Километр в год: почему инвесторы потеряли интерес к проектам «Автодора» | Forbes.ru
$58.93
69.39
ММВБ2148.6
BRENT64.76
RTS1144.35
GOLD1242.47

Километр в год: почему инвесторы потеряли интерес к проектам «Автодора»

читайте также
Сложные углеводороды. Будущее Норвегии зависит от нефтегазовой компании Statoil ASA +7 просмотров за суткиЗаседания ФРС, ЕЦБ и Банка России. Что важно знать инвестору на этой неделе +3780 просмотров за суткиНе вкладом единым. Шесть способов вложить средства для начинающего инвестора +2106 просмотров за суткиИнвестиции для миллионеров. Какую недвижимость покупать за рубежом +236 просмотров за суткиКарта рисков. Что ожидает инвесторов в 2018 году +63 просмотров за суткиМиллиардеры объединяются для инвестиций за пределами Кремниевой долины +21 просмотров за суткиКоллективное хозяйство. У «Куйбышевазота» нет контролирующего акционера, но есть главный +62 просмотров за суткиПочему я отказался от ICO и привлек $500 000 для стартапа от инвесторов +29 просмотров за суткиДвуличный Санта-Клаус. Чего опасаться и куда инвестировать в декабре +6 просмотров за суткиРусский след в США и судьба программы выкупа в Европе. Что важно знать инвестору на этой неделе Uber со скидкой 30%. Почему падает стоимость компании +82 просмотров за суткиЗеленый сигнал. Семья из Красноярска строит одну из крупнейших в России сеть дискаунтеров «Светофор» +59 просмотров за суткиКриптобанкиры. Топ-менеджеры инвестбанков переходят в компании, занимающиеся блокчейном +5 просмотров за суткиАндроид на витрине. Зачем инвестировать в город роботов в Саудовской Аравии Саммит ОПЕК, налоговые выплаты и акции «Аэрофлота». Что важно знать инвестору на этой неделе +12 просмотров за суткиСюрпризы от Трампа. Как налоговая реформа в США отразится на фондовых рынках +2 просмотров за суткиМежду ПИФом и депозитом. Россияне резко увеличили инвестиции в фондовый рынок +7 просмотров за суткиНездоровая практика: на какие уловки идут медицинские стартапы ради прибыли +2 просмотров за суткиСигналы от ОПЕК+, налоговая реформа Трампа и облигации банков. Что важно знать инвестору на этой неделе +12 просмотров за суткиБизнес нового поколения лидеров. Как ускорить рост стартапов в России +22 просмотров за суткиЖесткая просадка. Акции банка ВТБ упали до минимальной отметки за три года

Километр в год: почему инвесторы потеряли интерес к проектам «Автодора»

Автомобили на пункте оплаты проезда платного участка от МКАД до Солнечногорска автомобильной дороги М-11 Фото Ильи Питалева / РИА Новости
План по сбору платы за проезд госкомпания не выполнила ни разу с момента первого годового отчета. От инвесторов в 2015 году удалось привлечь лишь 10% запланированной суммы

В 2015 году «Автодор» построил только 1,1 км трассы М-1 «Беларусь» вместо запланированных 16 км, говорится в годовом отчете госкомпании. Также строители сдали 93 погонных метра искусственных сооружений на М-1. Годом ранее «Автодор» построил 128,5 км скоростных дорог и около 6000 погонных метров эстакад и тоннелей.

Столь маленький объем строительства в 2015-м в отчете госкомпании объясняется сдвигом сроков сдачи путепроводов на трассе Москва – Санкт-Петербург, а также развязок на М4 «Дон» и пересечении подъезда к Зеленограду. Плановый показатель по реконструкции госкомпания выполнила – по итогам прошлого года сдано 52,6 км скоростных трасс. За счет этого целевые показатели по строительству и реконструкции достигнуты почти на 80%.

«Масштабное завершение строительства новых автомобильных дорог запланировано на 2017-2018 годы», — объясняет представитель «Автодора». Это соответствует программе деятельности госкомпании в нынешней редакции, добавляет он, напоминая, что с 2014 года она реализуется «в условиях динамики ограничения бюджетных средств».

Объем внебюджетного финансирования, привлеченного «Автодором», также оказался ниже прогнозных показателей: вместо 63,6 млрд рублей на строительство привлекли лишь 41,8 млрд рублей, из них 21,7 млрд рублей – средства ФНБ, выделенные на строительство ЦКАД и временно размещенные в Газпромбанке. Получение еще 16,7 млрд рублей из ФНБ «Автодор» перенес на 2016 год – «в соответствии с фактической потребностью в финансировании выполненных работ по ЦКАД», говорится в отчете.

Субсидии федерального бюджета в 2016 году составили 99,7 млрд рублей, говорится в отчете. Согласно планам «Автодора», в 2015 году инвесторы должны были вложить в строительство скоростных дорог 25,2 млрд рублей, но реальная сумма инвестиций составила 2,6 млрд рублей (всего 10% от плана, в 2015 году план по привлечению средств инвесторов был выполнен на 21%).

Такой низкий показатель госкомпания объясняет сдвигом сроков по строительству трех участков ЦКАД, нескольких участков трасс Москва – Санкт-Петербург, М-4 «Дон» и М-3 «Украина».

В ситуации высоких процентных ставок по кредитам, экономической и геополитической напряженности показатели «Автодора» не выглядят неожиданно, говорит замначальника аналитического отдела ИФК «Солид» Азрет Гулиев. «Заемные средства привлекать дорого и не всегда оправданно, частные инвесторы в условиях экономического спада вынуждены переоценивать бизнес-планы», — констатирует он.

Амбициозные планы

«Автодор» создан в 2009 году для развития сети платных скоростных трасс в центральных регионах России. Основной целью было снижение расходов бюджета на строительство и реконструкцию магистралей за счет привлечения инвестиций. Планы госкомпании были амбициозными: построить 1300 км скоростных дорог к 2020 году, тогда вся сеть таких трасс должна была достигнуть 4000 км, доля платных участков на них, по расчетам «Автодора», составит 47%, а к 2030 году вырастет до 75%. Пока под управлением госкомпании находится 2700 км дорог.

«Автодор» собирался привлекать у инвесторов по 46 млрд рублей в год до 2020-го. К тому времени «Автодор» обещал запустить 20 инвестиционных проектов в дорожной сфере, а к 2030 году – до 80 проектов. Деятельность госкомпании к 2030 году должна была сэкономить 5 трлн рублей бюджетных средств из 7,8 трлн рублей, в которые оценивается строительство и реконструкция сети скоростных магистралей. Программа развития сети скоростных дорог в России еще будет доработана: по поручению Минтранса это необходимо сделать к концу года. Деятельность «Автодора» будет напрямую зависеть от этого документа, говорит представитель компании.

Проблемы с привлечением финансирования у «Автодора» начались в конце 2014 года, после обвала рубля и резкого повышения ключевой ставки инвесторы потеряли интерес к проектам госкомпании на прежних условиях. В 2015 году «Автодор» вел переговоры с претендентами на строительство и не успел разыграть два пусковых комплекса ЦКАД и  участок М-11 от Солнечногорска до Твери. По ЦКАД конкурсы состоялись лишь весной 2016-го. На каждый участок поступила лишь по одной заявке от консорциумов «Автобана» Алексея Андреева и управляющей средствами пенсионных фондов компании «Лидер». Соглашения с ними подпишут не раньше конца августа, а дорога должна быть построена до конца 2018 года.

Конкурс на последний участок по М-11 состоится в конце июля, а соглашение с победителем подпишут лишь в конце августа, построить участок нужно к Чемпионату мира по футболу в 2018 году.

«М-11» и ЦКАД – приоритетные проекты «Автодора». "В сроки мы уложимся", — настаивает представитель госкомпании.

KPI правления

Ключевые показатели эффективности (KPI) руководства «Автодора» и, в частности, председателя правления Сергея Кельбаха утверждает наблюдательный совет  госкомпании. Как писали «Ведомости», в KPI входят количество построенных и реконструированных дорог, объем привлеченного финансирования и эффективность использования бюджетных субсидий. Оценка качества работы правления зависит также от безопасности на дорогах и качества обслуживания.

А вот выполнение плана по сбору платы за проезд в KPI не входит, несмотря на то что именно для развития сети платных магистралей создавали «Автодор».

План по сбору платы за проезд госкомпания не выполнила ни разу с момента первого годового отчета, хотя именно так она должна повысить долю собственных доходов в обеспечении своей же деятельности. В 2015 году недобор превысил 1 млрд рублей, связан он со смещением ввода платных участков на М-4 «Дон». Годом ранее по той же причине недобрали 944 млн рублей.

Покрыть часть расходов на финансирование собственной деятельности «Автодору» все же удалось: доход от размещения «временно свободных средств» на депозитах в 2015 году составил 2,1 млрд рублей – то есть почти на 200 млн рублей превысил прогнозный показатель. Поэтому собственные доходы госкомпании покрыли все затраты на деятельность «Автодора» на 58,4% вместо запланированных 9,1%.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться