Возьмется ли «Газпром» за западный маршрут «Силы Сибири»? | Компании | Forbes.ru
$59.02
69.42
ММВБ1947.4
BRENT52.01
RTS1039.44
GOLD1287.02

Возьмется ли «Газпром» за западный маршрут «Силы Сибири»?

читайте также
+3733 просмотров за сутки«Роснефть», Nord Stream и восхищение Путиным. Что делает Герхард Шредер в России +2610 просмотров за суткиУкраина — поле боя за будущее экспортеров американского газа +119 просмотров за суткиТрамп уполномочен уступить: санкции против России как политическая неизбежность +29 просмотров за сутки«А мы еще выставим»: «Нафтогаз» увеличит сумму иска к «Газпрому» на $5 млрд +192 просмотров за суткиТранзит раздора: «Газпром» увеличил загрузку газопровода OPAL до 85% +27 просмотров за сутки«Прочны как скала»: Shell и BP опровергли уход из бизнеса в Северном море +36 просмотров за суткиНетрадиционное ценообразование: американский газ как предмет торга Трампа с мировыми лидерами +3 просмотров за суткиПределы гибкости: сможет ли рынок СПГ повторить путь нефтяного рынка? +11 просмотров за суткиЭффект бумеранга: санкции против России могут навредить американским энергетическим компаниям +1 просмотров за суткиДональд Трамп заявил, что Россия вмешивалась в выборы президента США +8 просмотров за суткиСхватка трех «ёкодзун»: кому достанется победа в российском газовом треугольнике +6 просмотров за суткиСтокгольмский арбитраж взыскал с «Нафтогаза Украины» в пользу «Газпрома» $1,7 млрд +3 просмотров за суткиБеспощадный Petya: от вируса-вымогателя пострадали компьютеры «Газпрома» +2 просмотров за сутки«Свободного рынка газа в стране нет»: «Газпром» планирует выйти из бизнеса в Турции +15 просмотров за суткиМинус $2 млрд: Порошенко назвал «Северный поток 2» местью Украине +5 просмотров за сутки«Турецкий поток» уходит в море: как Россия оптимизирует национальные интересы +1 просмотров за суткиРазочарование госкомпаний: они сократили выплаты дивидендов +4 просмотров за суткиИнтрига без развязки: что стоит за слухами об отставке руководителя «Газпрома» Алексея Миллера +2 просмотров за суткиЕврокомиссия против «Газпрома»: монополия уступает европейским потребителям +3 просмотров за сутки«Неприемлемая страна для переговоров»: «Нафтогаз» отказался встречаться с «Газпромом» на территории России +36 просмотров за суткиСценарий будущего: Россия должна активно продвигать природный газ на мировом рынке

Возьмется ли «Газпром» за западный маршрут «Силы Сибири»?

Кирилл Родионов Forbes Contributor
Фото DR
Из-за обширной инвестпрограммы концерну будет сложно в одиночку строить газопровод «Сила Сибири-2», поэтому проект так и останется на бумаге.

В мартовском меморандуме к выпуску еврооблигаций «Газпром» сообщил о переносе ввода третьей технологической линии СПГ-завода проекта «Сахалин-2» на 2023-2024 годы. Ранее концерн планировал увеличить его мощность с 10,8 млн т до 15 млн т к 2021 году, однако эти планы пришлось отложить из-за обширной инвестиционной программы: в нынешнем году она достигнет 911 млрд рублей, треть из них (311,3 млрд рублей) пойдет на строительство газопроводов «Сила Сибири», «Северный поток — 2» и «Турецкий поток».

Перенос сроков расширения завода СПГ, возможно, станет прологом к переориентации газовых ресурсов Сахалина на трубопроводные поставки в Китай. В феврале глава «Газпрома» Алексей Миллер и председатель совета директоров CNPC Ван Илинь начали коммерческие переговоры о поставке в КНР газа по трубопроводу Сахалин — Хабаровск — Владивосток, который в перспективе может быть соединен с «Силой Сибири» в районе Хабаровска. Первоначально газопровод мощностью 30 млрд куб. м в год планировалось использовать для проекта «Владивосток-СПГ», меморандум о котором «Газпром» в 2013 году заключил с Japan Far East Gas Co. Однако со временем японский консорциум утратил к проекту интерес, из-за чего газопровод сегодня пустует.

Каналом увеличения экспорта может стать и сам «Сила Сибири», поставки газа по нему должны начаться в 2019-2021 годах. Их ежегодный объем составит 38 млрд куб. м, однако он может быть увеличен до 61 млрд куб. м за счет независимых производителей, работающих в Восточной Сибири («Иркутской нефтяной компании», «Петромира» и «Роснефти»), которые могут продавать «Газпрому» газ либо по экспортному нетбэку, либо по схеме cost plus. Обе эти возможности Минэнерго рассматривало в 2014 году, однако тогда экспортную монополию «Газпрома» было решено сохранить.

Еще одним каналом экспорта «голубого топлива» в КНР может стать газопровод «Сила Сибири — 2», ранее именовавшийся «Алтай». Его ресурсной базой станет Ямал, откуда газ будет транспортироваться в западную часть Китая. В ноябре 2014 года «Газпром» и CNPC заключили меморандум, закрепивший предварительные условия ежегодных поставок 30 млрд куб. м газа по «Силе Сибири — 2» в течение 30 лет. Итоговое соглашение стороны рассчитывали подписать до конца 2015 года, однако из-за падения нефтяных котировок им до сих пор не удалось договориться о цене поставок. На ход переговоров повлияло и замедление прироста спроса на газ в Китае: с 13,9% в 2013 году до 9,6% в 2014-м и 4,7% в 2015-м (до 197,3 млрд куб. м, согласно данным BP).

В 2016 году китайская экономика показала самые низкие темпы роста за четверть века — 6,7%. В 2017 и к 2018 году они опустятся до 6,5% и 6% соответственно, следует из свежего прогноза МВФ. В этой связи нельзя исключать, что к началу поставок по «Силе Сибири» Китай перестанет наращивать импорт «голубого топлива». Однако даже если российский газ найдет в КНР дополнительный спрос, перспективы западного маршрута будут зависеть от того, согласится ли «Газпром» на прямое участие китайской стороны в проекте. В июне прошлого года CNPC предложила российскому концерну совместно добывать газ и строить трубопровод. На подобных условиях был возведен газопровод «Туркмения — Китай», который был открыт в декабре 2009 года: его ресурсной базой стало месторождение Самандепе, разработанное CNPC по соглашению о разделе продукции.

«Газпром» вряд ли пойдет на допуск CNPC к добыче и реализации газа, поскольку это потребует формальной либерализации его экспорта. Маловероятны и уступки российского концерна в отношении экспортных цен, даже несмотря на относительную развитость инфраструктуры Ямала и Западной Сибири, где добыча газа и прокладка трубопровода будет менее затратной, чем в Якутии. Поэтому у «Газпрома» будет больше шансов на расширение поставок по восточному маршруту «Силы Сибири». Тем более что в ближайшие годы локомотивом прироста спроса на газ в Китае, скорее всего, останутся экономически более развитые прибрежные регионы.