Расплата за "огромную ошибку": почему Sanoma распродает российские активы

фото East News/AFP
Финский медиахолдинг Sanoma выставил на продажу российский бизнес. Среди возможных покупателей - основатель Independent Media, Hearst и Bauer. Таким образом финны исправляют ошибку, допущенную в 2011 году

31 октября в ходе конференц-колла руководства финского издательского холдинга генеральный директор Харри-Пекка Кауконен объявил, что компания готова продать свои российские активы. Это делается в рамках стратегической переоценки подразделений, которую Sanoma проводит сейчас на рынках Центральной и Восточной Европы, а также в Бельгии. По словам Кауконена, холдинг аккумулирует средства для развития на рынках Нидерландов и Финляндии и сегмента учебной литературы (доходы этого сегмента растут).

Sanoma Group

владеет газетами, журналами, радиостанциями, телекомпаниями в 20 странах Европы. Sanoma Independent Media (SIM) - один из крупнейших издательских домов в России. Он был основан Дерком Сауэром в 1992 году. Sanoma выкупила его в 2005 году почти за €150 млн.

SIM состоит из нескольких юридических лиц. Крупнейшее из них по выручке — «Фэшн пресс», издает журналы Cosmopolitan, «Домашний очаг», Esquire, Harper’s Bazaar и др. Sanoma владеет «Фэшн пресс» пополам с американским Hearst. «Юнайтед пресс» издает Men’s Health, Woman’s Health, National Geographic и др. Она полностью принадлежит Sanoma. Совместно с итальянской Mondadori финская компания издает журнал Grazia, а вместе с Dow Jones (учредитель The Wall Street Journal) и FT Group (учредитель Financial Times) — газету «Ведомости» (юридическое лицо — ЗАО «Бизнес ньюс медиа», в равных долях принадлежит перечисленным собственникам).

Вице-президент Sanoma Робин Янссен сообщил Forbes, что корпорация «начала глубокие стратегические изменения», в частности, пересматривает возможности российского бизнеса и сосредотачивается на образовательном бизнесе и многоканальных СМИ в Голландии и Финляндии.

Кого может заинтересовать российский бизнес Sanoma? «Я буду претендовать на долю Sanoma в «Ведомостях». Надеюсь, мне удастся договориться с финской компанией», - сказал в интервью Forbes основатель Independent Media, а сейчас генеральный директор РБК Дерк Сауэр.

Возможными покупателями журнальной части SIM, особенно «Фэшн пресс» (издатель Cosmopolitan, «Домашний очаг», Esquire, Harper’s Bazaar и других), Сауэр считает американскую корпорацию Hearst, которая владеет половиной этой компании. У Hearst есть опцион на выкуп второй доли. Кроме того, по условиям акционерного соглашения в случае если Hearst не понравится возможный покупатель, она может отозвать лицензии на издание названных брендов. Одна из основателей Independent Media, вице-президент медиагруппы РБК Елена Мясникова считает такое развитие событий вероятным, уточняя, что это зависит от того, есть ли у Hearst деньги на покупку. Второй возможный кандидат на покупку - немецкая Bauer (Joy, «Планета женщин», «Тайны звезд»).

«У Sanoma были проблемы с делами и с долгами на протяжении последних лет. Это препятствовало инвестициям в развитие бизнеса, в том числе в России. Решение сосредоточиться на основных рынках я считаю единственно возможным в данной ситуации и абсолютно правильным и для Sanoma, и для российского подразделения, если новый покупатель будет инвестировать в развитие компании», - говорит Мясникова.

Ситуация в бизнесе издательского дома действительно не безоблачная. По итогам 9 месяцев 2013 года доходы упали на 7%, до 1,7 млрд евро, а убыток компании составил 240 млн евро. Причиной его появления стало единовременное списание суммы в 317 млн евро, основной вклад в которую внесла переоценка гудвилла и нематериальных активов в Нидерландах (268 млн евро) и России (24 млн евро).

По мнению Сауэра и Мясниковой, списание убытков в России связано с переоценкой затрат на покупку Independent Media в 2005 году.

Если бы Sanoma не осуществила списание на 317 млн евро, то ее медиа-бизнес за 3 квартал 2013 года показал бы операционную прибыль в размере 24,3 млн евро (за аналогичный период прошлого года - 23 млн евро).

Sanoma не раскрывает отдельно показатели своего российского бизнеса. В отчете компания отмечает, что в России и странах Центральной и Восточной Европы операционная прибыль принадлежащих ей структур увеличилась, несмотря на падение выручки, почти на 12% благодаря контролю над затратами. Здесь за третий квартал этого года Sanoma выручила 41,3 млн евро против 46,9 млн евро за аналогичный период прошлого года. За девять месяцев 2013 года – 128,1 млн евро против 146 млн евро за аналогичный период прошлого года.

Нынешние трудности напрямую связаны с событиями двухлетней давности: в 2011 года Sanoma за 1,23 млрд евро приобрела телевизионный бизнес в Бельгии и Голландии, после чего ее чистый долг по итогам года почти удвоился до 1,6 млрд евро (при выручке 2,4 млрд евро).

По мнению Сауэра, покупка телевизионной компании, операционные результаты которой оказались значительно хуже предполагаемых, - «огромная ошибка» Sanoma, с чем связаны дефицит оборотных средств и убытки, которые она постепенно списывает.

«Российская часть бизнеса Sanoma - это единственное, за что они могут что-то выручить», - говорит Сауэр. Аналогичного мнения придерживается Елена Мясникова. На вопрос, не складывается ли у нее ощущение, что успешным российским активом расплачиваются за ошибки на других рынках, она ответила утвердительно.

Новости партнеров