Возьмется ли «Газпром» за западный маршрут «Силы Сибири»? | Бизнес | Forbes.ru
$57.38
67.49
ММВБ2106.39
BRENT57.73
RTS1158.24
GOLD1288.52

Возьмется ли «Газпром» за западный маршрут «Силы Сибири»?

читайте также
+462 просмотров за сутки«Господи, благослови Milky Way»: о несладкой жизни основателей Mars +67 просмотров за суткиОбмануть США: как российские госкомпании купили софт Microsoft вопреки санкциям +61 просмотров за сутки10 крупнейших работодателей России среди частных компаний — 2017 +25 просмотров за суткиПреследование на блокчейне. Причины первого дела о мошенничестве при ICO +25 просмотров за суткиПрощай, отвертка: IKEA приобрела аналог Uber для сборки мебели на дому +24 просмотров за суткиСтремительное падение. Побег владельцев «ВИМ-Авиа», дело о мошенничестве и долги на 1,3 млрд +2 просмотров за суткиРасплата за Крым. «Нафтогаз» утроил сумму иска к России за «захваченные» активы +22 просмотров за суткиПод натиском госкомпаний. Forbes составил рейтинг крупнейших частных компаний России +10 просмотров за суткиСекрет «Роста»: банк Шишханова вкладывал средства в проекты Михаила Гуцериева +17 просмотров за суткиПятьдесят оттенков «серого» импорта: почему бизнес остается в полутьме +9 просмотров за суткиТрава у дома: какое будущее ждет рынок зеленых облигаций +4 просмотров за суткиЭнергетика Ковальчука: как миноритарии «Мосэнергосбыта» борются с «Интер РАО» +3 просмотров за суткиРегулятор рынка недвижимости: Шишханов отдаст ЦБ «Интеко» и А101 +37 просмотров за суткиМорской бой. Бывшие друзья, основатели крупнейшего рыбопромышленного холдинга делят бизнес +6 просмотров за суткиБанки или стартапы: кто заработает на малом бизнесе +5 просмотров за суткиОптимизация активов. Правление «Лукойла» одобрило продажу нефтетрейдера Litasco +6 просмотров за суткиВзлеты, падения и банкротства: как крупнейшие компании Америки пережили первые 100 лет Forbes +40 просмотров за сутки$5 млрд за активы в Крыму: «Нафтогаз» подал в Гааге новый иск к России +4 просмотров за суткиПрезидент Mitsubishi Motors Осаму Масуко: «Меры господдержки считаю недостаточными» +1 просмотров за суткиИдентичность бренда. «Шоколадница» сменит логотип, меню и поставщика кофе Отказ «Системы». АФК обжаловала решение суда по спору с «Роснефтью» на 136,3 млрд рублей
Бизнес #Газпром 18.04.2017 10:47

Возьмется ли «Газпром» за западный маршрут «Силы Сибири»?

Кирилл Родионов Forbes Contributor
Фото DR
Из-за обширной инвестпрограммы концерну будет сложно в одиночку строить газопровод «Сила Сибири-2», поэтому проект так и останется на бумаге.

В мартовском меморандуме к выпуску еврооблигаций «Газпром» сообщил о переносе ввода третьей технологической линии СПГ-завода проекта «Сахалин-2» на 2023-2024 годы. Ранее концерн планировал увеличить его мощность с 10,8 млн т до 15 млн т к 2021 году, однако эти планы пришлось отложить из-за обширной инвестиционной программы: в нынешнем году она достигнет 911 млрд рублей, треть из них (311,3 млрд рублей) пойдет на строительство газопроводов «Сила Сибири», «Северный поток — 2» и «Турецкий поток».

Перенос сроков расширения завода СПГ, возможно, станет прологом к переориентации газовых ресурсов Сахалина на трубопроводные поставки в Китай. В феврале глава «Газпрома» Алексей Миллер и председатель совета директоров CNPC Ван Илинь начали коммерческие переговоры о поставке в КНР газа по трубопроводу Сахалин — Хабаровск — Владивосток, который в перспективе может быть соединен с «Силой Сибири» в районе Хабаровска. Первоначально газопровод мощностью 30 млрд куб. м в год планировалось использовать для проекта «Владивосток-СПГ», меморандум о котором «Газпром» в 2013 году заключил с Japan Far East Gas Co. Однако со временем японский консорциум утратил к проекту интерес, из-за чего газопровод сегодня пустует.

Каналом увеличения экспорта может стать и сам «Сила Сибири», поставки газа по нему должны начаться в 2019-2021 годах. Их ежегодный объем составит 38 млрд куб. м, однако он может быть увеличен до 61 млрд куб. м за счет независимых производителей, работающих в Восточной Сибири («Иркутской нефтяной компании», «Петромира» и «Роснефти»), которые могут продавать «Газпрому» газ либо по экспортному нетбэку, либо по схеме cost plus. Обе эти возможности Минэнерго рассматривало в 2014 году, однако тогда экспортную монополию «Газпрома» было решено сохранить.

Еще одним каналом экспорта «голубого топлива» в КНР может стать газопровод «Сила Сибири — 2», ранее именовавшийся «Алтай». Его ресурсной базой станет Ямал, откуда газ будет транспортироваться в западную часть Китая. В ноябре 2014 года «Газпром» и CNPC заключили меморандум, закрепивший предварительные условия ежегодных поставок 30 млрд куб. м газа по «Силе Сибири — 2» в течение 30 лет. Итоговое соглашение стороны рассчитывали подписать до конца 2015 года, однако из-за падения нефтяных котировок им до сих пор не удалось договориться о цене поставок. На ход переговоров повлияло и замедление прироста спроса на газ в Китае: с 13,9% в 2013 году до 9,6% в 2014-м и 4,7% в 2015-м (до 197,3 млрд куб. м, согласно данным BP).

В 2016 году китайская экономика показала самые низкие темпы роста за четверть века — 6,7%. В 2017 и к 2018 году они опустятся до 6,5% и 6% соответственно, следует из свежего прогноза МВФ. В этой связи нельзя исключать, что к началу поставок по «Силе Сибири» Китай перестанет наращивать импорт «голубого топлива». Однако даже если российский газ найдет в КНР дополнительный спрос, перспективы западного маршрута будут зависеть от того, согласится ли «Газпром» на прямое участие китайской стороны в проекте. В июне прошлого года CNPC предложила российскому концерну совместно добывать газ и строить трубопровод. На подобных условиях был возведен газопровод «Туркмения — Китай», который был открыт в декабре 2009 года: его ресурсной базой стало месторождение Самандепе, разработанное CNPC по соглашению о разделе продукции.

«Газпром» вряд ли пойдет на допуск CNPC к добыче и реализации газа, поскольку это потребует формальной либерализации его экспорта. Маловероятны и уступки российского концерна в отношении экспортных цен, даже несмотря на относительную развитость инфраструктуры Ямала и Западной Сибири, где добыча газа и прокладка трубопровода будет менее затратной, чем в Якутии. Поэтому у «Газпрома» будет больше шансов на расширение поставок по восточному маршруту «Силы Сибири». Тем более что в ближайшие годы локомотивом прироста спроса на газ в Китае, скорее всего, останутся экономически более развитые прибрежные регионы.