К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Владельцы "Эксмо" выкупили издательство АСТ

фото Коммерсантъ
фото Коммерсантъ
Основатель "Эксмо" Олег Новиков о том, как идет объединение двух бывших конкурентов

Два вечных конкурента объединяются — книжное издательство "Эксмо" купило АСТ, выпускавшее каждую пятую книгу в России. О том, почему сделка стала возможна и как она готовилась, — совладелец "Эксмо" Олег Новиков в интервью Forbes.

В какой стадии сейчас процесс объединения?

— Осенью 2013 года издательство АСТ вошло в группу компаний «Эксмо». Также в ФАС было подано уведомительное заявление о приобретении мною АСТ.

 

— Что побудило вас заключить сделку по покупке АСТ?

— В 2008 году мы обсуждали с коллегами из АСТ последствия кризиса, оптимизацию издержек и возможное объединение. Разговоры были, но в соглашение они не вылились.

 

Крах «Топ-книги» очень серьезно ударил по АСТ. В 2009 году я предлагал создать совместное предприятие АСТ, «Эксмо» и «Топ-книги» для санации последней, но АСТ решил превратить ее в часть своей издательской группы. В итоге «Топ-книгу» спасти не удалось, а в 2011 году началась история с налоговыми претензиями к АСТ. Кризис, который разразился в издательстве в 2012 году, ускорил процесс – владельцы сами предложили поговорить о объединении.

— Может быть, «Эксмо» или другие издательства инициировали налоговые проверки в АСТ?  

— Нет. Практически все издательства, в том числе и «Эксмо», налоговая инспекция проверяла в течение всего 2011 года. У нас существенных нарушений не нашли.

 

— О чем вы договорились с прежними собственниками АСТ?

— Летом 2012 года мы договорились, что я создаю новую структуру, перезаключаю договора с авторами и нанимаю сотрудников в новую компанию. Они мне не мешают это делать, не предъявляют никаких претензий. Если мне это сделать удается, то я выплачиваю им деньги и становлюсь владельцем АСТ. Если бы мне не удалось создать новую структуру, то сделка бы не состоялась. После подписания соглашения мы зарегистрировали группу «Эксмо АСТ», я в том числе стал генеральным директором АСТ.

— Как устроена новая структура и как она соотносится с «Эксмо»?

— В группе есть два  основных независимых издательства – АСТ и «Эксмо». Они работают через разных дистрибьюторов, кроме Северо-Западного региона и Киева, где они пользуются услугами общих сбытовых структур, принадлежащих «Эксмо».

— С каким проблемами в АСТ вы столкнулись?

 

— Оказалось, что у нас разное понимание целей: в «Эксмо» главное - донести книгу до читателя, в АСТ стремились  увеличить объем продаж через увеличение выпуска, при этом редактор не отслеживал, что дальше происходит с книгой. Сегодня и в АСТ мы стремимся формировать редакционную политику от понимания интересов читателя. Первым делом мы провели обучение редакторов  АСТ маркетингу и брендингу.

— Издательства конкурируют?

— Борьба за авторов между «Эксмо» и АСТ все равно существует. Я знаю, например, что Галина Куликова ведет переговоры и с тем и с другим издательством. Было несколько международных тендеров, где «Эксмо» и АСТ конкурировали. Меня это несколько смущает, но из двух зол нужно выбирать меньшее. Сейчас это оптимальное решение.

— Есть отток авторов из АСТ? Сокращали ли вы численность редакции?

 

— Всех авторов удалось убедить остаться, за исключением правообладателей Астрид Линдгрен, которые отказались перезаключать договор после истечения его срока. Права приобрело издательство «Аттикус». Из старой структуры АСТ в новую по разным причинам не перешли около 10% сотрудников. Сейчас в АСТ работает около 500 человек.

— Каковы финансовые показатели «Эксмо» и АСТ?

— Планируемый объем продаж АСТ за 2013 год – 4,5 млрд рублей, прибыли за этот год не будет. Объем продаж «Эксмо» – 6,5 млрд рублей, рост по сравнению с 2012 годом 8%, прибыль 2-3%. В 2014 году объем продаж «Эксмо» в денежном выражении планируется увеличить продажи на 5%, АСТ – на 8%. Остается проблема с неликвидными запасами АСТ. Это около 15 000 наименований, и продажи на уровне 10 книг по каждой позиции в год. Мы пытаемся понять, что с ними делать.

— «Эксмо» оказывает АСТ финансовую поддержку?

 

— Помощь была незначительная, около 50-60 млн рублей краткосрочных кредитов.

— Что вы делаете с налоговыми претензиями к структурам АСТ?

— Это не наша забота. Процессы банкротства идут вне новой структуры. Часть претензий, насколько я знаю, погашена. Там, конечно, могли быть обременения и риски, но мы постарались их не брать на себя.

— Какие вы видите отрицательные стороны для себя и для «Эксмо» в объединении с АСТ?

 

— Если честно, я не планировал так глубоко погружаться в операционную работу АСТ. Думал, что буду работать на уровне изменения структуры. Отношения с авторами, переговоры, гарантии – пришлось брать на себя личные обязательства. Дальше всплыли вопросы маркетинга и сбыта, одно за другое цеплялось. Пришлось работать с людьми чуть больше, чем мне бы хотелось, и меньше времени уделять «Эксмо».

— Как дальше будете реорганизовывать группу?

— В перспективе я бы хотел создать холдинг, назначить генеральных директоров в каждой компании и отойти от операционного управления. Это интересная работа, но операционно управлять двумя такими крупными компаниями тяжело.

Интеграцию «Эксмо» и АСТ я пока не планирую. До тех пор пока структуры смогут самостоятельно развиваться, пусть остаются независимыми. Если книжный рынок будет дальше сжиматься и нужно будет сокращать издержки, придется что-то оптимизировать. Если дойдет до этого, то будем оптимизировать логистику. По редакционным подразделениям – чтобы делать продукт, нужно определенное количество редакторов. В одном юридическом лице или в двух, значения не имеет.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+