Forbes
$63.25
70.65
ММВБ1981.54
BRENT48.81
RTS986.97
GOLD1326.81
Джефф Берковичи Джефф Берковичи
корреспондент Forbes USA 
Поделиться
0
0

Оттенки сюжета: как заработать миллионы, написав роман?

Оттенки сюжета: как заработать миллионы, написав роман?
Из Саманты Шеннон ее издатели пытаются сделать новую Джоан Роулингфото Rex Features
Голливудский рецепт изготовления бестселлеров

Александра Прингл сидела в своем кабинете в издательстве Bloomsbury Publishing в Лондоне, когда раздался телефонный звонок. «У меня есть рукопись, она вам может совсем не понравиться, но я все равно ее пришлю, потому что это нечто из ряда вон выходящее», — с первых слов взял быка за рога Дэвид Годуин, литературный агент с безошибочным чутьем, который уже 14 лет приводил в Bloomsbury авторов, книги которых становились бестселлерами. 

Результатом того звонка стала выходящая сейчас в Bloomsbury книга «Время костей» — первый выпуск в серии из семи частей, посвященной ясновидящим, которые борются в мире будущего против тоталитарного правительства и его сверхъестественных покровителей. Автор — Саманта Шеннон, британка 21 года от роду, которая прежде ничего не публиковала, но зато работала стажером у Годуина.

На нее и других авторов, пишущих в жанре фэнтези, сегодня возлагает надежды целая отрасль. Создание франшиз постепенно становится самым выгодным бизнесом для крупных издательств. Бестселлеры всегда были важной частью книжного бизнеса — самым ярким их примером стала серия книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере, разошедшаяся тиражом более 450 млн экземпляров. Но теперь из-за разрушительных новых технологий и изменения читательских аппетитов традиционный книжный бизнес все более напоминает киноиндустрию Голливуда, которой блокбастеры нужны не время от времени, а каждый день — просто чтобы оставаться на плаву.

О масштабе изменений можно судить по следующим цифрам: по данным USA Today, из общего числа проданных в 2012 году экземпляров 400 самых продаваемых книг на произведения двух авторов, Э. Л. Джеймс («Пятьдесят оттенков серого») и Сьюзен Коллинз («Голодные игры»), пришлось 25%. Серии «Пятьдесят оттенков серого» и «Голодные игры» оккупировали все шесть верхних позиций в годовом списке самых продаваемых книг. Фактически «Пятьдесят оттенков серого» опередила остальные серии художественных произведений за всю историю по доле рынка; на эту серию приходится 13,4% всех проданных экземпляров среди книг, входящих в топ-400; это больше, чем было на пике популярности у «Гарри Поттера» и «Сумерек». 

Беспрецедентный успех серии «Пятьдесят оттенков» стал основным фактором роста прибыли издательства Random House на 75%, до $431 млн в 2012 году. Денежный поток был столь мощным, что компания выдала каждому сотруднику премию $5000 — над этой суммой посмеялись бы на Уолл-стрит, но она весьма существенна в небогатом мире книгоиздания. Продажи, вероятно, снова подскочат, когда в конце 2013 года выйдет запланированная киноверсия, как это случилось в марте 2012 года, когда выход первого фильма «Голодные игры» вернул одноименные книги на верхние позиции в списках бестселлеров.

«Выручка в этом бизнесе очень непостоянна, — говорит Майкл Норрис, аналитик консалтинговой компании Simba Information. — Если вы выпустите удачную книгу, показатели за этот год вырастут. Но в следующем году, когда волна продаж бестселлера схлынет, финансовые показатели уменьшатся».

Тиражи блокбастеров страхуют значительную часть отрасли, на доходы от их продажи во многом живет сеть литературных агентов, редакторов, рекламщиков, юристов и авторов с низкими продажами, о которых вы никогда не слышали.

Потенциальное финансовое вознаграждение для писателей, которые создают серии книг, не может сравниться ни с чем в истории книжного дела. По оценкам Forbes, Джеймс получила в прошлом году $95 млн и обогнала таких маститых авторов бестселлеров, как Джеймс Паттерсон ($91 млн) и Стивен Кинг ($20 млн). Шеннон получила за свою серию аванс порядка $500 000, что неслыханно для автора-новичка, которому всего 21 год. Если серию ждет успех, на который рассчитывают издатели, она заработает еще миллионы и миллионы долларов, как и само издательство.

Но существует одна проблема. Хотя издательства поднаторели в маркетинге и научились усиливать и использовать успех своих главных хитов, им все равно приходится прежде всего находить сами рукописи. Теперь их бизнес во многом напоминает Голливуд (тем более что они тоже ищут материал, который стирает границу между подростками и взрослыми), но есть большое различие: город мишурного блеска процветает благодаря адаптациям уже проверенного материала вроде «Звездного пути», «Супермена» и бесконечного потока комиксов Marvel. А вот новые серии книг приходится изобретать с нуля. Без них крупные издательства окажутся в тяжелом положении.

Хотя книги до сих пор часто рассматриваются как последний бастион старомодного способа потребления медиа, эти сдвиги — прямое следствие технологических изменений,  «возможности налаживать связь со все большим числом читателей, еще быстрее, во все большем количестве сред розничной торговли и форматов», как формулирует генеральный директор Hachette Book Group Майкл Питш.

Наибольший вклад вносят электронные книги; еще 15 лет назад их не было, а сегодня они составляют 20% всех продаваемых книг, и эта доля стремительно увеличивается. Меняются отношения читателей с книгами, а также сами книги. Фактор мгновенного удовольствия превращает заурядные бестселлеры в мегахиты, потому что устраняются усилия, которые требуются для покупки. Читатели, которые дочитывают один том, могут немедленно переходить к следующему, не прерываясь на поездку в магазин или ожидание доставки из Amazon. Более низкие цены на электронные книги по сравнению с бумажными тоже подстегивают продажи. Все это способствует расцвету многотомных серий. 

Другое масштабное изменение, которое благоприятствует популярности серий, произошло в книготорговом бизнесе. За последние 10 лет в США закрылись сотни сетевых книжных магазинов и открылось более тысячи огромных универсальных магазинов. Такие розничные сети, как Walmart, Costco и Target, не заинтересованы в том, чтобы найти следующего Мартина Эмиса. Им «нравится продавать книги, которым гарантирован успех, а это блокбастеры», говорит аналитик Норрис. Результат: доля бестселлеров на книжном рынке все увеличивается. А серии создают определенность для продавцов.

При сложении этих двух эффектов, уверяет Питш, вы получаете книги, «завоевывающие популярность с такой скоростью, которая прежде не была достижима».

Страницы12
Поделиться
0
0
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое

Forbes сегодня

30 сентября, пятница
Forbes 10/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.