Экономика госзаказов: правила игры меняются, но не для королей - Бизнес
$59.58
67.71
ММВБ1879.2
BRENT46.58
RTS993.74
GOLD1253.10

Экономика госзаказов: правила игры меняются, но не для королей

читайте также
+2783 просмотров за суткиНарод против: Игорю Ротенбергу не дают строить опасное производство на Урале +24 просмотров за суткиИсторические параллели: цифровая экономика рискует повторить судьбу малого бизнеса +11 просмотров за суткиПревратились в госзакупку: как «Башкирская концессия» повлияет на судьбу крупных дорожных строек +43 просмотров за суткиИлон Маск предложил мэру Лос-Анджелеса создать под городом сеть тоннелей +8 просмотров за суткиТендеры без конкурентов: как система госзакупок превращается в коррупционный инструмент +9 просмотров за суткиТри болезни роста. Что мешает экономическому развитию России +16 просмотров за суткиМанипуляции и обман: как не попасть в ловушку охотника на простаков +3 просмотров за суткиАнтон Cилуанов: «Мы не будем увеличивать налоговое бремя» +10 просмотров за суткиЧто будет с налогами в России? Прямая трансляция с ПМЭФ'17 +4 просмотров за суткиПМЭФ-2017. Онлайн-трансляция с Петербургского международного экономического форума. 2 июня +14 просмотров за суткиСекрет лояльности: почему российских компаний нет в мировом рейтинге NPS +4 просмотров за суткиХватит жить в долг: Силуанов, Орешкин, Набиуллина и Кудрин обсудили точки роста экономики ПМЭФ'17: Набиуллина, Кудрин, Орешкин и Силуанов. Видео ПМЭФ-2017. Онлайн-трансляция с Петербургского международного экономического форума +18 просмотров за сутки«У меня точно был комплекс самозванца»: Андрей Шаронов о карьере, бизнес-образовании и предпринимательстве +4 просмотров за суткиСпад финансовой мощи: Moody’s снизило рейтинг Китая впервые за 28 лет +19 просмотров за суткиКризис в строительстве: что должно предпринять государство? +11 просмотров за суткиХуже не будет: 45% россиян верят в то, что экономика выздоравливает +22 просмотров за суткиUber для автосервисов: почему модель классических маркетплейсов не приживется? Освоение Луны: от фантастических сценариев к реальным проектам +1 просмотров за суткиКак риалтайм-анализ поможет городской инфраструктуре?

Экономика госзаказов: правила игры меняются, но не для королей

фото ИТАР-ТАСС
Государство за прошедший год стало тратить денег на госзаказы меньше, но у крупнейших господрядчиков, многие из которых хорошо знакомы с Владимиром Путиным, пока все в порядке

«Не платят», «задерживают финансирование», «не выполняют обязательств» — на протяжении 2013 года журналистам Forbes много раз приходилось слышать жалобы от руководителей компаний, которые работают с самыми крупными государственными заказчиками и осваивают десятки миллиардов рублей в год. И касается это не только заказов муниципальных и региональных ведомств, у которых давно уже проблемы с бюджетом. «Деньги будут потом» — такое можно услышать и от всесильных сырьевых госкомпаний.

Подрядчикам сейчас нелегко, не то что в годы, когда реализовывались мегапроекты вроде подготовки к саммиту АТЭС и Олимпиаде в Сочи. Ливень государственных денег превращается в обычный дождь. Москва, один из крупнейших заказчиков, снизила свою адресную инвестиционную программу на 2013 год на 100 млрд, до 404 млрд рублей. «Газпром», крупнейшая российская компания, пусть неохотно, но тоже сокращает расходы: в 2011 году потратил 1,3 трлн рублей, оценки программы 2013 года — 1 трлн рублей (причем планировалось потратить всего 701 млрд рублей, цифру увеличили в конце года).

Вот наглядная иллюстрация. В 2012 году стоимость государственных контрактов, проанализированных Forbes для рейтинга господрядчиков, составила 3,2 трлн рублей. В этом году — чуть больше 3,8 трлн. Но если вычесть из нее гигантский контракт на 564 млрд рублей, с помощью которого ГУП «Московский метрополитен» отдавал права на все ближайшие стройки метро государственному «Мосинжпроекту» (то есть, по сути, Москва переложила деньги из одного кармана в другой), останется 3,3 трлн рублей — цифра, почти равная прошлогодней. С учетом инфляции роста нет вообще.

Правила меняют на ходу

Общая сумма тендеров не меняется, но их число растет. В этом году мы проанализировали уже 2800 контрактов против 2140 в прошлом. Крупных контрактов становится меньше: в 2012 году государственные заказчики, работающие по 94 ФЗ, разместили 23 заказа на сумму более 10 млрд рублей, в 2013-м — только 15. Крупные закупки дробятся, меньше становится очевидно нереализуемых заказов, таких, например, как строительство за месяц 50 км дороги или детского сада. 

Что касается закупок госкомпаний, которые работают по 223-ФЗ, то в этом году нам пришлось даже немного изменить методику подсчетов. Оказалось, что компании с государственным участием, такие как «Газпром», «Транснефть», РЖД и унитарные предприятия, стали гораздо более аккуратно публиковать информацию о своих закупках на официальном сайте Zakupki.gov.ru. Если в 2012 году сайт, информирующий о закупках по 223-ФЗ, разместил 591 извещение о заказах на сумму свыше 300 млн рублей, то в 2013-м — почти в четыре раза больше, 3893. 

Отчасти это связано с тем, что многим крупным бюджетным заказчикам стало неудобно работать по 94-ФЗ и они перестроились, чтобы соответствовать 223-му. Мэр Москвы Сергей Собянин и его заместитель по строительству Марат Хуснуллин не раз критиковали закон, который позволяет компаниям-однодневкам на аукционах снижать цену ниже разумной, получать авансы и срывать стройки социальных объектов или дорожных развязок. Чтобы иметь возможность заблокировать победу неквалифицированного подрядчика, московские чиновники создали несколько новых юридических лиц в форме казенных предприятий или ОАО со 100%-м участием Москвы. 

Результат? Судя по данным нашего исследования, Департамент строительства Москвы в 2013 году разместил заказов на 59,7 млрд рублей, а казенное предприятие «Управление гражданского строительства» и ОАО «Мосинжпроект» вместе — на 135 млрд рублей. 

Госкомпании становятся более открытыми, но не по своей воле — их к этому вынуждает правительство. И действие рождает противодействие.

Вот только один пример хитрости заказчика из многих, с которыми нам пришлось столкнуться. 22 августа компания «Газпром инвест» разместила на своем сайте и сайте госзакупок «Размещение о проведении запроса предложений». В переводе на русский, подрядчикам предложили назвать цену, за которую они согласятся построить 260 км Южно-Европейского газопровода на участке Писаревка — Анапа. С предложением выполнить работы выступила только одна компания, «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, ее цена была 31,5 млрд рублей. 

Предложение было принято, «Газпром инвест» подписала контракт. Однако системой поиска сайта Zakupki.gov эта закупка квалифицируется как «цена не определена», поэтому ее отсекают любые ценовые фильтры. Чтобы обнаружить такой гигантский контракт, потребовалось вручную просмотреть все 88 опубликованных объявлений о закупках ООО «Газпром инвест», одного из многих десятков «дочек» «Газпрома».  

Верные друзья

Аркадий Ротенберг остается бессменным лидером нашего рейтинга. На первый взгляд кажется, что сумма доставшихся ему подрядов сильно снизилась (184 млрд рублей против 286 млрд в 2012 году), на самом деле это не так. В этом году мы решили вычислить эффективные доли героев рейтинга в сумме конкурсов, которые выиграли принадлежащие им компании. Прокладывает трубу в вечной мерзлоте и строит дороги не человек, а принадлежащие ему компании. Но компании принадлежат вполне конкретным акционерам, причем зачастую не одному и не двум. Кому записывать десятимиллиардный подряд, который выиграла компания, если акционеров трое? 

Мы разделили сумму полученных госконтрактов пропорционально доле каждого в акционерном капитале. Аркадий Ротенберг любит быть контролирующим акционером, но в строительном холдинге «Мостотрест» у него всего около 26%. Если же суммировать подряды всех компаний, долями в которых владеет Ротенберг, получится 260 млрд рублей (184 млрд рублей — его эффективная доля от этой цифры). Геннадий Тимченко предпочитает другой путь: его доля в самых крупных компаниях, которые выигрывали в 2013 году самые крупные заказы, весьма невелика. Например, в капитале московской строительной компании АРКС эффективная доля Геннадия Тимченко 15,75% (его компания «Стройтрансгаз» владеет 25% АРКС, а доля самого Тимченко в «Стройтрансгазе» 63%). Примерно так же распределяются доли в УСК «Мост». Если суммировать подряды, которые в 2013 году получили все компании, долями в которых владеет Тимченко, получается 165 млрд рублей. 

В этом году рейтинг заметно обновился, в нем семь новых лиц.

Самый резкий взлет совершил совладелец компании «Трест Мосэлектротягстрой», которая выигрывает многомиллиардные подряды Спецстроя, Сергей Грицай. Он с партнерами занимался нефтяным бизнесом, а в 2011 году купил на торгах у государства за 1 млрд рублей обанкротившийся крупный строительный трест. 

Другие новички рейтинга, владельцы ЗАО ВАД Валерий Абрамов и Сергей Перевалов воспользовались тем, что территориальные подразделения Росавтодора остаются стабильно щедрыми заказчиками. Их компания выиграла дорожных подрядов на северо-западе России на 70 млрд рублей, притом что выручка компании в 2012 году не превышала 19 млрд рублей. 

Владелец трубного трейдера ЕТК Александр Карманов и собственник Объединенной металлургической компании Анатолий Седых получили крупные заказы на поставку труб большого диаметра от «Газпрома» и «Роснефти», после того как по решению ФАС от работы с «Газпромом» была отстранена компания СЕТП Аркадия Ротенберга. Карманов, кстати, давний знакомый друга Путина — он тоже увлекался дзюдо. Ну а Борис Ротенберг, хоть и занимается собственным бизнесом, вошел в рейтинг благодаря долям в компаниях, которыми он владеет наряду со старшим братом. Правительство может пытаться изменить правила игры, но похоже, что настоящие короли госзаказа к ним быстро приспосабливаются. Или заранее о них знают.