Возьмется ли «Газпром» за западный маршрут «Силы Сибири»? - Компании
$56.98
61.94
ММВБ2011.67
BRENT51.66
RTS1106.92
GOLD1264.31

Возьмется ли «Газпром» за западный маршрут «Силы Сибири»?

читайте также
+14 просмотров за суткиВопрос в цене: почему Амурский ГПЗ не вытянет экономику «Силы Сибири» +11 просмотров за суткиГаз для оптимиста: почему американский СПГ никак не доберется до Европы Бремя монополии: почему повышение налогов для «Газпрома» обоснованно +9 просмотров за суткиПрофицитный рынок: почему мировые энергогиганты занялись торговлей СПГ +7 просмотров за суткиФокус с насадкой: как «сбывались мечты» крупного подрядчика «Газпрома» +1 просмотров за суткиБиржа газует: будут ли справедливые цены на газ на внутреннем рынке +7 просмотров за суткиДоходы менеджеров «Газпрома» снизились, а «Роснефти» — остались на прежнем уровне Без денег: некому финансировать российский нефтегаз Румынский ключ: страна может заблокировать Европу от «Турецкого потока» «Газпром» готовится к росту потребления газа в Европе Первая нефть: выходцы из «Газпрома» строят новую сырьевую компанию Прощай газовое оружие: европейский проект «Газпрома» вновь в центре конфликта Нужен ли Газпрому полный доступ к OPAL? Юрий Ковальчук, Алексей Мордашов и партнеры получили контроль над «Газфондом» за $10 млн Шесть аргументов против свободного экспорта газа Правительство давит на газ: к чему приведет рост налогов «Офшорная психология»: почему «Роснефти» разонравилось быть госкомпанией В Питере – быть: «Стройтрансгаз» и «Стройгазконсалтинг» переезжают в Санкт-Петербург Северный поток — 2: аргументы Миллера Опасный газ: почему в России слабо востребована биржевая торговля газом

Возьмется ли «Газпром» за западный маршрут «Силы Сибири»?

Кирилл Родионов Forbes Contributor
Фото DR
Из-за обширной инвестпрограммы концерну будет сложно в одиночку строить газопровод «Сила Сибири-2», поэтому проект так и останется на бумаге.

В мартовском меморандуме к выпуску еврооблигаций «Газпром» сообщил о переносе ввода третьей технологической линии СПГ-завода проекта «Сахалин-2» на 2023-2024 годы. Ранее концерн планировал увеличить его мощность с 10,8 млн т до 15 млн т к 2021 году, однако эти планы пришлось отложить из-за обширной инвестиционной программы: в нынешнем году она достигнет 911 млрд рублей, треть из них (311,3 млрд рублей) пойдет на строительство газопроводов «Сила Сибири», «Северный поток — 2» и «Турецкий поток».

Перенос сроков расширения завода СПГ, возможно, станет прологом к переориентации газовых ресурсов Сахалина на трубопроводные поставки в Китай. В феврале глава «Газпрома» Алексей Миллер и председатель совета директоров CNPC Ван Илинь начали коммерческие переговоры о поставке в КНР газа по трубопроводу Сахалин — Хабаровск — Владивосток, который в перспективе может быть соединен с «Силой Сибири» в районе Хабаровска. Первоначально газопровод мощностью 30 млрд куб. м в год планировалось использовать для проекта «Владивосток-СПГ», меморандум о котором «Газпром» в 2013 году заключил с Japan Far East Gas Co. Однако со временем японский консорциум утратил к проекту интерес, из-за чего газопровод сегодня пустует.

Каналом увеличения экспорта может стать и сам «Сила Сибири», поставки газа по нему должны начаться в 2019-2021 годах. Их ежегодный объем составит 38 млрд куб. м, однако он может быть увеличен до 61 млрд куб. м за счет независимых производителей, работающих в Восточной Сибири («Иркутской нефтяной компании», «Петромира» и «Роснефти»), которые могут продавать «Газпрому» газ либо по экспортному нетбэку, либо по схеме cost plus. Обе эти возможности Минэнерго рассматривало в 2014 году, однако тогда экспортную монополию «Газпрома» было решено сохранить.

Еще одним каналом экспорта «голубого топлива» в КНР может стать газопровод «Сила Сибири — 2», ранее именовавшийся «Алтай». Его ресурсной базой станет Ямал, откуда газ будет транспортироваться в западную часть Китая. В ноябре 2014 года «Газпром» и CNPC заключили меморандум, закрепивший предварительные условия ежегодных поставок 30 млрд куб. м газа по «Силе Сибири — 2» в течение 30 лет. Итоговое соглашение стороны рассчитывали подписать до конца 2015 года, однако из-за падения нефтяных котировок им до сих пор не удалось договориться о цене поставок. На ход переговоров повлияло и замедление прироста спроса на газ в Китае: с 13,9% в 2013 году до 9,6% в 2014-м и 4,7% в 2015-м (до 197,3 млрд куб. м, согласно данным BP).

В 2016 году китайская экономика показала самые низкие темпы роста за четверть века — 6,7%. В 2017 и к 2018 году они опустятся до 6,5% и 6% соответственно, следует из свежего прогноза МВФ. В этой связи нельзя исключать, что к началу поставок по «Силе Сибири» Китай перестанет наращивать импорт «голубого топлива». Однако даже если российский газ найдет в КНР дополнительный спрос, перспективы западного маршрута будут зависеть от того, согласится ли «Газпром» на прямое участие китайской стороны в проекте. В июне прошлого года CNPC предложила российскому концерну совместно добывать газ и строить трубопровод. На подобных условиях был возведен газопровод «Туркмения — Китай», который был открыт в декабре 2009 года: его ресурсной базой стало месторождение Самандепе, разработанное CNPC по соглашению о разделе продукции.

«Газпром» вряд ли пойдет на допуск CNPC к добыче и реализации газа, поскольку это потребует формальной либерализации его экспорта. Маловероятны и уступки российского концерна в отношении экспортных цен, даже несмотря на относительную развитость инфраструктуры Ямала и Западной Сибири, где добыча газа и прокладка трубопровода будет менее затратной, чем в Якутии. Поэтому у «Газпрома» будет больше шансов на расширение поставок по восточному маршруту «Силы Сибири». Тем более что в ближайшие годы локомотивом прироста спроса на газ в Китае, скорее всего, останутся экономически более развитые прибрежные регионы.