Керимов требует с Махачкалинского порта 1,3 млрд рублей | Бизнес | Forbes.ru
$57.42
67.73
ММВБ2094.4
BRENT58.22
RTS1147.79
GOLD1280.55

Керимов требует с Махачкалинского порта 1,3 млрд рублей

читайте также
+60 просмотров за сутки«Молодые предприниматели готовы делать глобальные проекты», — основатель Eduson.tv Елена Масолова поздравляет Forbes +91 просмотров за суткиНаграда за особые заслуги. Может ли «Роснефть» претендовать на налоговые льготы +112 просмотров за сутки«Победа может уничтожить тебя». Пять уроков лидерства от Марии Шараповой +111 просмотров за суткиЛучше, чем Nickelodeon? Заменят ли видеокассеты телевидение и кинотеатры +46 просмотров за суткиInternet of Energy: как распределенная энергетика повлияет на безопасность, цены на электричество и экологию +66 просмотров за суткиОтложенный эффект: наказала ли Москва Северную Корею за ракетно-ядерный авантюризм +125 просмотров за суткиВлияние нефти. Модель рентной экономики выдохлась +50 просмотров за сутки«Если вы не меняете жизнь людей, это очень странно», — основатель приложения Prisma Алексей Моисеенков поздравляет Forbes +33 просмотров за суткиЗа ценой постоим: почему американская нефть укрепится в Азии +36 просмотров за суткиНовое дело «ВИМ-Авиа»: владельцы авиакомпании толкали бухгалтерию на подлог +22 просмотров за суткиЛо Янь, №40 в списке выдающихся деловых женщин КНР: «В Китае у женщин и мужчин равные возможности» +51 просмотров за суткиКак рынки становятся гастрономическими бутиками +800 просмотров за суткиКонец бесплатного здравоохранения. Путин предложил гражданам разделить траты на медпомощь +167 просмотров за суткиНедетские деньги: как устроен бизнес обучения через игру +40 просмотров за суткиПлан для Путина. Уровень жизни важнее ВВП +24 просмотров за сутки«Мы решили работать только с известными и качественными брендами». Бизнес-истории из книги Марии Шараповой +183 просмотров за суткиЯпонская земля на вес золота: как финансовый вирус поразил рынок недвижимости в Токио +50 просмотров за сутки«Для достижения успеха нужна сила воли», — предприниматель Илья Сачков поздравляет Forbes +72 просмотров за суткиНефтяные юани и борьба за китайский рынок: кому выгоден отказ от нефтедоллара +62 просмотров за суткиЦена дружбы: Белоруссия занимает в России и не проводит реформы +2416 просмотров за суткиНатуральный оброк. С нового года автомобили и их содержание станут дороже

Керимов требует с Махачкалинского порта 1,3 млрд рублей

Мария Тодорова Forbes Contributor
Сулейман Керимов Фото Дмитрия Духанина / Коммерсантъ
Долг Махачкалинского порта (ММТП) перед компанией Arolia Holdings, аффилированной с Сулейманом Керимовым, достиг уже 1,3 млрд рублей

«Махачкалинский морской торговый порт» (ММТП) в 2008-2009 годах заключил со Сбербанком два договора на открытие кредитных линий: на 300 млн рублей и 250 млн рублей соответственно. В 2010 году Сбербанк подал в Кировский районный суд Махачкалы на порт, чтобы взыскать проценты и неустойку по кредитам. Однако затем банк решил продать эти долги. Arolia Holdings, аффилированная с принадлежащей Сулейману Керимову «Нафта Москва», выкупила долги ММТП перед Сбербанком с 50%-ным дисконтом в 2013 году и продолжила за них судиться. Районный суд Махачкалы в 2014 году определил размер долгов с учетом процентов и неустоек в 1,1 млрд рублей. Махачкалинский порт перечислил Arolia 487 млн рублей, однако эта сумма была принята к зачету погашения не тела долга, а начисленных процентов и неустойки, что создало ситуацию, в которой задолженность порта продолжала расти.

По состоянию на июнь 2016 года общая задолженность порта перед Arolia составила 1,79 млрд рублей. Она включает в себя кредиты на 550 млн рублей, проценты на 273 млн рублей и неустойку на 962 млн рублей, рассказали Forbes два источника — один из них в порту, другой – близкий к Arolia Holdings. Вычитая из этой суммы 487 млн рублей, которые порт вернул, Arolia считает суммой оставшегося долга 1,3 млрд рублей.

Единственный незамерзающий порт России на Каспии остался последним портом в стране, где приватизация до сих пор не была проведена. Она была предусмотрена программой правительства сначала на 2011-2013 годы, затем перенесена на 2014-2016 годы. Нынешний статус приватизации ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» (ММТП) стоит в программе до конца 2016 года, подтвердили Forbes в Росимуществе.
 

Махачкалинский порт этим летом стал предметом борьбы между Сулейманом Керимовым, Зияудином Магомедовым и выбывшим из списка в 2016 году Тельманом Исмаиловым. Также к управлению портом может присоединиться компания «Транснефть». Махачкалинский порт используется для транзита нефти из Туркмении. Для туркменской стороны транзитные поставки через Махачкалу выгоднее, так как российские тарифы ниже, чем тарифы при поставках через Иран.

В Арбитражном суде Дагестана рассматривается претензия Arolia Holdings к порту на 678 млн рублей, которая включает проценты и неустойку, начисленные в период с февраля 2014 года по июнь 2016 года. Иск был удовлетворен частично в первой инстанции 31 августа 2016 года и постановил выплатить кредитору 156 млн рублей. Чистая прибыль ММТП составила по итогам 2015 года 161,5 млн рублей, то есть немногим более назначенной суммы выплаты. Один из источников Forbes объясняет это тем, что «если бы чистые активы в результате судебного решения оказались отрицательными, то есть сумма выплаты оказалась бы больше прибыли», то ФГУП ММТП не смогло бы поменять свой юридический статус. Прежде чем проводить приватизацию порта, ФГУП ММТП должно быть преобразовано в акционерное общество, уточнили в Росимуществе. «Частичное удовлетворение требований не спасет ситуацию, - считает источник, знакомый с материалами дела, - по закону, при смене юридического статуса предприятия все кредиторы должны быть уведомлены о предстоящих преобразованиях для того, чтобы у них была возможность предъявить свои требования к погашению».

Официальный представитель порта не предоставил комментарий Forbes в ответ на запрос о сумме задолженности. «Буквально в любой момент Arolia может потребовать признать порт банкротом, и это требование, скорее всего, будет удовлетворено», – считает источник в ММТП. Компания «Нафта-Москва» также не предоставила комментарий.

Сулейман Керимов — одна из ключевых фигур в Дагестане. С середины 2000-х годов он считался одним из главных меценатов и инвесторов республики и наиболее влиятельным лицом после президента. По оценке Forbes, на проекты футбольного клуба «Анжи» Керимов потратил более $1 млрд. Кроме того, ранее он ежегодно финансировал хадж более 3000 дагестанских паломников. Меценатство миллиардера переплетается с бизнес-проектами: кроме строительства в Дагестане завода листового стекла, Керимов приобрел несколько лет назад аэропорт Махачкалы.

В 2010 году Керимов через Росморречфлот, управляющий Махачкалинским портом, добился снятия многолетнего начальника порта Абусупьяна Хархарова. Смена руководства состоялась в сентябре 2010 года, и портом стал управлять Ахмед Гаджиев. Но в мае 2016 года срок его полномочий истек, и Росморречфлот назначил нового руководителя — Андрея Гормаха, который считается ставленником группы "Сумма" Зиявудина Магомедова.