К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Время машин: автокредиты стали драйвером роста розницы

Фото Luke MacGregor / Reuters
Фото Luke MacGregor / Reuters
Ипотека – самый быстрорастущий сегмент 2016 года -  в этом году начала стагнировать, а в число растущих кредитных направлений бизнеса вошли кредитные карты. Но самым неожиданным прорывом может стать автокредитование в связи с активизацией спроса на рынке продаж новых автомобилей

Итоги банковской розницы в первом квартале 2017 года на первый взгляд не внушают оптимизма –  прирост кредитного портфеля физлиц составил всего 18% против 36% годом ранее, а прирост портфеля с начала года — и того меньше (0,6%). При этом ипотечное кредитование, долгое время выступавшее локомотивом развития рынка, стало сжиматься. По сравнению с первым кварталом 2016 года в первом квартале 2017-го объем ипотечных ссуд снизился на 0,7%.

И это несмотря на то, что банки активно снижали ставки по кредитам, а в сегменте жилищного кредитования отмечался их исторический минимум. На текущий момент, по подсчетам НРА, среднерыночная ставка по ипотечным кредитам составляет около 11% против 12,6-15,2% в прошлом году). У крупных и активных розничных банков есть программы и со ставкой порядка 10%. В то же время речь не идет о продолжительных негативных тенденциях в банковской рознице. Параллельно с сокращением ипотеки в первом полугодии 2017 года начали развиваться другие направления розничного бизнеса – автокредитование и кредитные карты.

Действительно «открытием года» может стать автокредитование, которое падало последние несколько лет. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за пять месяцев 2017 года продажи новых авто в России выросли на 5,1%, превысив 577 000 машин. В мае продажи выросли почти на 15% (около 125 000 авто).  Всплеск спроса, в свою очередь, подстегнул производство.  Например, только Петербургский автокластер – заводы Hyundai, Toyota и Nissan – за январь-май выпустил на 37% машин, чем годом ранее.

 

По оценкам АЕБ, продажи новых автомобилей по итогам года в России вырастут на 4%, оценки Минпромторга еще оптимистичнее – рост на 7,4%.

И, конечно, ожидания всех игроков таковы, что ключевыми драйверами роста авторынка станут стабилизация экономической ситуации, рост доходов населения и развитие автокредитования. Ожидания обоснованы: по подсчетам НБКИ, по итогам 1 квартала 2017 года объем автокредитов увеличился на 37,3% (с 64,4 млрд до 87 млрд руб.).

 

Сегмент автокредитования в целом качественный драйвер для банковской розницы, так как в большинстве программ автокредитов предполагается имущественное обеспечение (есть потребительские ссуды, которые также оформляют под покупку авто без обеспечения, но на них приходится незначительная часть потребительского спроса, так как ставки гораздо выше). В связи с этим, как правило, просрочка по автокредитам находится на невысоком уровне. По данным НБКИ, уровень просрочки в автокредитах составляет около 10% (против 18% по кредитным картам и 21% по потребкредитам). Наличие имущественного залога, в частности, позволяет банкам снижать кредитные ставки по ссудам и упрощать требования к потенциальным заемщикам.

Из также перспективных направлений банковской розницы можно выделить кредитные карты, которые еще в прошлом году сокращались. Темпы прироста сегмента пока не высоки (на 2,2% за квартал), совокупный карточный кредитный портфель составляет порядка 1 трлн рублей. Дальнейшая динамика этого направления зависит от ряда факторов – уровня ставок по кредитным картам, вероятно, они останутся на текущем уровне или даже еще немного снизятся, дальнейшим упрощением требований к потенциальным заемщикам, а также развитие кросс-продаж банками. Например, держателям кредитных карт могут предлагаться вклады (или наоборот) или опять же льготные автокредиты.

Смена драйверов развития рынка с ипотеки на автокредиты и карты – новая тенденция для отрасли. Ипотечное кредитование переживает, скорее всего, временное сокращение на фоне прекращения госпрограммы субсидирования приобретения новостроек и уменьшения отложенного спроса. Снижение ставок окажет поддерживающий эффект, и по итогам года ипотека все же выйдет в плюс, только темпы прироста рынка замедлятся. Другие направления банковской розницы – автокредитование и кредитные карты – будут расти быстрее ипотеки в связи с улучшением ценовых условий по ссудам в целом и требований к потенциальным заемщикам.

 

Автокредитование напрямую зависит от автопродаж, при отсутствии форс-мажоров этот рынок покажет в 2017 году активный рост. Значительный накопленный спрос на транспортные средства со стороны населения сыграет на пользу автодилерам и банкам. Положительная динамика сегмента кредитных карт будет происходить, в том числе, за счет развития продуктовых карточных линеек банков, появления различных интересных предложений с кешбэком, программами лояльности и другими опциями.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+