«Квантовый скачок» Tesla: при каких условиях компания Илона Маска останется дороже GM и Ford - Компании
$56.47
63.17
ММВБ1940.62
BRENT54.23
RTS1082.45
GOLD1252.71

«Квантовый скачок» Tesla: при каких условиях компания Илона Маска останется дороже GM и Ford

читайте также
+300 просмотров за суткиКаланик против Маска: создатель Uber уличил основателя Tesla в обмане +72 просмотров за суткиСпасибо Tesla: Илон Маск за три месяца разбогател на $1,7 млрд +42 просмотров за суткиНорвежский отрыв: как потомков викингов пересаживают на электромобили +3 просмотров за суткиSpaceX впервые испытала «ядро» первой ступени Falcon Heavy +16 просмотров за суткиНемассовое сознание: почему коллективные иски опасны для крупных компаний +10 просмотров за суткиСтивен Хокинг увидел в искусственном интеллекте угрозу гибели человечества +8 просмотров за суткиТоп-менеджер Tesla ушел из-за конфликта с Илоном Маском +5 просмотров за суткиИлон Маск возглавит разработчика нейроинтерфейсов Neuralink +2 просмотров за суткиFacebook показал наработки по управлению компьютером силой мысли +2 просмотров за суткиКитайская Baidu раскроет конкурентам наработки в сфере беспилотных автомобилей +55 просмотров за суткиКонкурент Tesla разогнал свой электромобиль до 350 км/ч во время тестов +17 просмотров за суткиКосмические хроники: от Гагарина до богатого туриста +11 просмотров за суткиПризрак без доспехов: почему Илон Маск взялся за создание кибермозга? +19 просмотров за суткиTesla миллиардера Илона Маска опередила по капитализации Ford +3 просмотров за сутки«Архитекторы-менеджеры»: роль людей в цифровую эпоху останется столь же важной +428 просмотров за сутки Исторический момент для космонавтики. Как Илон Маск обманул формулу Циолковского +32 просмотров за суткиSpaceX Илона Маска впервые повторно запустила и вернула на Землю ступень Falcon 9 +5 просмотров за суткиНе только Маск: кто еще пытается связать мозг человека с компьютером +6 просмотров за суткиИлон Маск создал компанию для подключения мозга к компьютеру +11 просмотров за суткиКосмическая «гонка» миллиардеров: на что делают ставку Маск, Безос и Брэнсон
Компании #Tesla 12.04.2017 12:50

«Квантовый скачок» Tesla: при каких условиях компания Илона Маска останется дороже GM и Ford

Иван Бончев Forbes Contributor
Фото Getty Images
Уже несколько дней подряд Tesla удерживает статус самого дорогого автопроизводителя в США. Как это стало возможным и долго ли продлится?

В понедельник компания Tesla на целый день обошла по рыночной капитализации лидера американского автомобильного рынка General Motors (GM). Стоимость фирмы Илона Маска составила на начало торгов $51 млрд (на $1,7 млрд больше, чем у конкурента). К закрытию котировки компаний почти сравнялись.

Вчера на закрытие бирж  Tesla стоила $51,93 млрд, а GM — дешевле на $0,73 млрд. Неделей раньше Tesla обогнала на бирже Ford. Как выглядит это ралли с точки зрения инвестора и не может ли оно превратиться в создание очередного высокотехнологического «пузыря»?

Фундаментальные основы

Для начала хотелось бы напомнить несколько фундаментальных моментов. Конечно, все смотрят на рыночную капитализацию, но есть еще и возврат на инвестиции. Если сравнивать Tesla и GM, то, если бы я был инвестором, то обратил внимание, что это две совершенно несопоставимые корпорации.

GM – огромная, зрелая компания. У нее солидная история конвейерной сборки, там все налажено, она производит около десяти миллионов автомобилей в год и среди них — электромобиль Chevrolet Bolt. Tesla — молодая компания и находится на этапе бурного роста. Она начинала с ручной сборки и пока недалеко от этого ушла.

Обе компании сейчас убыточные. Но GM планирует в нынешнем году выйти на прибыль $9 млрд, а Tesla – остаться в убытках на $950 млн. И все же  инвесторы активно радуются новости, что Tesla обогнала GM по рыночной стоимости. Они активно поддерживают Маска деньгами.

Впрочем, капитализация – не единственный показатель, на который нужно обращать внимание. Это одномоментный показатель, а для правильного анализа важно понимание долгосрочного чистого денежного потока. К сожалению, детальной информации о планах Tesla по создания массового производства не хватает. На сегодняшний момент видно только, что эти планы очень агрессивные.

То, что Tesla как быстро растущая компания имеет высокую долговую нагрузку, а денежные потоки отрицательные, – это нормально. Понятно также и то, что Tesla – это не «пузырь», как когда-то доткомы, которые торговали воздухом: речь идет не просто о модном продукте, а о длительной работе по его разработке, внедрению и популяризации.

Основа роста акций Tesla – это ожидание запуска серийного производства электромобиля Model 3. Для компании это как квантовый скачок в физике, когда элементарная частица находится в одной области пространства, а через мгновение – в другой, никак не связанной с первой.  Такой скачок и предстоит сделать Tesla. От «гаражного сборщика» — к серийному производителю.

Однако наладить конвейерное производство куда сложнее, чем сделать качественный автомобиль ручной сборки. Маск обещал запустить конвейер нынешним летом, начав производство с 500 000 машин в год, однако, мне кажется, в первый год добиться этого не удастся (уже известно, что часть этого объема перейдет на 2018 год). Для создания конвейера и обслуживания финансовых обязательств потребуются большие инвестиции. Им нужно поднять больше $1 млрд, и ожидается, что этот раунд инвестиций произойдет уже нынешней весной. 

Еще один источник энтузиазма инвесторов -- инновационный имидж компаний Маска. Например, испытания беспилотных автомобилей и недавние презентации солнечной крыши, которая вырабатывает электричество. У Tesla производительность солнечных и автомобильных батарей более высокая, чем у конкурентов, а сейчас компания еще и завершила строительство огромного завода по производству аккумуляторов для электромобилей. И это тоже дало акционерам большие надежды.

От «гаражного сборщика» к серийному производителю

Пока Tesla продает небольшое количество автомобилей (76 000 в прошлом году, доля рынка в США – всего 0,2%). По моему ощущению, Tesla не без причины скрывает, в отличие от конкурентов, расклад ежемесячных продаж по моделям. Возможно, для того, чтобы не раскрывать размер государственной поддержки. Ведь, в отличие от покупки автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, приобретая электромобиль, каждый покупатель получает от государства субсидию в примерно на $6000-$7000.

И хотя эти средства достаются только покупателям первых 200 000 автомобилей каждой новой серии (для Tesla речь идет фактически о бюджетной Model 3, которая стоит около $35 000 и сравнима по цене с Chevrolet Bolt от GM) стимулирование спроса на экологичные модели получается внушительное.

Нужно заметить, что Model 3, цена которой в разы ниже, например, Model S (от $62 000 до $86 000) – еще один риск для Tesla. До сих пор электромобили Маска ассоциировалась с экологичностью и инновационностью при высокой цене. Доступная Tesla может вызвать негативное отношение.

Обычно бывает наоборот: массовые бренды, исключив проблемы качества, идут в сегмент люксовых товаров. Таким путем шли Toyota, Nissan, Hyundai.  Когда же от премиального, эксклюзивного бренда компания идет в сторону массового рынка, это большой риск. Обеспеченного покупателя новый имидж доступности может отпугнуть, как, может быть, случилось бы с продукцией Apple, если бы она потеряла образ исключительности.

Теперь все зависит от того, удастся ли ей «квантовый скачок» от «гаражного сборщика» к крупному серийному производителю. Рынок в нее верит, и деньги они поднимут. Им требуется успешное, безошибочное внедрение. Поэтому этот год так критичен для Илона Маска.