фактически находилось в России не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев подряд. Такие же критерии налогового резидентства действуют, например, в Ирландии и Испании. Однако в других странах налоговое резидентство определяется иным образом. Так, в Германии и Швейцарии – это нахождение в стране постоянного жилища физлица, во Франции и Италии – наличие на территории государства центра жизненных интересов. В США налоговыми резидентами являются все граждане страны без исключения, независимо от того, живут они в стране или нет.

Поскольку критерии налогового резидентства в разных странах различаются, возможна такая ситуация, когда лицо признается резидентом одновременно в двух государствах. Эта коллизия разрешается при помощи положений Соглашений (договоров) об избежании двойного налогообложения, заключенных между разными государствами. Россия является участником более чем 80 таких соглашений. Они заключены со всеми европейскими странами и США.

Чтобы определить, резидентом какого государства является лицо, применяются дополнительные критерии, установленные международным соглашением, а именно (в порядке очередности):

  • Место нахождения постоянного жилища физического лица;
  • Центр жизненных интересов;
  • Место обычного проживания физического лица;
  • Гражданство.

Например, если человек признан налоговым резидентом и в России, и в Швейцарии и имеет жилье в обеих странах, его налоговое резидентство будет определяться исходя из центра его жизненных интересов. Если семья такого лица проживает в России, его основной бизнес, социальные и культурные связи находятся там же, то оно будет признано налоговым резидентом России. Если же нет, то такое лицо является резидентом иностранного государства.

В результате применения правил, установленных международными соглашениями, двойное налогообложение лица исключается. Никакой необходимости в изменении критериев российского налогового резиденства и принятии закона не имеется.  Принятый Госдумой акт по сути изменяет условия заключенных Россией Соглашений об избежании двойного налогообложения и дает физлицу возможность самостоятельно определять свое резидентство. Это нарушает принцип приоритета норм международного права над российским налоговым законодательством.

Как будет работать закон

Принятие закона об изменении правил налогового резидентства не приведет к увеличению налоговой нагрузки тех, кто откажется от российского резидентства. Наоборот, крупные бизнесмены (и не только), включенные в санкционные списки, смогут существенно сэкономить на налогах. У большинства из них бизнес и активы структурированы таким образом, что основные доходы аккумулируются за рубежом, в юрисдикциях с благоприятным налоговым режимом.

Получив сертификат налогового резидентства, например ОАЭ (где отсутствует налог на доходы физлиц), и отказавшись от российского резидентства, такой бизнесмен не будет платить налог на доходы ни в России, ни в ОАЭ. Более того, в случае признания нерезидентом в 2014-2015 годах он сможет вернуть излишне уплаченные суммы налога с доходов от иностранных источников (например, дивиденды иностранных компаний, проценты по займам или ценным бумагам, роялти).

Отказ от налогового резидентства поможет не раскрывать данные о своих зарубежных активах. Нерезиденты освобождены от обязанности подавать уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных организациях. В Эмиратах, Швейцарии и некоторых других государствах правила о КИК отсутствуют. Соответственно, информация об иностранных активах лиц, попавших под санкции, останется конфиденциальной и недоступной российским налоговым органам.

Льготы не для всех

Получается, что закон освобождает лиц, находящихся под санкциями, не только от двойного налогообложения, но и от налогообложения вообще. Они получают  существенные льготы по сравнению с другими налогоплательщиками только потому, что в отношении них применены санкции (ограничение на въезд в иностранные государства и заморозка активов).

Закон был принят очень быстро. Соответствующие положения были внесены не в качестве отдельного законопроекта, а в виде поправки в другой законопроект. Это позволило пропустить стадию общественного обсуждения и обойтись без подготовки финансово-экономического обоснования. В течение месяца после внесения поправки закон был принят.

Одним из основополагающих принципов российского налогового законодательства является недопустимость дифференциации налогообложения в зависимости от формы собственности, гражданства физлиц или места происхождения капитала. Однако оказывается, что в реальности этот принцип не работает и одни налогоплательщики имеют существенные преимущества перед остальными. По тому, как быстро был принят закон, мы видим, что условия налогообложения в стране могут измениться практически мгновенно. Принятый закон ставит под сомнение стабильность российской налоговой системы, что может оказать негативное влияние на инвестиционный климат и экономическую ситуацию в стране.