Forbes
$63.79
67.93
ММВБ2138.39
BRENT54.65
RTS1056.39
GOLD1168.32
Надежда Иваницкая Надежда Иваницкая
бывший обозреватель Forbes 
Ирина Скрынник Ирина Скрынник
бывший обозреватель Forbes 
Поделиться
0
0

Подрядчик строек века: как компания из Омска конкурирует с «друзьями Путина»

Омский бизнесмен Олег Шишов сумел вывести свою компанию на федеральный уровень и миллиардные контракты. Но сотрудничество с государством имеет обратную сторону: компании грозят убытки и уголовное дело. Что будет делать Шишов?

Омская компания осваивает на «стрйках века» около $3 млрд

В конце февраля 2013 года в окрестностях горного села Ведучи Итум-Калинского района Чечни гремел праздник с национальными танцами, салютом, выступлением цирковых акробаток и прыжками экстремалов на снегоходах. Президент Чечни Рамзан Кадыров и родившийся в этом селе бизнесмен Руслан Байсаров в одинаковых бежевых куртках с надписью «Veduchi» презентовали проект одноименного горнолыжного курорта. На горных склонах, куда добраться пока можно только на вездеходе, планируется построить 19 горнолыжных трасс, пятизвездный отель на 400 номеров, 20 шале, вертолетную площадку и многое другое. Общая сумма инвестиций — 14,5 млрд рублей.

Строить все это должна компания «Мостовик» Олега Шишова, договор с которым Байсаров подписал за полгода до этой грандиозной презентации. Омское научно-производственное объединение «Мостовик», начинавшее как конструктор сложных мостов, в прошлом году вошло в число 10 крупнейших подрядчиков страны, по оценке Forbes, догоняя в этом неформальном забеге компании, входящие в зону интересов «друзей президента». Как компании удалось этого добиться и сможет ли она справиться с такими огромными объемами строительства без административного ресурса?

«Мы как сорняк»

Офис «Мостовика» в центре Москвы лишен вывесок и опознавательных знаков, обстановка внутри подчеркнуто скромная. Владелец компании с оборотом более $1 млрд сидит на третьем этаже в почти пустом кабинете с фотографиями Медведева и Путина на стене, а этажом выше на перилах лестничного пролета почему-то сохнет скатерть. Про Олега Шишова рассказывают, что это его фирменный стиль — недорогие костюмы и часы, полеты только экономическим классом. «Даже когда пресс-секретари летят в бизнес-классе, он показательно садится в эконом. На совещаниях тоже ведет себя не как бизнесмен, а как прораб», — делится сотрудник одной из государственных структур. 

При этом сегодня «Мостовик» — подрядчик крупнейших и самых дорогих «строек века»: вантовых мостов, олимпийских арен и железных дорог. «Мостовик» — компания с редкой по меркам современной России историей: ей уже больше 25 лет. В 1984 году Олег Шишов, молодой доцент кафедры мостостроения Сибирского автомобильно-дорожного института (СИБАДИ), создал конструкторское бюро, куда приглашал самых, с его точки зрения, креативных студентов. Тогда за предпринимательскую деятельность можно было получить тюремный срок, и Шишов придумал превратить стройотряды и учебную практику в реальное проектирование и строительство. Шишов был председателем комиссии по компьютеризации института, поэтому в его распоряжении были вычислительные залы и самые современные компьютеры. «Для меня не составляло труда одному при помощи ЭВМ сделать расчеты проекта, над которым мои студенты работали месяцами. За несколько часов я все пересчитаю и буду уверен, что все надежно, быстро поправлю — и вперед», — рассказывает Шишов в интервью Forbes. Облисполкому проекты понравились, бюро получило доступ к финансам, студентам стали платить зарплату. Первым опытом реального строительства стал для них небольшой сталежелезобетонный мост через реку Ошу, к 1989 году сотрудники бюро построили уже 22 моста в Омской области.

«Когда появился закон о кооперативах, все торговали коньяком «Наполеон», а мы открыли юрлицо, счета в банке и начали активно работать. Частных проектировщиков в Омске тогда не было», — вспоминает Шишов. Главным клиентом оказался Омскавтодор, подряды приходили и от мелких нефтяников. Вскоре «Мостовик», тоже соблазнившись быстрыми деньгами, стал соинвестором строительства установки по выпуску высокооктановых нефтяных добавок. Но этот бизнес не пошел: когда началась монополизация отрасли, завод пришлось продать. 

Шишов исполнил мечту Лужкова: не только спроектировал уникальный мост, но и подвесил на вершину «летающую тарелку».

«Мы как сорняк, нас тут выдерут, а мы в другом месте вылезем, говорят, это вообще характерно для предприятий, вышедших из советской эпохи», — шутит Шишов. В 1997 году предприятие чуть не обанкротилось: дорожные фонды, за счет которых жили Омскавтодор и «Мостовик», резко перестали пополняться, а вскоре вовсе были упразднены. С тех пор в компании завели правило: каждый заказчик должен занимать не более 15–20% в ее выручке. Стали искать клиентов за пределами области и даже отметились на крупных стройках — в том числе газпромовского «Голубого потока» и ВСТО «Транснефти». Строителей в этих проектах хватало, поэтому в основном удавалось перехватывать субподряды — в первую очередь это были сложные тоннели. Первый проект с «Транснефтью» обернулся неудачей: в 1999 году при прокладке тоннеля под рекой Ией в Иркутской области горнопроходческий комплекс «Мостовика» попал в валуны из базальта и технику заклинило, достраивали с трудом и за свои деньги. Шишов объясняет, что проблема была в неправильных изысканиях и затраты ему компенсировали. Бывший сотрудник «Транснефти» вспомнил лишь, что на объекте компании была авария. «Но в любом случае «Мостовик» не был на наших стройках крупным игроком», — добавляет он.

Детище губернатора

Первым по-настоящему крупным для команды Шишова стал проект омского метро. В начале 1990-х метрополитен начали прокладывать сразу несколько городов, но мало кто довел дело до конца из-за перебоев с финансированием. Шишова к стройке привлек губернатор Леонид Полежаев — предприниматель понравился ему «как строитель строителю». «Пока строительством [метро] занималась новосибирская компания, дело шло ни шатко ни валко, а я считал, что это должно быть внутренним делом области», — вспоминает Полежаев, возглавлявший область более 20 лет. 

Передача строительства на уровень области позволила Шишову приобрести в Омске ценнейший актив — свой первый проходческий щит (сейчас у компании их шесть). Новосибирская компания, у которой первый подрядчик метро арендовал щит, предпочла продать оборудование «Мостовику». «Мы купили за один день. На второй день мы пришли и предложили подрядчику либо уйти, либо арендовать уже у нас щит, и он ушел», — вспоминает Шишов.

Страницы1234
Поделиться
0
0
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое
Forbes 12/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.