За счет чего Россия могла бы отказаться от северного завоза? | Forbes.ru
$58.44
69.06
ММВБ2160.16
BRENT63.31
RTS1159.11
GOLD1291.01

За счет чего Россия могла бы отказаться от северного завоза?

читайте также
+61 просмотров за суткиПлата за Uber. Консорциум во главе с SoftBank вложит в сервис $10 млрд +21 просмотров за суткиEn+ Олега Дерипаски оценили в $8 млрд. Стоит ли вкладываться в ее акции? +31 просмотров за суткиИмперия Cargill: как живут самые скрытные миллиардеры Америки +21 просмотров за сутки«Господи, благослови Milky Way»: о несладкой жизни основателей Mars +49 просмотров за суткиОбмануть США: как российские госкомпании купили софт Microsoft вопреки санкциям +51 просмотров за сутки10 крупнейших работодателей России среди частных компаний — 2017 +10 просмотров за суткиПреследование на блокчейне. Причины первого дела о мошенничестве при ICO +12 просмотров за суткиПрощай, отвертка: IKEA приобрела аналог Uber для сборки мебели на дому +6 просмотров за суткиСтремительное падение. Побег владельцев «ВИМ-Авиа», дело о мошенничестве и долги на 1,3 млрд +302 просмотров за суткиПод натиском госкомпаний. Forbes составил рейтинг крупнейших частных компаний России +5 просмотров за суткиСекрет «Роста»: банк Шишханова вкладывал средства в проекты Михаила Гуцериева Пятьдесят оттенков «серого» импорта: почему бизнес остается в полутьме +9 просмотров за суткиТрава у дома: какое будущее ждет рынок зеленых облигаций +4 просмотров за суткиЭнергетика Ковальчука: как миноритарии «Мосэнергосбыта» борются с «Интер РАО» +3 просмотров за суткиРегулятор рынка недвижимости: Шишханов отдаст ЦБ «Интеко» и А101 +9 просмотров за суткиМорской бой. Бывшие друзья, основатели крупнейшего рыбопромышленного холдинга делят бизнес +7 просмотров за суткиБанки или стартапы: кто заработает на малом бизнесе Оптимизация активов. Правление «Лукойла» одобрило продажу нефтетрейдера Litasco +4 просмотров за суткиВзлеты, падения и банкротства: как крупнейшие компании Америки пережили первые 100 лет Forbes +3 просмотров за суткиПрезидент Mitsubishi Motors Осаму Масуко: «Меры господдержки считаю недостаточными» +8 просмотров за суткиИдентичность бренда. «Шоколадница» сменит логотип, меню и поставщика кофе

За счет чего Россия могла бы отказаться от северного завоза?

Кирилл Родионов Forbes Contributor
Снизить зависимость Крайнего Севера от поставок мазута и дизеля поможет развитие альтернативной энергетики, но этому мешает инерционность действий регуляторов

В мае в России по традиции начинается северный завоз. Около трех десятков регионов профинансируют поставку по морю, рекам и воздуху нефтепродуктов, которые в зимние месяцы невозможно завезти из-за недостатка автомобильных и железных дорог в районах Крайнего Севера.

Будучи наследием плановой экономики, северный завоз регулярно сталкивается с рядом трудностей. В первые десять лет после распада СССР они носили преимущественно финансовый характер. Из-за фискальных проблем регионов центру приходилось предоставлять им средства на оплату нефтепродуктов: к примеру, в 2000 году из федеральной казны на это ушло 3 млрд рублей, еще столько же было предоставлено в виде бюджетных кредитов. C выходом экономики из переходного кризиса финансовые проблемы были решены: регионы теперь были в состоянии оплачивать поставки мазута и дизеля из собственных средств.

Однако на первый план вышли логистические проблемы: так, в Якутии в 2013 и 2015 годах из-за обмеления верховьев рек Лены и Индигирки отдаленные районы оказались в транспортной блокаде, что поставило северный завоз под угрозу срыва. Еще одна проблема – нехватка судов для дноуглубительных работ: в той же Якутии, по данным правительства республики, в прошлогоднюю навигацию их было задействовано лишь 12, тогда как в 1990-е их количество доходило до 39. Доставке грузов мешает и наличие более 90 затонувших судов во внутренних водах Арктической зоны, поднятие которых окажется для регионов затратным.

Минимизировать логистические издержки можно за счет частичного отказа от северного завоза. В некоторых регионах зависимость от поставок нефтепродуктов можно снизить с помощью развития альтернативной энергетики. Речь, в частности, идет о Камчатке, где благодаря запасам тепла геотермальных вод (Институт вулканологии Дальневосточного отделения РАН оценивает их в 5 000 МВт) можно обеспечивать жителей электричеством не один десяток лет. В свою очередь, Якутия  может стать площадкой для строительства солнечных электростанций, и отчасти она таковой уже является: в 2015 году в поселке Батагай (667 км от Якутска) была открыта солнечная электростанция мощностью 1 МВт – это крупнейшая в мире из тех СЭС, что расположены за полярным кругом. Потенциальная ниша также есть у «ветряков»: к примеру, на острове Беринга с их помощью уже удалось заместить половину дизельных станций. Нельзя забывать и о малой энергетике: еще в 2012 году компания «Норд Гидро» запланировала построить мини-ГЭС в Эвенкии, однако с тех пор проект так и остался на бумаге.

Дальнейшему замещению традиционных источников тепла и электричества в районах Крайнего Севера мешает косность российской энергетической политики, которой присуще инерционное следование старым целям, а не новым и нетривиальным ориентирам. Яркая иллюстрация тому – Энергетическая стратегия-2020, среди задач которой фигурирует ликвидация дефицита дров, притом что это нонсенс — массово использовать их в XXI веке в качестве топлива. Другой пример – Схема территориального планирования в энергетике, принятая правительством в августе прошлого года: в документе, содержащем перечень федерально значимых энергообъектов, планирующихся к вводу до 2030 года, не упомянуто ни одной СЭС.

В этой связи в ближайшие годы частичный отказ от северного завоза вряд ли произойдет, тем более что для этого потребуется поставить соответствующий вопрос на федеральном уровне, провести инвентаризацию регионов на наличие возобновляемых источников энергии и начать противодействовать лоббизму компаний, зарабатывающих на поставках нефтепродуктов. Однако это не повод отказываться от такой цели в будущем.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться