Forbes
$64.53
71.36
DJIA17286.01
NASD4662.00
RTS905.36
ММВБ1857.23
Анастасия Жохова Анастасия Жохова
бывший редактор Forbes 
Поделиться
0
0

Пиратская рента: почему крупнейший онлайн-кинотеатр Рунета не приносит прибыли

Пиратская рента: почему крупнейший онлайн-кинотеатр Рунета не приносит прибыли
Построив онлайн-кинотеатр, Олег Туманов обнаружил, что бизнес только начинаетсяФото Артема Голощапова для Forbes
Основатель Ivi.ru Олег Туманов собрал крупнейшую в Рунете легальную видеотеку, не оглядываясь на убытки. Что мешает порталу стать прибыльным и почему борьба правообладателей с пиратами не идет ему на пользу?

Зимой 2010 года Олег Туманов, основатель онлайн-кинотеатра Ivi.ru, ощутил себя победителем пиратов. В обмен на право бесплатно пользоваться каталогом фильмов в течение недели до официального запуска он предложил интернет-пользователям сдать менеджер загрузки файлов своего торрент-трекера. В результате пользователи отказались от 50 000 аккаунтов на пиратских площадках, а в первый день работы Ivi.ru посетили 180 000 человек.

Видеотека компании Туманова насчитывает свыше 70 000 кинофильмов, сериалов, мультфильмов, телепередач и видеоклипов, полученных по договорам более чем с 250 российскими и иностранным правообладателями. Выручка Ivi.ru в 2013 году выросла почти вдвое, до 470 млн рублей. Тем не менее предприниматель надеется выйти на операционный ноль лишь в конце 2014 года.

«Мы начинали бизнес в пиратских условиях, и если бы мы тогда ставили успех в зависимость от того, что будет с пиратами, мы бы его не начали», — говорит Олег Туманов.

Однако зависимость видели правообладатели. Борьба с кинопиратством, которую они развернули, в результате создала ситуацию, когда легальные онлайн-кинотеатры нежданно-негаданно получают новых конкурентов.

Модель для сбора

Владелец Ivi.ru, можно сказать, купился на перспективы онлайн-кинорынка. В 2009 году Олег Туманов, бывший заместитель главного управляющего директора Альфа-Банка, пытавшийся, и неудачно, сделать бизнес на дистрибуции музыкального контента в интернете, задумал создать онлайн-кинотеатр. Козырем в конкуренции с пиратами должен был стать бесплатный доступ к каталогу фильмов высокого разрешения. От зрителя требовалось лишь перетерпеть показы рекламных роликов, на которых Туманов и собирался зарабатывать.

Первые договоры с правообладателями — «Союзмульфильмом», «Централ Партнершип», «Амедиа» и «Ленфильмом» — Ivi.ru заключила в начале 2010 года. Правообладатель получал минимальный гарантированный платеж — от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов за фильм — и 40% дохода от продажи рекламы.

К вопросу о разделении доходов правообладатели до сих пор относятся нервно из-за неудачного опыта работы на рынке DVD, где крайне сложно контролировать объем продаж (что позволяет дистрибьюторам занижать объем выплат роялти). Тем не менее Туманову удалось сломить предубеждение. «Ivi.ru — одна из немногих площадок, с которой мы соглашаемся работать на условиях роялти при минимальной гарантии», — говорит руководитель интернет-департамента кинокомпании Star Media Юлия Виноградова.

Если российские компании довольно легко соглашались на рекламную модель, то иностранных мейджоров пришлось уговаривать. Одна и та же премьера на разных каналах появляется в определенные промежутки времени — так называемые окна. Первое, наиболее доходное, «окно» — прокат в кинотеатрах. Начать платный легальный показ фильма интернет-кинотеатры имеют право не ранее чем через полгода после офлайн-премьеры, а показ по рекламной модели — еще позже.

«Мы с Олегом ездили в Калифорнию. Пытались убедить мейджоров работать с нами по рекламной модели, — вспоминает генеральный продюсер Ivi.ru Сергей Корнихин. — Они сказали, что сопереживают нам, но премьеры мы получим либо по платной модели, либо не получим вообще. Мы ответили, что готовы попробовать». В конце 2011 года Ivi.ru предложил пользователям смотреть голливудские премьеры на платной основе (подписка или разовая оплата). «Фильмы мы предпочитаем давать на платный показ, потому что сегодня цифровые продажи становятся существенной частью возврата бюджетов и окупаемости кинокартин», — поясняет гендиректор «Уолт Дисней Компани СНГ»  Марина Жигалова-Озкан. Первым мейджором, которого все-таки уломали на рекламную модель, был Disney, предоставивший Ivi.ru контент из своего каталога. Договорились и с кинокомпанией Fox.  Правда, мейджоры просили большие гарантийные взносы — до нескольких сотен тысяч долларов за фильм.

Выручка Ivi.ru росла, но одновременно росли и расходы.

«Первые три года говорить об эффективности не было смысла, нужно было сначала показать, что аудитория к нам готова», — разъясняет Олег Туманов.

Если в январе 2011 года Ivi.ru посетило 5 млн уникальных посетителей, а число просмотров достигло 11 млн, то к концу 2013-го месячная аудитория выросла до 30 млн посетителей, число просмотров — до 200 млн. Среди легальных киноплощадок Рунета это наивысшие показатели. Но параллельно с рынком легальных онлайн-показов расширялась и пиратская территория.

Пиратские уловки

«Копирастия добралась до LostFilm. Внесен в реестр и начал блокироваться операторами. Из-за наличия сериалов «Игра престолов», «Во все тяжкие», «Подпольная империя» и т. д. Культуру под замок, бабло на бочку», — возмущался в середине июня этого года в своем «фейсбуке» Артем Козлюк из Пиратской партии России. Однако сейчас поисковики находят два работающих ресурса с тем же названием и еще две группы «ВКонтакте».

По подсчетам Ольги Валигурской, гендиректора компании Webkontrol (защита контента в интернете), в 2013 году из-за кинопиратства в Рунете правообладатели недополучили $1,3 млрд дохода. Кто должен бороться с пиратством? Руководство многих онлайн-кинотеатров декларирует, что это дело правообладателей и правоохранительных органов. «Наша задача — дать более конкурентоспособный по сравнению с пиратским продукт», — говорит Олег Туманов.

Тем не менее менеджеры Ivi.ru пробовали перевоспитать пиратов. В первые полтора года работы ресурс предлагал как агрегаторам контента, так и нелегальным площадкам, готовым «встать на путь исправления», поставить у себя плеер Ivi.ru на условиях раздела рекламных доходов. С агрегаторами подружиться удалось (например,  c Afisha.mail.ru). Конверсия оказалась слишком низкой, и от попыток Ivi.ru отказался.

Но проблема торрентов и пиратских площадок не идет в сравнение с теми, которые создает правообладателям легальная социальная сеть «ВКонтакте». Это один из самых крупных интернет-ресурсов, хранящих нелегальное видео. Социальная сеть, в отличие, к примеру, от YouTube, не имеет фильтров, блокирующих первичную загрузку пиратского видео. По оценке компании Webkontrol, пользователи  «ВКонтакте» заливают несколько десятков фильмов в секунду, подавляющее большинство которых — нелегальные копии.

«В сутки мы удаляем десятки тысяч копий нелегального видео. Только для одного мейджора за пять месяцев мы удалили 3 млн файлов из интернета, порядка 80% из них — с «ВКонтакте», — рассказывает Валигурская.

Дмитрий Сергеев, исполнительный директор «ВКонтакте», говорит, что у соцсети есть форма для удаления нелегального контента правообладателями, но система не всегда работает оптимально. «Мы улучшаем технологии распознавания цифровых отпечатков, чтобы в том числе исключать повторную загрузку, — уверяет он. — То есть, к примеру, если сериал «Интерны» был загружен нелегально и затем удален каналом ТНТ, то вторично залить его нелегально будет уже невозможно. Или же если не удален, но верифицирован ТНТ, можно смотреть только чистую с точки зрения прав версию».

Однажды у «ВКонтакте» возникла проблема с сервером и трафик у одной из киноплощадок, работающих по рекламной модели, вырос на 30% (но, к примеру, на Play, работающей по подписке, это не отразилось). Ivi.ru пытается повлиять на ситуацию с «ВКонтакте» уже три года. В некоторых случаях удается заменить нелегальную копию на свой плеер.

Другая легальная площадка с гигантскими объемами нелегального видео — социальная сеть «Мой мир». В день там может загружаться несколько сотен тысяч различных видеофайлов. Если правообладатель пришлет претензию с доказательством своих прав, то в течение двух часов пиратский контент будет заменен на легальный.

Обмен плеерами

Ситуация в Рунете переломилась в августе 2013-го, когда вступил в силу закон, позволяющий блокировать сайты, содержащие нелицензионную видеопродукцию, по требованию правообладателя.

Как говорит Валигурская из Webkontrol, после обращения компании в Мосгорсуд (от имени своих клиентов) сайты обычно сразу удаляют контент, но Webkontrol судится до конца, чтобы сайт обязали принять меры для предотвращения нелегального появления данного контента вновь. Иногда правообладатели лишь «балуются» блокировками — обычно на 15 дней, а до суда дело не доводят. По истечении срока фильм опять может появиться на пиратской площадке, а второй раз дело возбудить уже нельзя.

Иногда правообладатели координируют свои действия с легальными онлайн-кинотеатрами. «В ряде случаев, перед тем как подавать на обеспечительные меры, мы связываемся с контрагентами и договариваемся о слаженных действиях», — рассказывает Виноградова из Star Media. Компания удаляет ежемесячно около 200 000 нелегальных ссылок, с начала года было принято 250 обеспечительных мер, суд удовлетворил заявления по 22 сайтам.

Страницы12
Поделиться
0
0
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое
Рамблер/Новости
Опрос
Что для вас лично является одной из главных актуальных тем современности?
Проголосовало 8625 человек

Forbes сегодня

28 июня, вторник
Forbes 07/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.