Время машин: автокредиты стали драйвером роста розницы | Forbes.ru
$58.48
69.3
ММВБ2148.56
BRENT63.44
RTS1158.62
GOLD1291.41

Время машин: автокредиты стали драйвером роста розницы

читайте также
+41 просмотров за суткиПлата за Uber. Консорциум во главе с SoftBank вложит в сервис $10 млрд +32 просмотров за суткиEn+ Олега Дерипаски оценили в $8 млрд. Стоит ли вкладываться в ее акции? +33 просмотров за суткиИмперия Cargill: как живут самые скрытные миллиардеры Америки +19 просмотров за сутки«Господи, благослови Milky Way»: о несладкой жизни основателей Mars +45 просмотров за суткиОбмануть США: как российские госкомпании купили софт Microsoft вопреки санкциям +53 просмотров за сутки10 крупнейших работодателей России среди частных компаний — 2017 +11 просмотров за суткиПреследование на блокчейне. Причины первого дела о мошенничестве при ICO +13 просмотров за суткиПрощай, отвертка: IKEA приобрела аналог Uber для сборки мебели на дому +8 просмотров за суткиСтремительное падение. Побег владельцев «ВИМ-Авиа», дело о мошенничестве и долги на 1,3 млрд +288 просмотров за суткиПод натиском госкомпаний. Forbes составил рейтинг крупнейших частных компаний России +4 просмотров за суткиСекрет «Роста»: банк Шишханова вкладывал средства в проекты Михаила Гуцериева Пятьдесят оттенков «серого» импорта: почему бизнес остается в полутьме +10 просмотров за суткиТрава у дома: какое будущее ждет рынок зеленых облигаций +6 просмотров за суткиЭнергетика Ковальчука: как миноритарии «Мосэнергосбыта» борются с «Интер РАО» +2 просмотров за суткиРегулятор рынка недвижимости: Шишханов отдаст ЦБ «Интеко» и А101 +6 просмотров за суткиМорской бой. Бывшие друзья, основатели крупнейшего рыбопромышленного холдинга делят бизнес +7 просмотров за суткиБанки или стартапы: кто заработает на малом бизнесе Оптимизация активов. Правление «Лукойла» одобрило продажу нефтетрейдера Litasco +4 просмотров за суткиВзлеты, падения и банкротства: как крупнейшие компании Америки пережили первые 100 лет Forbes +3 просмотров за суткиПрезидент Mitsubishi Motors Осаму Масуко: «Меры господдержки считаю недостаточными» +8 просмотров за суткиИдентичность бренда. «Шоколадница» сменит логотип, меню и поставщика кофе

Время машин: автокредиты стали драйвером роста розницы

Фото Luke MacGregor / Reuters
Ипотека – самый быстрорастущий сегмент 2016 года -  в этом году начала стагнировать, а в число растущих кредитных направлений бизнеса вошли кредитные карты. Но самым неожиданным прорывом может стать автокредитование в связи с активизацией спроса на рынке продаж новых автомобилей

Итоги банковской розницы в первом квартале 2017 года на первый взгляд не внушают оптимизма –  прирост кредитного портфеля физлиц составил всего 18% против 36% годом ранее, а прирост портфеля с начала года — и того меньше (0,6%). При этом ипотечное кредитование, долгое время выступавшее локомотивом развития рынка, стало сжиматься. По сравнению с первым кварталом 2016 года в первом квартале 2017-го объем ипотечных ссуд снизился на 0,7%.

И это несмотря на то, что банки активно снижали ставки по кредитам, а в сегменте жилищного кредитования отмечался их исторический минимум. На текущий момент, по подсчетам НРА, среднерыночная ставка по ипотечным кредитам составляет около 11% против 12,6-15,2% в прошлом году). У крупных и активных розничных банков есть программы и со ставкой порядка 10%. В то же время речь не идет о продолжительных негативных тенденциях в банковской рознице. Параллельно с сокращением ипотеки в первом полугодии 2017 года начали развиваться другие направления розничного бизнеса – автокредитование и кредитные карты.  

Действительно «открытием года» может стать автокредитование, которое падало последние несколько лет. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за пять месяцев 2017 года продажи новых авто в России выросли на 5,1%, превысив 577 000 машин. В мае продажи выросли почти на 15% (около 125 000 авто).  Всплеск спроса, в свою очередь, подстегнул производство.  Например, только Петербургский автокластер – заводы Hyundai, Toyota и Nissan – за январь-май выпустил на 37% машин, чем годом ранее.

По оценкам АЕБ, продажи новых автомобилей по итогам года в России вырастут на 4%, оценки Минпромторга еще оптимистичнее – рост на 7,4%.

И, конечно, ожидания всех игроков таковы, что ключевыми драйверами роста авторынка станут стабилизация экономической ситуации, рост доходов населения и развитие автокредитования. Ожидания обоснованы: по подсчетам НБКИ, по итогам 1 квартала 2017 года объем автокредитов увеличился на 37,3% (с 64,4 млрд до 87 млрд руб.).

Сегмент автокредитования в целом качественный драйвер для банковской розницы, так как в большинстве программ автокредитов предполагается имущественное обеспечение (есть потребительские ссуды, которые также оформляют под покупку авто без обеспечения, но на них приходится незначительная часть потребительского спроса, так как ставки гораздо выше). В связи с этим, как правило, просрочка по автокредитам находится на невысоком уровне. По данным НБКИ, уровень просрочки в автокредитах составляет около 10% (против 18% по кредитным картам и 21% по потребкредитам). Наличие имущественного залога, в частности, позволяет банкам снижать кредитные ставки по ссудам и упрощать требования к потенциальным заемщикам.

Из также перспективных направлений банковской розницы можно выделить кредитные карты, которые еще в прошлом году сокращались. Темпы прироста сегмента пока не высоки (на 2,2% за квартал), совокупный карточный кредитный портфель составляет порядка 1 трлн рублей. Дальнейшая динамика этого направления зависит от ряда факторов – уровня ставок по кредитным картам, вероятно, они останутся на текущем уровне или даже еще немного снизятся, дальнейшим упрощением требований к потенциальным заемщикам, а также развитие кросс-продаж банками. Например, держателям кредитных карт могут предлагаться вклады (или наоборот) или опять же льготные автокредиты.

Смена драйверов развития рынка с ипотеки на автокредиты и карты – новая тенденция для отрасли. Ипотечное кредитование переживает, скорее всего, временное сокращение на фоне прекращения госпрограммы субсидирования приобретения новостроек и уменьшения отложенного спроса. Снижение ставок окажет поддерживающий эффект, и по итогам года ипотека все же выйдет в плюс, только темпы прироста рынка замедлятся. Другие направления банковской розницы – автокредитование и кредитные карты – будут расти быстрее ипотеки в связи с улучшением ценовых условий по ссудам в целом и требований к потенциальным заемщикам.

Автокредитование напрямую зависит от автопродаж, при отсутствии форс-мажоров этот рынок покажет в 2017 году активный рост. Значительный накопленный спрос на транспортные средства со стороны населения сыграет на пользу автодилерам и банкам. Положительная динамика сегмента кредитных карт будет происходить, в том числе, за счет развития продуктовых карточных линеек банков, появления различных интересных предложений с кешбэком, программами лояльности и другими опциями.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться