К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Банки или стартапы: кто заработает на малом бизнесе

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Развитие технологий, повышение мобильности и гибкости говорят о том, что будущее экономики — микро- и малый бизнес. И это должно изменить и работу банков. Если банки не займут нишу в ближайшее время, это сделают компании из других отраслей

Малый бизнес традиционно находился у российских банков в сегментах-аутсайдерах. Основная причина, по которой кредитные организации не жаловали предпринимателей, — высокие риски и, как следствие, просрочка по клиентам малого и среднего бизнеса (МСБ). Расчетные и платежные сервисы для предпринимателей тоже не были приоритетными направлениями деятельности для банков — в отличие, например, от сервисов для розницы. Функционал и возможности для физлиц быстро развивались в последнее время, а вот обслуживание МСБ было неинтересным для банков в связи с невысокой рентабельностью такого бизнеса и низким уровнем кросс-продаж. Поэтому банки почти не развивали этот блок.

На рынке были отдельные игроки, специализирующиеся на расчетном бизнесе для малого бизнеса, некоторые банки пытались кредитовать МСБ, в том числе, по модели «кредитных фабрик», однако нельзя сказать, что этот сегмент был основным или даже важным для банковского сообщества в целом. Сегодня несмотря на критику, именно малый бизнес может стать точкой роста для банков. В целом со стабилизацией экономической ситуации просрочка по малому бизнесу также стабилизировалась, и сегмент уже не является таким высоко рискованным, как ранее. Кроме того, у банков практически исчерпан потенциал дальнейшего развития, и именно в малом бизнесе отличные перспективы роста бизнеса, причем не только кредитного, но и комиссионного, на который нацелены многие банки.

Число предпринимателей в мире растет, и эту тенденцию сильно ускоряют технологии и появление различных онлайн-сервисов, решений, платформ для бизнеса, с помощью которых предпринимателем может стать практически любой человек. Самый простой пример — работа сервисов такси по P2P принципу. Водители-предприниматели со своими машинами могут выходить на заказчиков через приложение. На китайской платформе Alibaba бизнесмены со всего мира заключают сотни тысяч сделок ежемесячно — активная аудитория сервиса превышает 466 млн человек. Сервис по аренде недвижимости AirBnb, устроенный по аналогичной схеме, сводит друг с другом предпринимателей-арендодателей и съемщиков в разных странах. Таким же образом работают приложения по поиску «предпринимателей» из сферы домашнего сервиса — клининга, сиделок, бытового ремонта. Есть аналоги и в профессиональных сферах, например, платформы, агрегирующие переводчиков, копирайтеров, туристических гидов.

 

Развитие технологий, повышение мобильности и гибкости говорят о том, что будущее экономики — микро- и малый бизнес. И это должно изменить и работу банков. В России банки активно диджитализируют услуги и продукты для розницы, создают финансовые маркетплейсы для частных лиц. С малым же бизнесом такой «человеческий» подход только начинает работать. Речь идет не о тарифах для МСБ: согласно исследованию Business Banking Fees Rank 2017, проведенному компанией Markswebb, банки, активно работающие с сегментом МСБ, практически равны по тарифам. Например, открытие счета стоит в среднем 1500 рублей, ведение счета — от нуля до 2000 рублей.

Тенденция нашла отражение во всем мире — банки стали рассматривать МСБ как один из приоритетных клиентских сегментах — и во всех сферах. Если банки не займут нишу в ближайшее время, это сделают компании из смежных отраслей (ИТ, ритейл, и т.д.) Так, например, услуги для европейских предпринимателей, к примеру, собирается предложить Rakuten Europe Bank, построенный на базе крупной японской платформы онлайн-торговли Rakuten и финтех-фонда Rakuten с капиталом в $100 млн. Rakuten уже занимается онлайн-банкингом в Японии, ее клиентами являются предприниматели — 3,8 млн держателей счетов, компания хочет тиражировать бизнес и на Европу. Банк начал с розничной линейки и постепенно расширяет ее до бизнесовой, предлагая продукты для предпринимателей, стимулируя их заключать сделки на площадке Rakuten.

 

В прошлом году JPMorgan Chase решил развивать направление кредитования МСБ и заключил соглашение с On Deck Capital. Этот проект работает с малым бизнесом уже около 10 лет: с помощью специальной скоринговой методики принимает оперативные решения по ссудам для предпринимателей. Еще одна американская компания Regions Financial заключила партнерство с онлайн-платформой Fundation, цель аналогичная — выдача кредитов для МСБ.

Малый бизнес осваивают и компании из других отраслей — те же вендоры и консалтеры. Стартап BankEx создал платформу для краудсорсинга МСБ кредитования, которая сможет предоставлять кредиты предпринимателям одного банка с помощью средств физлиц-клиентов другого банка, причем передача данных клиентов между этими банками не проходит. Пока платформа не запущена, однако у такого альтернативного формата кредитования есть перспективы спроса со стороны как предпринимателей, так, возможно, и банков, чьи бизнес-процессы не приспособлены пока для активной работы с многочисленными и небольшими по объемам заявками МСБ. У МСБ есть большой потенциал развития комиссионного сегмента, что становится особенно актуально в условиях невысоких аппетитов к заемным ресурсам со стороны крупного бизнеса и стремлении банков диверсифицировать свои доходы.

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+